Регион - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации.
Государственная политика регионального развития (ГПРР)- система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13, утверждающий «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»).
Государственная политика регионального развития реализуется в соответствии со следующими принципами:
1) обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;
2) обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на всей территории страны;
3) соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения;
4) реализация стимулирующих мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований при условии самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
5) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе субсидиарности;
6) дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей;
7) обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.
Целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.
Для достижения целей государственной экономической политики регионального развития необходимо решение следующих приоритетных задач посредством использования следующего инструментария:
а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации посредством:
- выявления и анализа экономической специализации и перспективных конкурентных преимуществ регионов и муниципальных образований с учетом международного, межрегионального и межмуниципального разделения труда;
- определения основных направлений изменения пространственной структуры экономики Российской Федерации и разработки на этой основе взаимосвязанных стратегии пространственного развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- утверждения планируемого размещения федеральной, региональной и муниципальной инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;
- утверждения и корректировки государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционных программ. Приоритетными направлениями государственных программ должны являться: снятие инфраструктурных ограничений для опережающего развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития и высокой плотностью населения; инфраструктурное и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала;
- сдерживание оттока населения с важных в геополитическом отношении территорий, не имеющих в обозримом будущем перспектив динамичного экономического развития, путем создания благоприятных социальных условий; увеличение количества точек роста экономики как необходимое условие технологического развития, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на международных рынках; реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации и развитию в крупных городских агломерациях транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую связанность городов с прилегающими к ним территориями, а также городских агломераций между собой; сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности;
- утверждения на период до 2025 года в целях социально-экономического развития макрорегионов (в границах федеральных округов, предусмотрев при необходимости возможность изменения границ федеральных округов) программ территориального развития;
б) привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях посредством:
- формирования по инициативе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приоритетных инвестиционных проектов соответственно федерального, регионального и местного уровней, определения (уточнения) мест размещения особых (свободных) экономических зон, индустриальных и технологических парков, иных зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности с учетом прогнозов социально-экономического развития регионов и планов по инфраструктурному и социальному обустройству территорий, предусмотренных государственными и муниципальными программами развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
- установления (уточнения) на период до 2025 года на федеральном, региональном и местном уровнях льготных налоговых, таможенно-тарифных и иных условий деятельности частных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты и (или) осуществляющих деятельность в зонах с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности;
- проведения конкурсов (аукционов) на право заключения соглашений о реализации приоритетных инвестиционных проектов, в которых определяются права, обязанности и ответственность частных инвесторов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов естественных монополий по синхронизированному строительству (реконструкции) объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры и соответствующих коммерческих объектов, а также устанавливаются гарантии финансирования взаимных обязательств сторон на период действия указанных соглашений;
- заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче полномочий по управлению зонами с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, для развития которых были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета и (или) в которых предусмотрены льготы по уплате федеральных и (или) региональных налогов и сборов, с определением мер финансовой ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение обязательств по достижению конкретных результатов работы по управлению указанными зонами;
- обеспечения взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
в) совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции;
г) совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала посредством:
- совершенствования системы формирования, распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в бюджет другого уровня;
- эффективного применения мер финансовой ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и персональной ответственности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектовРоссийской Федерации, глав муниципальных образований;
- предоставления грантов из федерального и региональных бюджетов соответственно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, достигающим наиболее высоких темпов наращивания собственного экономического потенциала и снижения уровня дотационности территорий;
- частичного зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению соответственно в федеральный и региональные бюджеты, которые были дополнительно начислены на соответствующей территории в результате деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по наращиванию экономического потенциала территорий;
д) уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения посредством:
- мониторинга расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне и предоставляемых организациям неэффективных льгот по региональным и местным налогам и льгот по федеральным налогам;
- оптимизации системы и укрепления материально-технической базы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, полномочия которых не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Региональная экономическая политика (РЭП) – это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального экономического развития.
Региональная экономическая политика – это система целей и задач органов государственной власти по управлению экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Уровни государственной региональной экономической политики:
-федеральный;
-субфедеральный.
На федеральном уровне:
-территориальные проблемы национальной экономики (в т.ч. межрегиональные);
-отношения центра с субъектами федерации;
-комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов.
На субфедеральном уровне:
-пространственная организация внутри региона (например, улучшение транспортной доступности, обеспечение всех поселений продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов);
-регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями.
Важно также, что РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы всего населения.
Различия между региональными политиками разных уровней заключаются в:
-масштабах региональных задач;
-средствах реализации данных задач: нормативно-правовая база, участвующие в их решении институты, финансовые источники, экономические регуляторы и т.д.
Объекты РЭП - регионы, отличающиеся друг от друга:
1)географическими условиями,
2)уровнем и условиями жизни, темпами экономического развития,
3)уровнем занятости и безработицы,
4)условиями предпринимательства и пр.
Субъекты РЭП - органы государственной власти, субъектов РФ и органы МСУ.
Экономические цели РЭП:
1)оживление производства в депрессивных регионах;
2)создание полюсов роста и зон эффективного производства;
3)повышение конкурентоспособности регионального производства;
4)усиление межрегиональной экономической интеграции и др.
Социальные цели РЭП:
1)увеличение занятости, рост доходов населения;
2)улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах;
3)расширение доступности общественных благ.
Конечная цель РЭП – достижение в развитии регионов баланса между экономической и социальной результативностью.
Главная цель региональной экономической политики - стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.
Основные направления РЭП:
Налоговая политика (НП) – установление налоговых платежей и налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Цель НП: оптимизация соотношения различных видов налогов, обеспечивающая максимизацию наполнения доходной части регионального бюджета на основе согласования экономических интересов федерального и регионального центров, стимулирования экономической деятельности.
Бюджетная (трансфертная) политика (БП) включает механизм формирования и использования основных финансовых ресурсов, их перераспределение между отраслями и регионами.
Цель БП: оптимизация распределения финансовых ресурсов региона для достижения выравнивания финансового положения отдельных отраслей, административных районов или муниципальных образований региона, а также стимулирования наиболее важных для региона видов экономической деятельности.
Ценовая (тарифная) политика (ЦП) – устанавливает принципы определения сферы государственного регулирования цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
Цель ЦП: разработка и реализация принципов регулирования ценообразования на товары и услуги.
Инвестиционная политика (ИП) – предусматривает меры поддержки инвестиционной активности субъектов хозяйствования, критерии и методы распределения бюджетных капиталовложений; направлена на создание инвестиционной привлекательности региона.
Цель ИП: обеспечение высокого качества и уровня жизни населения региона.
Кредитная политика (КП) – совокупность кредитных отношений и методов предоставления кредитов в денежной или товарной формах на условиях возвратности.
Цель КП: предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, хозяйствующим субъектам региона и населению.
Структурная политика (СП) – система налоговых, бюджетных и инвестиционных мер по поддержке и реструктуризации предприятий, обеспечению их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, развитию промышленных и других приоритетных отраслей.
Цель СП: решение задач совершенствования отраслевой структуры региональной экономики с учетом исторических тенденций развития региона, его роли в территориальном разделении труда, геополитического положения региона, а также типа региона по критериям темпов экономического роста.
Институциональная политика (ИП) – приватизация и реорганизация отношений собственности, управления государственной собственностью, взаимодействия с частным сектором экономики регионов.
Цель ИП: совершенствование структуры форм собственности в рамках социально-экономической концепции развития национальной экономики за счет: проведения приватизации госсобственности, поддержки малого предпринимательства, антимонопольной политики и др.
Решение главной задачи РЭП – создание устойчивой экономики в каждом регионе.