Коррекционная работа по подготовке детей к школе.




В задании 2 выявлены низкая мотивационная готовность ребёнка к поступлению в школу, низкая интеллектуальная готовность, высокая утомляемость, низкие уровни переключения, распределения и концентрации внимания.

Развивать у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. [3]

Для коррекционной работы рекомендуются следующие игры и упражнения:[2]

1) "Черный с белым не берите, да и нет не говорите!"

В игре развиваются умения детей действовать по правилам, формируется произвольность действий, самоконтроль. Вовлекаем ребенка в диалог на школьную тему, но вначале обговариваются правила, выраженные в названии игры: не говорить да и нет, не называть черный и белый цвета. Например:

- Тебе нравится учиться?

- Какого цвета портфель?

- У тебя есть друзья в школе?

- Твои туфли черные?

- Какого цвета школьная рубашка?

- Ты любишь читать?

Вопросы нужно задавать быстро, чтобы научить дошкольника произвольно удерживать их в памяти, контролировать свой ответ.

2) "Камень, ножницы, бумага"

Игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю. Играть можно вдвоем или нескольким участникам. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь).

- Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их.

- Бумага сильнее камня, так как накрывает его.

- Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее.

- Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.

3) "Мы сидели на балконе..."

Развивается произвольность движений, так как нужно внимательно следить за движениями партнера и синхронно их повторять, повышается самоконтроль. Правило: ритмично произносить слова и хлопать в такт ладошками о ладони партнера (прямо и наперекрест), постепенно нарастая темп. Закончив считалочку, игроки замирают, но при этом можно строить "рожицы", чтобы рассмешить партнера и выиграть:

Кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе,

Чай пили, блюдца били,

По-турецки говорили:

Чаби, чаляби,

Чаляби, чаби-чаби!

Мы набрали в рот воды

И сказали всем - замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб - хлоп!

4) "Вагончики"

Упражнение поможет развить логическое мышление и самоконтроль. Можно использовать картинки из любого тематического лото, например, "Посуда", "Одежда", "Школьные принадлежности" и подобное. Каждому выдается по пять картинок - вагончиков, с помощью которых строится поезд на основе логических связей: ведущий выкладывает первую картинку, например, альбом, следующий игрок ищет у себя и прикладывает картинку с карандашами. Почему? (Рисование). Следующий участник кладет картинку с изображением ластика, затем прикладывается изображение ножниц и т. д.

5) "Я начинаю, а ты заканчивай..."

Для понимания игровой задачи и развития самоконтроля подойдет словесная игра с предложениями. Упражнять в построении предложений полезно для подготовки к учебному процессу. Для поддержания интереса используется мяч: ведущий бросает мяч игроку с началом предложения, а тот возвращает с окончанием. Например:

- Летом тепло, а зимой...

- Малыши ходят в детсад, а школьники...

- На улице бегают, а в школе...

- На перемене можно играть, а на уроке...

- В бассейне купаются, а на катке...".

Когда дети научатся быстро составлять предложение, можно поменяться ролями: начинает ребенок, взрослый продолжает.

6) "Птичка, или не зевай, птичку на дерево сажай!"

Познавательная игра на самоконтроль и для развития мотивации. Ведущий напоминает названия деревья и предлагает игрокам выбрать дерево по интересу: клен, березу, ель, пальму. Для увлекательности игры игроки припасают фанты (мелкие предметы). Ведущий начинает игру словами: "Птичка прилетела и села на березу". Игрок, выбравший березу, должен быстро сориентироваться и "пересадить птичку на другое дерево": "На березе не сидела, а улетела на пальму". Кто замешкается, отдает фант. Главное - быть внимательным и следить за ходом игры. В конце игры фанты разыгрываются с помощью веселых заданий. Поощрительным призом награждается победитель.

7) "Выложи фигуру"

Упражнение полезно для повышения самоконтроля. Взрослый готовит фигуру из счетных палочек, предлагая ребенку рассмотреть ее и запомнить изображение. Потом накрывает фигуру и предлагает выложить такую же. Фигуры могут быть самые разные, от простой (домик, снежинка, елочка) до сложного узора. Все зависит от подготовки дошкольника и его индивидуальных особенностей. Затем игроки меняются ролями, ребенок задает фигуру, а взрослый копирует ее.

8) "Стань хорошим первоклассником!"

Упражнение тренирует дошколят в собирании и разбирании портфеля, что помогает развитию мотивации. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть школьные принадлежности: ручка, учебник, игрушка, тетрадь, пенал, карандаши, тарелка, ключ и т. д. Ребёнок должен сам отобрать предметы для школы и аккуратно сложить в портфель.

Для поддержания интереса можно ввести соревновательный элемент и загадки:

- Ошибку исправить он мне помогает и осторожно в тетрадке стирает (ластик).

- До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог (ранец).

- В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки, что угодно для души (пенал).

- Я пишу на строчке палочки, крючочки, буду буквы я писать. Это ведь моя (тетрадь).

- В белом поле, по дороге мчится конь мой одноногий и на много-много лет оставляет синий след (ручка).

- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

9) "Рисуем цифрами и буквами"

Тренировка произвольности действий и самоконтроля. Взрослый подбирает картинки с цифровым или буквенным изображением предметов: человечки, кораблик, букет цветов, посуда. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и воспроизвести их. Подобная игра помогает решить сразу несколько задач: закрепить написание букв и цифр, умение их увидеть в разных ситуациях, проконтролировать правильность выполнения.

10) "Графический диктант"

Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, "Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)". "Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)". (рисунок 4)

Рисунок 4 – Образец графического диктанта

•2­1®1­2®1­2®1­1®1¯… •1­®2®1­1®…

11) "Раскрась и зачеркни фигурки"

Подобные кропотливые упражнения на мотивацию помогает дошкольнику научиться контролировать себя при выполнении монотонного задания. Ребенку предлагается закрасить цветными карандашами геометрические фигурки в виде елочек, домиков, мячиков. Для развития игры и поддержания интереса после раскрашивания можно предложить зачеркнуть все елочки или только елочку и домик.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап.[1]

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Параметры готовности к школе включают в себя:[8]

1) Умения действовать в различных социальных ситуациях;

2) Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта.

3) Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети);

4) Опыт самообучения и самоорганизации;

5) Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;

6) Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;

7) Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.);

8) Коммуникативные способности, в т.ч. умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: