В задании 2 выявлены низкая мотивационная готовность ребёнка к поступлению в школу, низкая интеллектуальная готовность, высокая утомляемость, низкие уровни переключения, распределения и концентрации внимания.
Развивать у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. [3]
Для коррекционной работы рекомендуются следующие игры и упражнения:[2]
1) "Черный с белым не берите, да и нет не говорите!"
В игре развиваются умения детей действовать по правилам, формируется произвольность действий, самоконтроль. Вовлекаем ребенка в диалог на школьную тему, но вначале обговариваются правила, выраженные в названии игры: не говорить да и нет, не называть черный и белый цвета. Например:
- Тебе нравится учиться?
- Какого цвета портфель?
- У тебя есть друзья в школе?
- Твои туфли черные?
- Какого цвета школьная рубашка?
- Ты любишь читать?
Вопросы нужно задавать быстро, чтобы научить дошкольника произвольно удерживать их в памяти, контролировать свой ответ.
2) "Камень, ножницы, бумага"
Игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю. Играть можно вдвоем или нескольким участникам. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь).
|
- Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их.
- Бумага сильнее камня, так как накрывает его.
- Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее.
- Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.
3) "Мы сидели на балконе..."
Развивается произвольность движений, так как нужно внимательно следить за движениями партнера и синхронно их повторять, повышается самоконтроль. Правило: ритмично произносить слова и хлопать в такт ладошками о ладони партнера (прямо и наперекрест), постепенно нарастая темп. Закончив считалочку, игроки замирают, но при этом можно строить "рожицы", чтобы рассмешить партнера и выиграть:
Кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По-турецки говорили:
Чаби, чаляби,
Чаляби, чаби-чаби!
Мы набрали в рот воды
И сказали всем - замри!
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб - хлоп!
4) "Вагончики"
Упражнение поможет развить логическое мышление и самоконтроль. Можно использовать картинки из любого тематического лото, например, "Посуда", "Одежда", "Школьные принадлежности" и подобное. Каждому выдается по пять картинок - вагончиков, с помощью которых строится поезд на основе логических связей: ведущий выкладывает первую картинку, например, альбом, следующий игрок ищет у себя и прикладывает картинку с карандашами. Почему? (Рисование). Следующий участник кладет картинку с изображением ластика, затем прикладывается изображение ножниц и т. д.
|
5) "Я начинаю, а ты заканчивай..."
Для понимания игровой задачи и развития самоконтроля подойдет словесная игра с предложениями. Упражнять в построении предложений полезно для подготовки к учебному процессу. Для поддержания интереса используется мяч: ведущий бросает мяч игроку с началом предложения, а тот возвращает с окончанием. Например:
- Летом тепло, а зимой...
- Малыши ходят в детсад, а школьники...
- На улице бегают, а в школе...
- На перемене можно играть, а на уроке...
- В бассейне купаются, а на катке...".
Когда дети научатся быстро составлять предложение, можно поменяться ролями: начинает ребенок, взрослый продолжает.
6) "Птичка, или не зевай, птичку на дерево сажай!"
Познавательная игра на самоконтроль и для развития мотивации. Ведущий напоминает названия деревья и предлагает игрокам выбрать дерево по интересу: клен, березу, ель, пальму. Для увлекательности игры игроки припасают фанты (мелкие предметы). Ведущий начинает игру словами: "Птичка прилетела и села на березу". Игрок, выбравший березу, должен быстро сориентироваться и "пересадить птичку на другое дерево": "На березе не сидела, а улетела на пальму". Кто замешкается, отдает фант. Главное - быть внимательным и следить за ходом игры. В конце игры фанты разыгрываются с помощью веселых заданий. Поощрительным призом награждается победитель.
7) "Выложи фигуру"
Упражнение полезно для повышения самоконтроля. Взрослый готовит фигуру из счетных палочек, предлагая ребенку рассмотреть ее и запомнить изображение. Потом накрывает фигуру и предлагает выложить такую же. Фигуры могут быть самые разные, от простой (домик, снежинка, елочка) до сложного узора. Все зависит от подготовки дошкольника и его индивидуальных особенностей. Затем игроки меняются ролями, ребенок задает фигуру, а взрослый копирует ее.
|
8) "Стань хорошим первоклассником!"
Упражнение тренирует дошколят в собирании и разбирании портфеля, что помогает развитию мотивации. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть школьные принадлежности: ручка, учебник, игрушка, тетрадь, пенал, карандаши, тарелка, ключ и т. д. Ребёнок должен сам отобрать предметы для школы и аккуратно сложить в портфель.
Для поддержания интереса можно ввести соревновательный элемент и загадки:
- Ошибку исправить он мне помогает и осторожно в тетрадке стирает (ластик).
- До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог (ранец).
- В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки, что угодно для души (пенал).
- Я пишу на строчке палочки, крючочки, буду буквы я писать. Это ведь моя (тетрадь).
- В белом поле, по дороге мчится конь мой одноногий и на много-много лет оставляет синий след (ручка).
- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).
9) "Рисуем цифрами и буквами"
Тренировка произвольности действий и самоконтроля. Взрослый подбирает картинки с цифровым или буквенным изображением предметов: человечки, кораблик, букет цветов, посуда. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и воспроизвести их. Подобная игра помогает решить сразу несколько задач: закрепить написание букв и цифр, умение их увидеть в разных ситуациях, проконтролировать правильность выполнения.
10) "Графический диктант"
Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, "Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)". "Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)". (рисунок 4)
Рисунок 4 – Образец графического диктанта
•21®12®12®11®1¯… •1®2®11®…
11) "Раскрась и зачеркни фигурки"
Подобные кропотливые упражнения на мотивацию помогает дошкольнику научиться контролировать себя при выполнении монотонного задания. Ребенку предлагается закрасить цветными карандашами геометрические фигурки в виде елочек, домиков, мячиков. Для развития игры и поддержания интереса после раскрашивания можно предложить зачеркнуть все елочки или только елочку и домик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап.[1]
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.
Параметры готовности к школе включают в себя:[8]
1) Умения действовать в различных социальных ситуациях;
2) Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта.
3) Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети);
4) Опыт самообучения и самоорганизации;
5) Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;
6) Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;
7) Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.);
8) Коммуникативные способности, в т.ч. умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.