В середине 19 века в Европе стала доминировать неклассическая иррационалистическая философия.
Представители: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.
Отличительные черты:
1) философы не классики считали мир неразумным, хаотичным, незакономерным. В его основе лежат иррациональные начала;
2) отрицают возможности разума в процессе познания. Вместо него предлагается использовать интуицию, религиозную веру, инстинкты;
3) наряду с разумностью признаются иные сферы духовности. Смыслом жизни считается не постижение истины, а гармонизация внутреннего мира; провозглашается гармония телесного и духовного в человеке;
4) общество понимается как форма отчуждённой жизни, ставится под сомнение идея общественного прогресса;
5) философы не классики отрицают существование абсолютных нравственных ценностей, призывают к пересмотру рациональной этики, ориентируют человека на самостоятельный моральный поиск.
Таким образом, неклассическая философия является самостоятельной традицией.
В сер. 19 века в Европе стала доминировать неклассическая иррационалистичекая философия.
Классическая | Неклассическая | |
Онтология | мир понимается закономерным, упорядоченным, организованным | Мир неразумный, хаотичный, незакономерный |
Гносеология | Разум - основной инструмент познания. Мир принципиально познаваем | отрицание возможностей разума. Предлагают использовать интуицию, инстинкты, веру. |
Антропология | Разум - важнейшая сущностная черта человека. Телесное начало необходимо подчинять духовному | наряду с разумностью признаются иные сферы духовности; смыслом жизни считаются не постижение истины, а гармонизация внутреннего мира. Провозглашается гармония телесного и духовного в человеке. |
Этика | существует абсолютные нравственные законы | абсолютные нравственные ценности отрицаются. Человек ставится в ситуацию морального выбора. |
Артур Шопенгауэр положил начало новому направлению философской мысли в Европе – иррационализму, а также волюнтаризму. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человека, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое бессознательное начало, которое управляет миром. Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.
|
Фридрих Ницше. Мир - вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Основой жизни, по Ницше, является воля к властиили стремление к самоутверждению всего живого.
С. Кьеркегор считал, что нечего размышлять о мире, что единственно интересный предмет – это сам человек, его существование, его проблемы, тревоги и страхи.
Марксизм. В своей важнейшей работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Карл Маркс (1818-1883) выступил в защиту гуманизма, основанного на идее свободной и творческой сущности человека. Маркс доказывал, что реализации этой сущности препятствуют различные формы отчуждения (отстранения) человека от природы, от своей собственной «родовой» сущности, от другого человека, от общества – и как основа всех этих форм – отчуждение труда, базирующееся на частной собственности. Процесс обратный отчуждению Маркс назвал процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.
|
На основе концепции присвоения родовой сущности Маркс создал учение об общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. Он показывал, что человеческая деятельность – это глобальный процесс очеловечивания мира, преобразование природы и общества по их же законам. Тут нет противопоставления человека природе, т.к. человек – это часть природы и высший продукт ее развития, существо особого рода. Человек – это универсально-всеобщая сила природы, способная к труду. Именно труд характеризует специфичность бытия человека в мире.
Введение принципа практики в теорию познания позволило выработать учение о диалектике процесса познания, учение о диалектике истины и ее критериях и фактически решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить «теоретический» и «практически» момент деятельности, построить «мост» между явлением и сущностью.
В содружестве с Ф. Энгельсом (книга «Диалектика природы») Маркс фактически начал качественно новый этап в развитии философии, главным содержанием которого явился синтез диалектики, существовавшей до этого на идеалистической основе, и материализма – диалектический материализм. Применив материалистическую диалектику к области истории, они создали исторический материализм. Идейными источниками марксизма стали диалектика Гегеля, французский материализм и социалистический утопизм.
|
С середины 19 века в развитии западноевропейской философской мысли происходит серьезный сдвиг: на передний план выдвигаются концепции иррационализма (Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше).
Основными идеями иррационализма стали:
· Идея исследования, прежде всего, жизни отдельного человека, а не больших социальных общностей;
· Выдвижение на передний план в понимании человека его подсознания и интуиции;
· Мировоззренческая установка, отрицающая возможность рационального познания закономерностей мира;
· Идея антигуманной сущности науки.
Собственно иррационализм оформился в конце 19 века в своей первой школе, которая получила название «философия жизни».
«Философия жизни». Центральное понятие этой философии – «жизнь». Которое призвано заменить понятие «бытие», ибо «жизнь» в философии жизни – это динамика, а «бытие» - это статика. Жизнь – это поток, в котором находится человек. Он неуловим рассудочными методами познания, его можно познать лишь на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания, интуиции, веры и любви. Выделяют 3 направления «философии жизни»: академическая «философия жизни» Дильтея и Зиммеля, «творческая эволюция» А. Бергсона и «философия воли» Ф. Ницше.
Неокантианство. Появившееся во в.п. 19 века неокантианство стремилось возродить некоторые важные принципы философии Канта. С самого начала в этом направлении отчетливо виделись 2 философско-методологические школы: Марбургская и Баденская. Общим у них, помимо высоких оценок наследия Канта и приверженности его методу истолкования действительности, была ориентация на исследование методов научного познания и понимание философии как критической теории науки. При этом в Марбургской школе (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) основные усилия направлялись на разработку трансцендентального метода, применяемого, главным образом, в науках о природе. Представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), утверждая принципиальное различие наук о природе и наук о культуре, сделали акцент на разработке методов социальных, исторических наук и проблеме ценностей.
Переосмысление классического философского наследие было продолжено в 20 веке.