ОСНОВЫДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессиональная педагогическая этика имеет свою специфику. Каждый педагог не только должен быть готов к передаче знаний, воспитанию, но и стараться создавать благоприятную обстановку, способствующую развитию у обучающихся потребностей в успешной познавательной и поисково-преобразовательной деятельности.
Основные формы делового общения в профессиональной деятельности классного руководителя
Любое деловое общение предполагает:
· наличие стратегии (выстраивание долгосрочных прочных отношений в ходе делового общения) и тактики (ожидаемого результата).
· Конечная цель любого общения классного руководителя – определенная совместная деятельность.
· Главными в построении долгосрочных отношений с партнером являются взаимопонимание и желание услышать собеседника
Формы делового общения | Определение | Особенности |
Деловая беседа | Межличностное речевое общение, направленное на решение проблемы и предполагающее обмен взглядами, точками зрения, информацией. - официальные и неофициальные | Этапы построения беседы: · устранение напряженности; · поддержание беседы; · основная мысль; · задавание открытых вопросов; · принятие мер |
Деловые переговоры | - это обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу | Эффективное средство для разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества в школьном и педагогическом коллективах. |
Спор | Каждая из сторон, аргументируя и опровергая мнение собеседника, претендует на монопольное установление истины | Классный руководитель должен придерживаться культуры спора: · четкое определение предмета и цели спора; · точное определение понятий, которыми приходится оперировать в споре; · обоснованность и последовательность аргументации, полнота изложения мысли; · этические нормы, предполагающие корректное поведение сторон; · знакомство с идеями сторон из их уст, а не из уст толкователей. |
Деловая дискуссия | Обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и участием всех или отдельных ее участников | Собрания и совещания в школе Участники дискуссии должны быть хорошо подготовлены (статистические данные, материалы, манеры говорения, культура речевой коммуникации) Ведущий дискуссию регулирует ее ход, все процедуры, представляет тему и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово |
Деловое совещании е | Форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. | Эффективность во многом зависит от подготовки: · определение темы и цели совещания; · формулирование повестки дня; · назначение даты и времени проведения; · формирование состава участников; · назначение основного докладчика; · подготовка помещения; · организация пространственной среды; · определение длительности проведения совещания (1,5 часа); · разработка необходимых документов и материалов; · проверка технических средств и т,д. |
Публичное выступление | · Подготовка речи · Место выступления · Одежда Перед выступлением классный руководитель должен знать и соблюдать основные этапы его подготовки: · Подготовка; · вхождение в контакт; · концентрация внимания; · поддержание внимания; · аргументация и убеждение; · завершение выступления; | |
Телефонные разговоры | Общие правила ведения телефонных разговоров: · поднимайте трубку до четвертого звонка телефона; · отвечая на звонок, представьтесь; · если звонивший, не представившись, сразу пускается в объяснение своих вопросов, вежливо попросите его представиться и лишь затем продолжайте беседу; · не давайте выхода вашим отрицательным эмоциям; · отвечайте на все телефонные звонки, как бы это ни было для вас утомительно; · убедитесь в точности сведений, которые вы намерены сообщить абоненту; · для того, чтобы выяснить что вам нужно, задавайте вопросы по анкетному принципу (Как вас зовут? Откуда вы звоните? Ваш номер телефона?), предоставляя отвечающему заполнить пробелы; · следите за своей дикцией, говорите четко и ясно; · позвольте звонящему, обратившемуся с жалобой, выговориться до конца; выразите ему участие, сочувствие, а если виноваты вы, извинитесь; запишите его имя и телефон или другие данные; · пообещав вашему абоненту перезвонить, сделайте это как можно скорее, даже если вам не удалось решить проблему к назначенному сроку; · умейте завершить разговор по телефону, вежливо подведите клиента к принятию решения; · если приходится вытягивать из звонившего дополнительную информацию, используйте вопросы, начинающиеся со слов «что, когда, где, кто, как», но избегайте «почему», так как оно содержит оттенок недоверия | |
Деловая переписка | Культура оформления официальной переписки начинается с бланка для письма организации | |
Дистанционное общение | Сетикет (сетевой этикет) | Правила сетевого этикета для электронной почты: · Всегда необходимо заполнять поле – тема письма. · Отвечая на пришедшее письмо, рекомендуется цитировать некоторые его отрывки. Цитируемые фразы нужно выделять. В тоже время следует избегать излишнего цитирования. · Рекомендуется держаться как можно ближе к теме. Если нужно поговорить о чем-то новом, лучше послать отдельное письмо, которое адресат сможет хранить отдельно. · При переписке допустимо использовать общепринятые аббревиатуры. · Если текст пишется большими буквами, это означает, что собеседник громко кричит. Фразы, написанные большие буквами, читаются очень плохо, это создает неудобства для собеседника. · Следует избегать грамматических ошибок. · Нужно избегать прикрепления к электронному письму файлов большого объема. · Следует уважать право на частную переписку. |
Учебник «Классное руководство» под редакцией В.П. Сергеевой
М, «Академия», 2014