Очень многие выдающиеся учёные- социологи, экологи, философы, историки, политологи мира пришли сегодня к единому выводу: преодоление общепланетарного экологического кризиса возможно только при изменении современного уклада жизни, переходе к новой философии существования. Это очень сложный и длительный процесс./1/ Н. Моисеев рекомендует для начала при планировании и реализации любого вмешательства в природную среду соблюдать принципы природной рациональности, а также ввести всеобщее и эффективное экологическое образование населения, особенно лиц, принимающих сейчас или в будущем решения государственного значения.
Поэтому предполагается, что в ХХІ веке на первый план будет выдвинута экология и социология, а не техника. Дальнейшее экономическое развитие должно быть основано на принципах, согласно которым прибыли и убытки рассматриваются с учётом здоровья человека, состояния окружающей среды и характера социального и биологического будущего человека. Мониторинг показал, что люди, как и остальные живые организмы, постепенно адаптируются к определенным экологическим условиям. Если же человек часто и длительное время перемещается из зон, более чистых, в места более загрязненные, организм его не в состоянии адаптироваться, иммунная система перенапрягается, и это необходимо учитывать при планировке «спальных» и промышленных районов. Второй путь нейтрализации фактора адаптации - увеличение площади парковых зон в необходимых районах.
Важнейшей проблемой больших городов будущего, требующей первоочередного решения, остается транспортная проблема, которая сегодня перешла из разряда бытовых проблем в разряд сложных комплексных социально - экономико-политических проблем.
|
Некоторые современные американские, российские и украинские специалисты считают, что эту проблему на данном этапе можно и нужно решать за счет развития городского общественного электротранспорта- троллейбуса и трамвая.
Решению проблемы, считают украинские специалисты, поможет организация эффективного экологического мониторинга транспортных систем и создание специальных информационных транспортно- экологических систем в каждом городе, целью которых в недалёком будущем должно быть автоматическое компьютерное управление транспортом с достижением минимального экологического ущерба урбоэкосистемам при максимальных удобствах перемещения горожан.
В будущем одной из главных составляющих региональной и глобальной экополитики будет урбоэкологическая политика- наука о рациональном управлении развитием городов в соответствии с концепцией эколого - экономически сбалансированного развития общества, с учетом идей коэволюции биосферы и техносферы.
Социологическая теория города подвергается все большей экологизации, исследования направляются на поиск средств для адаптации к ухудшающейся экологической ситуации, к растущему дефициту природных ресурсов.
Как отмечает О. Яницкий, требуют изучения такие вопросы, как соотношение динамики и статики – урбанизации как процесса и города как организма. Все больше внимания необходимо уделять энергетическим аспектам- экономии энергии и рационализации ее потоков, эффективной утилизации отходов энергетики, переходу на ее альтернативные виды.
|
Наконец, стал, глубоко, исследоваться и такой вопрос, как воздействие городской среды на формирование психики, поведение и здоровье людей. Возникло такое понятие, как «фильтры»- те культурные, социально- экономические факторы, которые превращают «среду вообще» в те элементы окружения, которые непосредственно воздействуют на состояние человека. Эти «фильтры», т.е. определенные социально- экономические условия, должны стать в дальнейшем регулируемыми, управляемыми человеком.
Социологическая концепция города усложняется, универсализируется, ассимилируя все большее количество экологических знаний. Дальнейшее развитие теории урбанизации предполагает решение вопросов, которые можно объединить в три группы: сугубо теоретические, методологические и прикладные. Первые будут изучать особенности двух направлений урбанизации, развивающихся одновременно, - универсализации и конкретизации.
Универсализация – знания о глобальных процессах.
Конкретизация – знания о локальных и региональных экосистемах.
Сегодня формируется понятие урбанизированной среды, как открытой, сложной, целостной социобиотехнической системы, воспроизводящей основные её компоненты на основе экологически совместимых форм жизни и социальной организации.
В последнее время многие ученые развивают концепцию ноосферы В. Вернардского – Т. де Шардена – Леруа, согласно которой экология становится теоретической основой поведения человека в природе и утверждается идея разумного, с учетом законов Природы, согласованного регулирования взаимоотношений человечества с окружающей природной средой.
|
Начинает все более преобладать «воспроизводственный » подход к оценке территорий проживания людей, появляются тенденции к созданию интегрированной природно-городской среды, способной длительное время обеспечивать развитие человека и его деятельности.
Жизнь в большом городе предъявляет к людям особые требования. Эти требования и особенности, изложенные выше, нужно путем экологического образования и воспитания привить миллионам людей, особенно – горожанам, помочь изменить им свой уклад жизни и привести его в соответствие с требованиями времени, согласно концепции эволюции техносферы и биосферы.
Необходимость активного поиска решений проблемы урбанизации заставила сегодня изучать возможности улучшения городской жизни в будущем и социологов, и экологов, психологов, экономистов, технологов во многих странах мира- Бразилии, Объединённых Арабских Эмиратах, США, Японии, странах бывшего СССР. Возникло множество идей строительства и проектов городов с совершенно новыми планировками, организацией транспорта, рекреационных зон, структурой жилых и промышленных массивов. В Японии за последние 7 лет построено несколько искусственных островов вблизи крупнейших городов. Появились проекты надводных городов в океанах и морях, подводных и подземных промышленных и военных сооружений. Эти проекты поражают воображение. Их необычность, красота, сложность и значение для человечества, в случае их сооружения, позволяет отнести их к новым чудесам света.
Среди многих примеров значительного улучшения экологической ситуации в больших городах одним из впечатляющих является Токио. Токио – город, в котором сегодня проживает около 17 млн. человек и курсирует около 5 млн. автомобилей, 20 лет назад был одним из самых загрязненных в мире, где полицейские на перекрестках были вынуждены работать в кислородных масках, на улицах периодически перекрывалось движение с целью предупреждения возникновения смогов. В настоящее время Токио становится все более благополучным, чему способствовало принятие правительством Японии ряда мер. Во – первых, были ликвидированы или переведены в другие районы крупные заводы (с обязательным сооружением необходимых очистных и фильтрующих устройств), а также приняты специальные новые жесткие законы об охране окружающей среды.
Анализ положительного опыта в городах разных стран мира, полученного за последнее десятилетие, позволяет сделать следующие обобщения о возможных путях экологических урбанизационных процессов в ХХІ веке.
Современные американские градостроители разработали несколько упрощенных моделей, которые могут быть использованы для развития городов в будущем./1/
Американский урбанист Эрнест Бургесс говорил в 20-е годы о 5 концентрических зонах /2/, отображенных в концентрической круговой модели.
Другой американский урбанист Хойот (1939) развил концепцию секторов, в которых комфортные районы перемещаются от центра к периферии /2/
Широко распространенной сейчас является концепция многоядерной структуры с несколькими центрами И. Гарриса и Е. Ульмана./2/
V. Список использованной литературы
1. Экология города: Учебник. – К.: Либра, 2000. – 464 с.
2. М.В. Примуш Загальна соціологія, навчальний посібник. К.: ВД «Професіонал», 2004. – 590 с.