Бытие и сущее согласно М Хайдеггеру




Онтология М. Хайдеггера: «Бытие и время»

ФИДК, гр. 230

Ал Шамали Д. Г

Минск, 2021

Оглавление

 

Введение. 3

1. Онтология М. Хайдеггера: «Бытие и время». 4

1.1 Бытие и сущее согласно М Хайдеггеру. 4

1.2 Бытие как присутствие. 6

1.3 Бытие как время. 9

1.4 Язык как дом бытия. 11

Заключение. 13

Список использованной литературы.. 14

 


Введение

 

Мартин Хайдеггер считается одним из самых выдающихся (если не величайших) философов XX века. При этом до сих пор отношение к его творчеству остается неоднозначным. Кто-то считает его придурошным словоблудом, а кто-то профетическим мыслителем, точно уловившем основные направления современного исторического процесса. Concepture пытается разобраться в ключевых моментах философии немецкого мыслителя.

Необходимо сразу отметить, что к философии Хайдеггерра нельзя подходить со стандартными схемами мышления. Тропы мысли Хайдеггера пролегают в совершенно иной области, нежели традиционная метафизика. И для того, чтобы хотя бы претендовать на возможность какого-то понимания, в первую очередь следует отказаться от привычки «мыслить картинками» (Мамардашвили).

Хайдеггер считал, что происходит все большее и большее забвение Бытия. Древние мыслители были куда ближе к первоначальной открытости мышления Бытию. В дальнейшем мышление все более и более замыкается в самом себе. Об этом свидетельствует возникающая в Новом Времени субъективно-идеалистическая философия, которая утверждает, что мышление первично по отношению к бытию, что именно оно конституирует мир [1].


Онтология М. Хайдеггера: «Бытие и время»

Бытие и сущее согласно М Хайдеггеру

На почве греческих подходов к интерпретации бытия сложилось предубеждение, не только объявляющее вопрос о смысле бытия излишним, но даже прямо санкционирующая опущение этого вопроса. Говорят: "бытие" наиболее общее и наиболее пустое понятие. Как таковое оно не поддается никакой попытке конкретно обозначить его. Это наиболее общее, а потому неопределимое понятие и не нуждается ни в какой дефиниции. Каждый употребляет его постоянно и уж конечно понимает, что всякий раз под ним разумеет.

Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. Если он фундаментальный вопрос, тем более главный, то нуждается в адекватной прозрачности. Потому надо кратко разобрать, что вообще принадлежит к любому вопросу, чтобы отсюда суметь увидеть бытийный вопрос как исключительный. Мы не знаем, что значит "бытие". Но уже когда мы спрашиваем: "что есть бытие?", мы держимся в некой понятности этого "есть", без того чтобы были способны концептуально фиксировать, что это "есть" означает. Нам неведом даже горизонт, из которого нам надо было бы схватывать и фиксировать его смысл. Эта усредненная и смутная понятность бытия есть факт [2].

Но для начала следует так же определить такое понятие, как сущее, так как многие связывают эти понятия воедино. Итак, сущее — это все вещи и понятия этого мира, включая нас самих. Хайдеггер говорит о нем так: "Сущее открывается всегда как уже внутримирно подручное. Однако "сущим" именуем мы многое и в разном смысле. Сущее есть все, о чем мы говорим, что имеем в виду, к чему имеем такое-то и такое-то отношение, сущее и то, что и как мы сами суть."

При этом сущее может заслонять бытие, ведь предметы конкретны, мы сами еще более конкретны и интересны, а бытие — темно, безлико, неуловимо. Оно всему дает опору и жизнь, но само не "живет", не проявляется как "подручность", "наличность", цель или благо. Так, ученик видит все предметы на столе и даже скатерть, но не замечает саму пустую поверхность стола, пока мастер не сдернет скатерть вместе со всеми предметами.

Оригинальность Хайдеггеровской философии заключается в особом характере понимания им Бытия. Как правило, люди мыслят следующим образом: есть какая-то вещь и она что-то делает (выполняет свою функцию). Например, камень лежит, собака бегает, человек говорит. Хайдеггер ставит радикальный вопрос, а что вообще значит «есть»? Одинаково ли это «есть» у камня, собаки и человека. И приходит к выводу, что не одинаково. Камень — наличествует, собака — пребывает, а человек — экзистирует. Экзистировать значит выступать за пределы своего наличного существования. В этом и состоит главная особенность положения человека в мире. Он принципиально открыт сущему, не являясь замкнутым в себе предметом. Человек внимает обращенному к нему сущему [3].

Говоря о бытии Хайдеггер в своей работе отказывается от одного из центральных высказываний «мыслю — значит существую» и возвращается к непосредственной достоверности и очевидности самого существования, а не мышления, от которого заключаем к существованию. Таким образом Хайдеггер возвращает дискурс из гносеологической плоскости назад в онтологическую. Он как бы проходит сквозь мысль к бытию. А в историческом времени Хайдеггер проходит сквозь Декарта к Пармениду, который сказал: «…мыслить — то же, что быть, ибо без бытия, о котором ее изрекают, мысль тебе не найти».

Так что, если Декарт заключает от мышления к своему существованию (мыслю, следовательно существую), то Хайдеггер (феноменологически) прямо усматривает бытие как данность, о которой свидетельствует: «Вот бытие!».

То есть, бытие непосредственно различимо, потому что априори имеет форму — выступает не абстрактно, а способом быть [4].

Бытие — это способ существования сущего, "среда" существования предметов, обеспечивающая их связь, отношения и взаимодействие друг с другом: "Бытие означает бытие сущего. Но бытие сущего само не "есть" сущее. Первый философский шаг в понимании проблемы бытия состоит в том, чтобы "не рассказывать истории", т.е. определять бытие как сущее, через возведение к другому сущему в его истоках, как если бы бытие имело характер возможного сущего. Говорят: "бытие" наиболее общее и наиболее пустое понятие. Бытие есть наиболее общее из всего; бытие не есть также и род. Но "всеобщность" "бытия" не очерчивает верховную область сущего, поскольку последнее концептуально артикулировано по роду и виду" [5].

 

Бытие как присутствие

Традиционные философско-психологические представления трактовали человека как субъект, личность, Я, психику, сознание. Хайдеггер именует существо человека Dasein.

Некоторые переводчики – в их числе Бибихин – переводят термин Хайдеггера Dasein как «Присутствие», и этим несколько сбивают с толку читателя, не владеющего немецким. В русском языке, как, впрочем, и в немецком, присутствие (отсутствие) принадлежит сфере общения: присутствует (отсутствует) некто, то есть персона. Однако немецкий глагол «dasein» прежде всего, понимается как быть, бывать, существовать – чего нельзя утверждать о русском глаголе «присутствовать». Также существительное Dasein прежде всего означает жизнь, существование, и только в последнюю очередь присутствие персоны. Русское слово «присутствие» раньше понималось как учреждение (судебное присутствие, например), в нем заглушены значения бытия, жизни, существования.

То есть при переводе Dasein словом Присутствие вымывается главный, бытийный, или, как говорит Хайдеггер «онтический» смысл слова. Отсюда, присутствие, в обратном переводе, обозначается в немецком языке совсем другими словами: Anwesenheit, Gegenwart, – первое относится к местонахождению (жительству) имярека, а второе – к диалогу и предстоянию. Если же по-русски мы говорим не о некто, а о нечто, то оно не присутствует, а наличествует. Наличие также обозначается в немецком языке совсем другим словом: Vorhandensein, – означающее «от рук существовать», или быть по причине рук, или быть перед руками, как материал. И это «предручное», или наличное бытие, также как и «подручное» (Zuhandensein), Хайдеггер онтологически решительно отличает от Вот-бытия (Dasein), – как сможем убедиться в этом далее.

Несмотря на то, что слово Dasein имеет словарное значение «присутствие», и буквально Da–sein и при–суть соответствуют друг другу, в эллинском понятии эйнай (бытие) – к которому возводит свой дискурс Хайдеггер, рядом-бывание (парэйнай), или присутствие, и прочь-бывание (апэйнай), или отсутствие, имеются совместно, то есть мыслятся совместно в понятии бытия. «Бытие является как бы непрерывной игрой присутствия и отсутствия. Поэтому Парменид говорит, что отсутствующее в определенном смысле является присутствующим».

Об этом говорит и сам Хайдеггер:

«В эллинском эйнай всегда подразумеваются и даже высказываются: парэйнай и апейнай» [6].

Это слово принято переводить как «вот-бытие». Важно понять, что указание «вот» вовсе не подразумевает некоторое место в пространстве. Dasein означает удерживание открытости значениям данностей сущего. Хайдеггер пишет: «Человек существует таким образом, что он есть «вот Бытия», т.е. его просвет». В каком-то смысле этот термин можно как проводника в раскрытии понятия бытия. Тема «проводника» и условий раскрытия («присутствия»), безусловно, по-прежнему актуальна.

Отступая чуть в сторону, следует заметить: вопрос о бытии Хайдеггер считал основным, отталкиваясь от античной философии. Он отмечал, что бытие начиная с Платона и Аристотеля дается как сущность (по-гречески — ουσία, на немецкий Хайдеггер переводит это как Seiendheit). Греческое название ουσία он истолковывает как «присутствие» (die Anwesenheit), «пребывание» (die Anwesung), отмечая, что ουσία в обиходе значит возможность, и вместе с тем имущество (Hab und Gut), «то, что доступно в любое время, так как оно точно присутствует» [7].

Все, что нас окружает, — есть; но, помимо того, оно есть таким или иным образом. Бытие неотделимо от существования. Быть значит быть чем-то/кем-то. Существования нет вне бытия, всегда уже предположенного в качестве подлежащего со стороны воспринимающего, и может быть выявлено, поскольку существование в нем разомкнуто. Размыкание выделяет того, кто присутствуя — воспринимает бытие, актуально при-сути (присутствия), потому речь о бытии нельзя вести вне присутствия и его способа — размыкания.

Бытие и существование нераздельны, и задача философии парадоксальным образом заключена в том, чтобы разделить их, открыв под существованием извечный фундамент и почву. И Хайдеггер следует этой древнейшей заповеди — имея притом условием введение в состав бытия его восприемника, носителя, того, что в присутствии скрывается, раскрывая-бытие (присутствие-раскрытие суть само-бытие, самобытность, бытие-самости-себя-раскрывающей).

Бытие дано всякому присутствию и самобытно; оно же — только мое, только мной лишь мне раскрытое.

Бытие имеет место в сущем через впускание присутствия, то есть, открытие потаенности. Бытие означает присутствие. Присутствие означает задевание чем-то существенным человека. Человек - это устоявший в захваченности присутствованием. Человек – тот, кто является постоянным приемником дара присутствия. И именно через приятие этого дара определяется мера человека как человека. Потому что, если некому будет выносить то, что несет дар присутствия, Бытие не просто останется потаенным (нераскрытым), но сам человек окажется вне поле досягаемости имении места Бытия, то есть, перестанет быть человеком. Таким образом, человек есть пастух бытия. Тот, кто заботиться о том, чтобы Бытие в сущем открывалось положенным образом [8].

 

Бытие как время

Прежде всего, нужно сказать, что Хайдеггер мыслит Бытие исторически, а не категориально (вневременно). Это значит, что способы явленности Бытия в сущем изменялись во времени. Например, досократики понимали Бытие как «фюзис», вещественно-природное начало; Платон как «сущность» (идею вещей); Аристотель как «энергию» (переход от возможности к действительности) и т. д. При этом Хайдеггер считал, что происходит все большее и большее забвение Бытия. Древние мыслители были куда ближе к первоначальной открытости мышления Бытию. В дальнейшем мышление все более и более замыкается в самом себе. Об этом свидетельствует возникающая в Новом Времени субъективно-идеалистическая философия, которая утверждает, что мышление первично по отношению к бытию, что именно оно конституирует мир.

В своих черновиках Хайдеггер создает очерк истории забвения Бытия, его трансформации в мышлении:

1. Fusiz (Досократики);

2. Ousia (Платон);

3. Energia (Аристотель);

4. Actus (Схоласты);

5. Perceptum (Декарт, Беркли, Юм);

6. Objectum (Кант);

7. Wirklichkeit (Лейбниц);

8. Wille und Vernunft (Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр);

9. Machenschaft (Ницше, Дильтей, Бергсон);

10. Seinsverlassenheit (марксизм, прагматизм) [9].

Время однако не следует понимать как некую длительность, или последовательный ряд моментов, или сменяемость этих моментов. Время показывает себя как время, заглядывая в бытие в смысле настоящего. Но настоящего не как «Теперь», а настоящего как «Присутствия».

Присутствие — захваченность человека самым существенным. Каким же образом осуществляется эта захваченность? Через Время. Потому что Время не есть только Прошлое (Тогда), Настоящее (Теперь), Будущее (Потом). Оно имеет место как Осуществившееся, Присутствующее, Наступающее. «Нам привычно понимание времени как измеряемого расстояния между двумя временными точками. Такое понимание времени как следования моментов «Теперь» друг за другом заимствовано из представления о трехмерном пространстве. Однако до всякого отсчета времени и независимо от такового имеет место взаимное протяжение наступающего, осуществившегося и настоящего. В наступлении еще-не настоящего (наступающего), так и в осуществленности уже-не настоящего (осуществившемся), и даже в самом настоящем разыгрывается каждый раз свой род касания и вовлечения, т. е. присутствия [10].

 

Язык как дом бытия

Поскольку Бытие было подвержено забвению, чтобы говорить о нем, нужно расчистить путь для мысли к нему, а также путь к языку, способному о нем высказываться.

Следует обратить внимание на то, что Хайдеггер избавляется от понятийного аппарата классической философии — такие понятия, как "объект", "субъект", "действительность" он избегает, так как считает, что они утратили всякую ценность из-за отсутствия в них подлинного смысла. Потому и понятие "человек" Хайдеггер заменяет немецким словом Dasein, это глубоко содержательное введение новых понятий, выражающих совершенно новые стороны бытия, которые не включались в осмысление традиционной философией. Так, слово "Dasein", в принципе, не тождественно понятию "человек", а выражает бытие человека в специфическом смысле.

Хайдеггер отмечал, что хотя язык изучается многими науками (языкознанием, логикой, психологией и другими науками), они не способны проникнуть в сущность языка. Даже метафизика и диалектика не в состоянии раскрыть его сущность, хотя стремятся найти к нему "исторический" подход. Они не могут этого сделать, поскольку совершают грубую ошибку, не понимая "монологического характера" языка. Язык же — монолог, и о нем ничего нельзя сказать, если он сам о себе не скажет. Через язык говорит само бытие.

Язык столь же изначален, как и понимание, поэтому этимологический анализ слов, считал Хайдеггер, выявляет их изначальный бытийный смысл и тем самым позволяет "заглянуть" в бытие. Этим обусловлено и стремление автора "Бытия и времени" к изображению "первичной сращенности" логоса и бытия, когда слова и вещи взаимно принадлежат друг другу, чем и создается особый мир — мир человеческого бытия, в котором все воспринимается через слово.

При этом утверждение Хайдеггера, что только слово допускает вещи быть вещью, вовсе не означает, что слово творит объективно существующую вещь вне нас, оно лишь констатирует и подчеркивает, что человек существует в мире, Где вещи, явления неразрывно связаны с понятиями и, соответственно, — с терминами, словами. Человек, глядя на стол как вещь, не может не соотносить его с понятием (соответственно - словом) стола - таково его, человеческое восприятие мира. Поэтому с полным основанием Хайдеггер мыслит человеческое бытие как "вложенное в язык".

При этом Хайдеггер рассматривает язык не просто как совокупность лексического арсенала и грамматических форм, а как живую речь со всели богатством ее интонаций и даже молчанием. Молчание, по его мнению, нередко может "дать понять" гораздо значительнее, чем в том случае, когда человек говорит непрестанно. Оно иногда более выразительно, чем говорение. А "говорить на языке", по Хайдеггеру, означает "перенестись в область сущности языка" [11].


 

Заключение

 

Сущее — конкретно, предметно, классифицируемо по роду и видам.

Бытие — гораздо более глобальное понятие, не соотносимое, не возводимое и не имеющее характер сущего.

Хайдеггер осмысляет Бытие в ключе Времени (работа так и называется «Бытие и Время»). При этом Хайдеггер отмечает, что ни Бытие, ни Время не являются чем-то сущим, ни одной из вещей сущего. «Если Бытие есть, мы должны были бы неизбежно признать его за нечто сущее и соответственно обнаруживать среди прочего сущего как такое же. Эта аудитория есть. Аудитория есть освещенная. Освещенную аудиторию мы безо всякого и без раздумий признаем за нечто сущее. Однако где во всей аудитории найдем мы это ее “есть”? Нигде среди вещей Бытия мы не найдем». То же и со Временем.

Про Бытие и Время нельзя сказать, что они суть есть, как, например, есть стул, дерево, стены. Но поскольку о них идет речь, они скорее нечто, чем ничто. Поэтому Хайдегер для обозначения способа, которым Бытие и Время присутствуют в сущем, использует оборот «es gibt». Бибихин переводит его на русский как «имеет место». Бытие и Время имеют место [12].

 

Список использованной литературы

 

1. Хайдеггер Мартин: биография, фото и основные идеи. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.syl.ru/article/305695/haydegger-martin-biografiya-foto-i-osnovnyie-idei — Дата доступа: 10.06.2021

2. М Хайдеггер. Бытие и время. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00145762_0.html — Дата доступа: 10.06.2021

3. Бытие и Время М. Хайдеггера. Истолкование. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://proza.ru/2012/12/30/1191 — Дата доступа: 10.06.2021

4. «Теории»: Философия Мартина Хайдеггера. Почему нельзя сказать, что время и бытие есть? [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://concepture.club/post/obrazovanie/hajdegger — Дата доступа: 10.06.2021

5. Бытие и время Хайдеггера. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://philosophystorm.org/bytie-i-vremya-khaideggera — Дата доступа: 10.06.2021

6. Бытие и время М. Хайдеггера. Опыт прочтения [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://filosofia.ru/76771/ — Дата доступа: 10.06.2021

7. «Интертекст»: Интеллектуальные кумиры XX века. Что о них думал М. Хайдеггер? [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://concepture.club/post/obrazovanie/intertekst-intellektualnye-kumiry-xx-veka-chto-o-nih-dumal-m-hajdegger — Дата доступа: 10.06.2021

8. Хайдеггер. Вопрос о бытии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/1900094/ — Дата доступа: 10.06.2021

9. Мартин Хайдеггер: бытие и человек [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://sitekid.ru/filosofiya/martin_hajdegger_bytie_i_chelovek.html — Дата доступа: 10.06.2021

10. Хайдеггер как мыслитель [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://philosophystorm.org/khaidegger-kak-myslitel — Дата доступа: 10.06.2021

11. Суть философии Хайдеггера. Философия Хайдеггера [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://gidgrowth.com/alphabet-and-grammar/sut-filosofii-haideggera-filosofiya-haideggera.html — Дата доступа: 10.06.2021

12. Мартин Хайдеггер: основные идеи фундаментальной онтологии. Философия М. Хайдеггера [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://lady-rose.ru/martin-haidegger-osnovnye-idei-fundamentalnoi-ontologii-filosofiya-m/ — Дата доступа: 10.06.2021



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: