Лекция 1.18 Тема: Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
Вопросы:
1. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
а) Гражданская культура личности, ее компоненты.
б) Пути и средства воспитания гражданских качеств у учащихся.
2. Сущность и содержание политики как социальной категории.
3. Особенности воспитания политической культуры учащихся.
Литература:
1. Сластенин, В.А. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев [и др.] – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.
- Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие / Г.М.Андреева. — Изд. 2-е. — М.:Апект Пресс, 2000. — 288 с.
- Арловский, Д.С. Использование компьютерных технологий в организации идеологической работы в школе / Д.С.Арлов-ский // Веснш адукацьп. — 2006. — № 10. — С. 37 — 42.
- Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В.Артеменко, Ж.Е.Завадская. — Минск, 1994.— 230 с.
- Грушецкая, Т. Камера смотрит в мир / Т.Грушецкая // Минская школа. — 2004. — № 2. — С. 61 — 63.
- Денисюк, НЛ. Формирование политической культуры школьников / Н.П.Денисюк // Веснш адукацьп. — 2006. — № 12. — С. 64 — 68.
- Иоффе, ЭТ. Политическая культура и права молодежи: учеб. пособие к спецкурсу / Э.Г.Иоффе. — М.: БГПУ им. Максима Танка, 2000. — 37 с.
- Политология: учеб. пособие / сост. И.А.Черкасов. — М.: ЗАО "ВЕДЫ", 1997. — 104 с.
- Селевко, ГЛ. Социально-воспитательные технологии / Г.К.Селевко, А.Г.Селевко. — М.: Народное образование, 2002. — 176с.
- Социальная политика и приоритеты / под ред. В.И.Жукова. — М.: СОЮЗ, 2000.
- Тавадов, Г.Т. Политология: учеб. пособие / Г,Т,Тавадов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 416 с.
- Ткачев, СИ. Нравственная и политическая культура как ценности воспитания: учеб. пособие / С.И.Ткачев, К.А.Ткачева; Мин. обр. Украины: ХГ и "НУА". — Харьков, 1999. — 81с.
- Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я.С.Яскевич. — Минск: РИВШ БГУ, 2003.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
а) Гражданская культура личности, ее компоненты.
Гражданская культура и гражданственность – результат гражданского воспитания. Гражданственность – нравственное качество личности, определяющие сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Гражданственность – интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура.
Гражданское воспитание – процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.
Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером( отличавшим необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс). Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она основана на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина. В.А. Сухомлинский рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственных символов – Герба, Флага, Гимна, символики др. стран, чувства собственного достоинства и дисциплинированности, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. — Формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру.
К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.
Одним из основных направлений гражданского воспитания является формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе.
Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, Уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства.
Патриотическое воспитание. Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к истории отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа и других стран.
Содержание деятельности по патриотическому воспитанию включает изучение Государственных символов РБ (Герба, Флага, Гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма (как любви к своему Отечеству) и интернационализма (как сформированного дружественного отношения к другим людям, странам и государствам). К патриотическому воспитанию также относится изучение природы родного края, его исторического прошлого; освоение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру других стран, традиции и обычаи их народов; изучение фактического материала о воинской доблести и славе народов нашей страны.
Правовое воспитание. Цель правового воспитания заключается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей.
Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Взаимодействие права и воспитанника осуществляется в основном опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона: его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Конвенции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки правомерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, первичные навыки социальной деятельности.
В России вопросам правового воспитания уделяли внимание в своих трудах П.Ф. Каптерев («Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей», 1908), К.Н. Корнилов («Конституция республики учащихся», 1917), Н.Н. Иорданский («Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей», 1925) и др., вопросы Правосознания рассматривались П.П. Блонским, А.С. Макаренко. В 1970 г. Д.С. Яковлева предложила особую модель правового воспитания (приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; воспитание чувства хозяина страны и другие составляющие), которая испытывала сопротивление среды и не могла быть реализована.
Задачи патриотического воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвенции о правах ребенка и разработки практических методик. Целесообразно организованная педагогическая деятельность в области правового воспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву, осуществление гражданского долга в правовой сфере, социально полезна, приемлема для воспитанников.
Содержание деятельности по правовому воспитанию, включает устранение обстоятельств, способствующих формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания); изучение среды, условий жизни и воспитания учащихся, их времяпрепровождения; коррекцию личностной позиции воспитанника; работу с воспитанниками, уже совершившими преступление.
Политическая культура – одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве.
Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального и политического опыта, накопленного обществом. И предполагает усвоение политических знаний, формирование политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства РБ, опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, умение делать выбор и нести за него ответственность.