Региональная экономическая политика государства: цели и инструменты




Регион - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации.

Государственная политика регионального развития (ГПРР)- система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13, утверждающий «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»).

Государственная политика регионального развития реализуется в соответствии со следующими принципами:

1) обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;

2) обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на всей территории страны;

3) соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения;

4) реализация стимулирующих мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований при условии самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

5) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе субсидиарности;

6) дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей;

7) обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.

Целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

Для достижения целей государственной экономической политики регионального развития необходимо решение следующих приоритетных задач посредством использования следующего инструментария:

а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации посредством:

- выявления и анализа экономической специализации и перспективных конкурентных преимуществ регионов и муниципальных образований с учетом международного, межрегионального и межмуниципального разделения труда;

- определения основных направлений изменения пространственной структуры экономики Российской Федерации и разработки на этой основе взаимосвязанных стратегии пространственного развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- утверждения планируемого размещения федеральной, региональной и муниципальной инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;

- утверждения и корректировки государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционных программ. Приоритетными направлениями государственных программ должны являться: снятие инфраструктурных ограничений для опережающего развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития и высокой плотностью населения; инфраструктурное и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала;

- сдерживание оттока населения с важных в геополитическом отношении территорий, не имеющих в обозримом будущем перспектив динамичного экономического развития, путем создания благоприятных социальных условий; увеличение количества точек роста экономики как необходимое условие технологического развития, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на международных рынках; реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации и развитию в крупных городских агломерациях транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую связанность городов с прилегающими к ним территориями, а также городских агломераций между собой; сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности;

- утверждения на период до 2025 года в целях социально-экономического развития макрорегионов (в границах федеральных округов, предусмотрев при необходимости возможность изменения границ федеральных округов) программ территориального развития;

б) привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях посредством:

- формирования по инициативе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приоритетных инвестиционных проектов соответственно федерального, регионального и местного уровней, определения (уточнения) мест размещения особых (свободных) экономических зон, индустриальных и технологических парков, иных зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности с учетом прогнозов социально-экономического развития регионов и планов по инфраструктурному и социальному обустройству территорий, предусмотренных государственными и муниципальными программами развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

- установления (уточнения) на период до 2025 года на федеральном, региональном и местном уровнях льготных налоговых, таможенно-тарифных и иных условий деятельности частных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты и (или) осуществляющих деятельность в зонах с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности;

- проведения конкурсов (аукционов) на право заключения соглашений о реализации приоритетных инвестиционных проектов, в которых определяются права, обязанности и ответственность частных инвесторов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов естественных монополий по синхронизированному строительству (реконструкции) объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры и соответствующих коммерческих объектов, а также устанавливаются гарантии финансирования взаимных обязательств сторон на период действия указанных соглашений;

- заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче полномочий по управлению зонами с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, для развития которых были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета и (или) в которых предусмотрены льготы по уплате федеральных и (или) региональных налогов и сборов, с определением мер финансовой ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение обязательств по достижению конкретных результатов работы по управлению указанными зонами;

- обеспечения взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;

в) совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции;

г) совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала посредством:

- совершенствования системы формирования, распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в бюджет другого уровня;

- эффективного применения мер финансовой ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и персональной ответственности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектовРоссийской Федерации, глав муниципальных образований;

- предоставления грантов из федерального и региональных бюджетов соответственно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, достигающим наиболее высоких темпов наращивания собственного экономического потенциала и снижения уровня дотационности территорий;

- частичного зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению соответственно в федеральный и региональные бюджеты, которые были дополнительно начислены на соответствующей территории в результате деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по наращиванию экономического потенциала территорий;

д) уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения посредством:

- мониторинга расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне и предоставляемых организациям неэффективных льгот по региональным и местным налогам и льгот по федеральным налогам;

- оптимизации системы и укрепления материально-технической базы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, полномочия которых не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

 

Региональная экономическая политика (РЭП) – это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального экономического развития.

Региональная экономическая политика – это система целей и задач органов государственной власти по управлению экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Уровни государственной региональной экономической политики:

-федеральный;

-субфедеральный.

На федеральном уровне:

-территориальные проблемы национальной экономики (в т.ч. межрегиональные);

-отношения центра с субъектами федерации;

-комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов.

На субфедеральном уровне:

-пространственная организация внутри региона (например, улучшение транспортной доступности, обеспечение всех поселений продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов);

-регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями.

Важно также, что РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы всего населения.

Различия между региональными политиками разных уровней заключаются в:

-масштабах региональных задач;

-средствах реализации данных задач: нормативно-правовая база, участвующие в их решении институты, финансовые источники, экономические регуляторы и т.д.

Объекты РЭП - регионы, отличающиеся друг от друга:

1)географическими условиями,

2)уровнем и условиями жизни, темпами экономического развития,

3)уровнем занятости и безработицы,

4)условиями предпринимательства и пр.

Субъекты РЭП - органы государственной власти, субъектов РФ и органы МСУ.

Экономические цели РЭП:

1)оживление производства в депрессивных регионах;

2)создание полюсов роста и зон эффективного производства;

3)повышение конкурентоспособности регионального производства;

4)усиление межрегиональной экономической интеграции и др.

Социальные цели РЭП:

1)увеличение занятости, рост доходов населения;

2)улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах;

3)расширение доступности общественных благ.

Конечная цель РЭП – достижение в развитии регионов баланса между экономической и социальной результативностью.

Главная цель региональной экономической политики - стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

Основные направления РЭП:

Налоговая политика (НП) – установление налоговых платежей и налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Цель НП: оптимизация соотношения различных видов налогов, обеспечивающая максимизацию наполнения доходной части регионального бюджета на основе согласования экономических интересов федерального и регионального центров, стимулирования экономической деятельности.

Бюджетная (трансфертная) политика (БП) включает механизм формирования и использования основных финансовых ресурсов, их перераспределение между отраслями и регионами.

Цель БП: оптимизация распределения финансовых ресурсов региона для достижения выравнивания финансового положения отдельных отраслей, административных районов или муниципальных образований региона, а также стимулирования наиболее важных для региона видов экономической деятельности.

Ценовая (тарифная) политика (ЦП) – устанавливает принципы определения сферы государственного регулирования цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

Цель ЦП: разработка и реализация принципов регулирования ценообразования на товары и услуги.

Инвестиционная политика (ИП) – предусматривает меры поддержки инвестиционной активности субъектов хозяйствования, критерии и методы распределения бюджетных капиталовложений; направлена на создание инвестиционной привлекательности региона.

Цель ИП: обеспечение высокого качества и уровня жизни населения региона.

Кредитная политика (КП) – совокупность кредитных отношений и методов предоставления кредитов в денежной или товарной формах на условиях возвратности.

Цель КП: предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, хозяйствующим субъектам региона и населению.

Структурная политика (СП) – система налоговых, бюджетных и инвестиционных мер по поддержке и реструктуризации предприятий, обеспечению их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, развитию промышленных и других приоритетных отраслей.

Цель СП: решение задач совершенствования отраслевой структуры региональной экономики с учетом исторических тенденций развития региона, его роли в территориальном разделении труда, геополитического положения региона, а также типа региона по критериям темпов экономического роста.

Институциональная политика (ИП) – приватизация и реорганизация отношений собственности, управления государственной собственностью, взаимодействия с частным сектором экономики регионов.

Цель ИП: совершенствование структуры форм собственности в рамках социально-экономической концепции развития национальной экономики за счет: проведения приватизации госсобственности, поддержки малого предпринимательства, антимонопольной политики и др.

Решение главной задачи РЭП – создание устойчивой экономики в каждом регионе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: