А) Гражданская культура личности, ее компоненты.




Лекция 1.18 Тема: Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.

 

Вопросы:

1. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

а) Гражданская культура личности, ее компоненты.

б) Пути и средства воспитания гражданских качеств у учащихся.

2. Сущность и содержание политики как социальной категории.

3. Особенности воспитания политической культуры учащихся.

Литература:

1. Сластенин, В.А. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев [и др.] – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.

  1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие / Г.М.Андреева. — Изд. 2-е. — М.:Апект Пресс, 2000. — 288 с.
  2. Арловский, Д.С. Использование компьютерных технологий в организации идеологической работы в школе / Д.С.Арлов-ский // Веснш адукацьп. — 2006. — № 10. — С. 37 — 42.
  3. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молоде­жью: организация и методика проведения / З.В.Артеменко, Ж.Е.Завадская. — Минск, 1994.— 230 с.
  4. Грушецкая, Т. Камера смотрит в мир / Т.Грушецкая // Минская школа. — 2004. — № 2. — С. 61 — 63.
  5. Денисюк, НЛ. Формирование политической культуры школь­ников / Н.П.Денисюк // Веснш адукацьп. — 2006. — № 12. — С. 64 — 68.
  6. Иоффе, ЭТ. Политическая культура и права молодежи: учеб. пособие к спецкурсу / Э.Г.Иоффе. — М.: БГПУ им. Максима Танка, 2000. — 37 с.
  7. Политология: учеб. пособие / сост. И.А.Черкасов. — М.: ЗАО "ВЕДЫ", 1997. — 104 с.
  8. Селевко, ГЛ. Социально-воспитательные технологии / Г.К.Селевко, А.Г.Селевко. — М.: Народное образование, 2002. — 176с.
  9. Социальная политика и приоритеты / под ред. В.И.Жу­кова. — М.: СОЮЗ, 2000.
  10. Тавадов, Г.Т. Политология: учеб. пособие / Г,Т,Тавадов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 416 с.
  11. Ткачев, СИ. Нравственная и политическая культура как ценности воспитания: учеб. пособие / С.И.Ткачев, К.А.Ткачева; Мин. обр. Украины: ХГ и "НУА". — Харьков, 1999. — 81с.
  12. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я.С.Яскевич. — Минск: РИВШ БГУ, 2003.

 


 

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

а) Гражданская культура личности, ее компоненты.

Гражданская культура и гражданственность – результат гражданского воспитания. Гражданственность – нравственное качество личности, определяющие сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Гражданственность – интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура.

Гражданское воспитание – процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Теория гражданского воспи­тания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером( отличавшим необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс). Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевско­го, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она осно­вана на учете особенностей русского менталитета, разви­тии национального самосознания, воспитании гражданина. В.А. Сухомлинский рассматривал гражданственность в не­разрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формиро­ванию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, се­мьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственных символов – Герба, Флага, Гимна, символики др. стран, чувства собственного достоинства и дисциплинированности, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.Формирование в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру.

К основным элементам граж­данственности относятся нравственная и правовая культу­ра, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к дру­гим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утвержда­ет гуманный подход к развитию личности человека.

Одним из основных направлений гражданского воспитания является формирование опыта гражданского действия, позволяю­щего человеку практически реализовывать важнейшие че­ловеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обще­ству и самому себе.

Компонентами гражданского воспитания являются пат­риотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечи­вающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, Уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязан­ности, гармонично сочетать патриотические, нацио­нальные и интернациональные чувства.

Патриотическое воспитание. Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к исто­рии отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа и других стран.

Содержание деятельности по патриотическому воспита­нию включает изучение Государственных символов РБ (Герба, Флага, Гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма (как люб­ви к своему Отечеству) и интернационализма (как сформи­рованного дружественного отношения к другим людям, странам и государствам). К патриотическому воспитанию также относится изучение природы родного края, его исто­рического прошлого; освоение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру других стран, традиции и обычаи их народов; изучение фактического материала о во­инской доблести и славе народов нашей страны.

Правовое воспитание. Цель правового воспитания зак­лючается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Систе­ма правового воспитания определяется характером и поли­тикой государства. Правовое воспитание ориентировано на осознанное вос­приятие законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма — идеальная модель должного поведе­ния человека в обществе. Взаимодействие права и воспи­танника осуществляется в основном опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в воспитании. Не яв­ляясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона: его особый статус закреп­лен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Кон­венции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки право­мерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, первичные навыки социальной деятель­ности.

В России вопросам правового воспитания уделяли вни­мание в своих трудах П.Ф. Каптерев («Об обществен­но-нравственном развитии и воспитании детей», 1908), К.Н. Корнилов («Конституция республики учащихся», 1917), Н.Н. Иорданский («Нравственно-правовые представ­ления и самоуправление у детей», 1925) и др., вопросы Правосознания рассматривались П.П. Блонским, А.С. Ма­каренко. В 1970 г. Д.С. Яковлева предложила особую модель правового воспитания (приучение к строгому соблю­дению основных прав и обязанностей граждан не по при­нуждению, а по убеждению; воспитание чувства хозяина страны и другие составляющие), которая испытывала со­противление среды и не могла быть реализована.

Задачи патриотического воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвен­ции о правах ребенка и разработки практических методик. Целесообразно организованная педагогическая деятель­ность в области правового воспитания, формирующая ус­тановки на уважение к закону, интерес к праву, осуществ­ление гражданского долга в правовой сфере, социально полезна, приемлема для воспитанников.

Содержание деятельности по правовому воспитанию, включает устранение обстоятельств, способствующих фор­мированию правонарушающего поведения (неблагоприят­ные условия жизни и воспитания); изучение среды, условий жизни и воспитания учащихся, их времяпрепровождения; коррекцию личностной позиции воспитанника; работу с воспитанниками, уже совершившими преступление.

Политическая культура – одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве.

Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального и политического опыта, накопленного обществом. И предполагает усвоение политических знаний, формирование политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства РБ, опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, умение делать выбор и нести за него ответственность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: