Эмоциональное реагирование в конфликте и саморегуляция




 

Конфликт является лакмусом для человеческих взаимоотношений именно благодаря эмоциональному реагированию: одни люди проявляют в таких ситуациях «суровую сдержанность», другие впадают в ажиотаж, одни плачут, ищут защиты, покровительства, другие срывают свой гнев на окружающих. Есть и такие, кто сочетает в себе обе эти реакции – сначала проявляют агрессию, а затем сожалеют об этом.

Умение наблюдать за своими действиями, за собой со стороны, да еще в ситуации аффекта – задача практически невозможная. Возможна, однако, постоянная тренировка собственной толерантности как профилактика. Поскольку в конфликте проявляются все достоинства и недостатки человека, то самопознание и самовоспитание – это самое важное условие развития внутренней толерантности.

Эмоции играют значительную роль в ситуации конфликта. По сути, эмоции являются основной причиной перехода инцидента в конфликт. Порой наши эмоции, переполняя сознание, способны заставить нас действовать нерационально. При любых взаимоотношениях может возникнуть раздражение. Попытки выразить его могут привести к новым обидам, а собственное раздражение может подпитывать раздражение другого человека. Эмоции перестают выполнять позитивные функции и начинают тормозить и затруднять разрешение конфликта. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло: не следует потакать своим чувствам, но и не надо их подавлять.

Все мы знаем, что настроение влияет на непосредственные эмоциональные реакции: меняет направление мыслей, восприятие и поведение человека. Практически все негативные эмоции – страх, горе, стыд, гнев, вина, возбуждение, злость и каждая из них может вылиться в форме агрессии. Если человек, обиженный кем-нибудь, очень расстроен или раздражен, то он находит тысячу поводов для неудовольствия, нетерпения, страха и др., особенно если повод к этому он может найти в том человеке, который был причиной его первичной реакции, или в чем-нибудь, с ним связанном.

Отрицательные эмоции влияют и на процесс мышления. Страх сковывает мысль, стыд делает человека чувствительным к оценкам других, а желание избежать стыда в будущем активно направляет мышление в соответствующее русло. Вина стимулирует огромное количество мыслей, отражающих озабоченность своей ошибкой.

Восприятие конфликтной ситуации и поведение человека в конфликте зависят от прошлого опыта, в том числе и от опыта эмоциональных переживаний.

Способы эмоциональной разрядки. Агрессивные состояния имеют и биологическую основу, которую необходимо учитывать. Как известно, изменение гормонального фона, выделение адреналина и норадреналина являются сильными конфликтогенами. Состояние гнева, ярости всегда сопряжено с выделением норадреналина. Гнев требует выхода, но, выплеснувшись, он возвращается, словно бумеранг.

 

Способы снятия агрессии

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слёзы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение. Сами того не ведая, мы осуществляем психотерапевтическую помощь, когда выслушиваем других.

Активный способ состоит в двигательной активности. Адреналин – спутник агрессии - сгорает от физической нагрузки. Работа топором, пилой, косой очень полезна. Можно использовать и такие формы, как ручная стирка, уборка квартиры, а также танцы, спорт.

Логический способ годится не всем и не всегда. Он приемлем только людей сугубо рациональных, желающих во что бы то ни стало докопаться до сути. Эта аналитическая работа позволяет посмотреть на ситуацию с внешней позиции, и, кроме того, сам процесс требует энергии, что способствует разрядке и успокаивает.

 

Ситуационные задачи

Ситуация 1. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете? (выберите ответ, назовите эту стратегию поведения).
Ответ:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть.
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший.
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется.
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя.
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели.

 

Ситуация 2. Андрей пришел домой после ссоры с приятелем. Никого не поприветствовав, сразу прошел в свою комнату и хлопнул дверью. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей в ответ грубо ей ответил. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 3. Подружки играли на улице в снежки, барахтались в сугробах, всем было очень весело. Случайно одна из подруг толкнула Свету так, что та упала в сугроб лицом вниз. Все расхохотались, а Света обиделась. Предложите варианты выхода из конфликта, исходя из стратегий поведения.

Ситуация 4. Кирилл рассказал лучшему другу Илье, что боится кататься с высокой горы. Собираясь на прогулку, Илья рассказал об этом одноклассникам. Один из них стал высмеивать Кирилла. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 5. Катя попросила у подруги линейку и случайно забрала ее домой. Утром в школе решила отдать, но обнаружила, что где-то ее потеряла. На вопрос подруги ответила, что ничего у нее не брала. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 6. На контрольной работе Лена попросила соседку помочь решить задачу. На следующем уроке выяснилось, что подсказка соседки была неверной, и Лена получила «двойку». Она обвинила в этом свою соседку. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 7. Между двумя сотрудниками возник конфликт, который мешает успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к непосредственному начальнику с просьбой разобраться и поддержать её позицию. Как наиболее эффективно разрешить данную ситуацию?

Задача 8. Вспомните конфликтную ситуацию из своей жизни или ситуацию, свидетелем которой вы были, и проанализируйте, ответив на следующие вопросы:

Алгоритм анализа ситуационных задач:
1. Определите вид конфликта.
2. Кто был инициатором конфликта?
3. Какая, по вашему мнению, была причина конфликтной ситуации?
4. Как разрешился данный конфликт?
5. Можно было бы избежать этого конфликта и, каким образом?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: