Неклассическая философия.





В середине 19 века в Европе стала доминировать неклассическая иррационалистическая философия.

Представители: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.

Отличительные черты:

1) философы не классики считали мир неразумным, хаотичным, незакономерным. В его основе лежат иррациональные начала;

2) отрицают возможности разума в процессе познания. Вместо него предлагается использовать интуицию, религиозную веру, инстинкты;

3) наряду с разумностью признаются иные сферы духовности. Смыслом жизни считается не постижение истины, а гармонизация внутреннего мира; провозглашается гармония телесного и духовного в человеке;

4) общество понимается как форма отчуждённой жизни, ставится под сомнение идея общественного прогресса;

5) философы не классики отрицают существование абсолютных нравственных ценностей, призывают к пересмотру рациональной этики, ориентируют человека на самостоятельный моральный поиск.

Таким образом, неклассическая философия является самостоятельной традицией.

 

В сер. 19 века в Европе стала доминировать неклассическая иррационалистичекая философия.

  Классическая Неклассическая
Онтология мир понимается закономерным, упорядоченным, организованным Мир неразумный, хаотичный, незакономерный
Гносеология Разум - основной инструмент познания. Мир принципиально познаваем отрицание возможностей разума. Предлагают использовать интуицию, инстинкты, веру.
Антропология Разум - важнейшая сущностная черта человека. Телесное начало необходимо подчинять духовному наряду с разумностью признаются иные сферы духовности; смыслом жизни считаются не постижение истины, а гармонизация внутреннего мира. Провозглашается гармония телесного и духовного в человеке.
Этика существует абсолютные нравственные законы абсолютные нравственные ценности отрицаются. Человек ставится в ситуацию морального выбора.

Артур Шопенгауэр положил начало новому направлению философской мысли в Европе – иррационализму, а также волюнтаризму. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человека, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое бессознательное начало, которое управляет миром. Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.

Фридрих Ницше. Мир - вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Основой жизни, по Ницше, является воля к властиили стремление к самоутверждению всего живого.

С. Кьеркегор считал, что нечего размышлять о мире, что единственно интересный предмет – это сам человек, его существование, его проблемы, тревоги и страхи.

 

Марксизм. В своей важнейшей работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Карл Маркс (1818-1883) выступил в защиту гуманизма, основанного на идее свободной и творческой сущности человека. Маркс доказывал, что реализации этой сущности препятствуют различные формы отчуждения (отстранения) человека от природы, от своей собственной «родовой» сущности, от другого человека, от общества – и как основа всех этих форм – отчуждение труда, базирующееся на частной собственности. Процесс обратный отчуждению Маркс назвал процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.

На основе концепции присвоения родовой сущности Маркс создал учение об общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. Он показывал, что человеческая деятельность – это глобальный процесс очеловечивания мира, преобразование природы и общества по их же законам. Тут нет противопоставления человека природе, т.к. человек – это часть природы и высший продукт ее развития, существо особого рода. Человек – это универсально-всеобщая сила природы, способная к труду. Именно труд характеризует специфичность бытия человека в мире.

Введение принципа практики в теорию познания позволило выработать учение о диалектике процесса познания, учение о диалектике истины и ее критериях и фактически решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить «теоретический» и «практически» момент деятельности, построить «мост» между явлением и сущностью.

В содружестве с Ф. Энгельсом (книга «Диалектика природы») Маркс фактически начал качественно новый этап в развитии философии, главным содержанием которого явился синтез диалектики, существовавшей до этого на идеалистической основе, и материализма – диалектический материализм. Применив материалистическую диалектику к области истории, они создали исторический материализм. Идейными источниками марксизма стали диалектика Гегеля, французский материализм и социалистический утопизм.

С середины 19 века в развитии западноевропейской философской мысли происходит серьезный сдвиг: на передний план выдвигаются концепции иррационализма (Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше) .

Основными идеями иррационализма стали:

· Идея исследования, прежде всего, жизни отдельного человека, а не больших социальных общностей;

· Выдвижение на передний план в понимании человека его подсознания и интуиции;

· Мировоззренческая установка, отрицающая возможность рационального познания закономерностей мира;

· Идея антигуманной сущности науки.

Собственно иррационализм оформился в конце 19 века в своей первой школе, которая получила название «философия жизни».

«Философия жизни». Центральное понятие этой философии – «жизнь». Которое призвано заменить понятие «бытие», ибо «жизнь» в философии жизни – это динамика, а «бытие» - это статика. Жизнь – это поток, в котором находится человек. Он неуловим рассудочными методами познания, его можно познать лишь на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания, интуиции, веры и любви. Выделяют 3 направления «философии жизни»: академическая «философия жизни» Дильтея и Зиммеля, «творческая эволюция» А. Бергсона и «философия воли» Ф. Ницше.

Неокантианство. Появившееся во в.п. 19 века неокантианство стремилось возродить некоторые важные принципы философии Канта. С самого начала в этом направлении отчетливо виделись 2 философско-методологические школы: Марбургская и Баденская. Общим у них, помимо высоких оценок наследия Канта и приверженности его методу истолкования действительности, была ориентация на исследование методов научного познания и понимание философии как критической теории науки. При этом в Марбургской школе (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) основные усилия направлялись на разработку трансцендентального метода, применяемого, главным образом, в науках о природе. Представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), утверждая принципиальное различие наук о природе и наук о культуре, сделали акцент на разработке методов социальных, исторических наук и проблеме ценностей.

Переосмысление классического философского наследие было продолжено в 20 веке.

 





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.