Школ: конфуцианство, маоизм, школа закона, даосизм, школа инь-янь, школа имен.





Даосизм. Его проблематика посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа.Человекв даосизме рассматривается с природной точки зрения. В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

Конфуцианство. Основные идеи:

· идеализация прошлого, традиционализм, почитание и уважение старших

· Создается образ идеального человека – «благородного мужа», которым можно было стать путем обучения. Он обладает пятью качествами: гуманностью, справедливостью, знанием правильного ритуала,мудростью,почтительностью. Формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим»

· социальное устройстводля Конфуция видится по принципу семьи. Государь -ставленник, «сын» Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью. Они обязаны выполнять его волю.

· Все обязаны выполнять нормы ли — социального и религиозного ритуала, т.е. предписанные правила поведения. Тогда в обществе воцарится равновесие и справедливость.

Т.о. Конфуцианство рассматривало человека в социально-политическом контексте

 

 

9. Общая характеристика античной философии
Античной философией называют совокупность философских учений, развившихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.

Античность создала сам термин «философия» и сформулировала ее принципиальную проблематику. В эту эпоху выделились основные философские направления: прежде всего материализм и идеализм, а также скептицизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм (в тенденциях), номинализм и реализм, этические гедонизм, утилитаризм, ригоризм.

В античной философии выработана первая историческая форма диалектики, что позволило выразить логические переходы категорий бытия и небытия, тождества и различия, прерывного и непрерывного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности.

За всю свою более чем тысячелетнюю историю античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Классические греки совершенно не обладали «чувством истории». Интерес к истории начинает появляться лишь в период разложения древнегреческой классики, в эллинизме, а подлинный интерес — лишь в эпоху христианского средневековья. Непреходящей заслугой античной философии является всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как теории, разработка основных разделов философского знания, развитие системы понятий, а также постановка всех основных философских проблем. Ее влияние на последующую философскую мысль огромно.

В развитии античной философии выделяют несколько этапов:

1 этап – досократовский – время зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Философы изучают природу, складываются первые натурфилософские концепции. Проблемы космоса и поиска первоначала бытия (архэ). Философы: Фалес, Гераклит, Пифагор, Зенон, Демокрит.

Проблема первоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной Ф поставлена в милетской школе. Фалес считал, что все происходит из воды. Гераклит считал, что первоосновой всего является огонь. Пифагор, говорил «Числу все вещи подобны». Демокрит, считал, что есть бытие и небытие, понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту, пространство.

2 этап – классический – возникают крупнейшие системы, которые определили стили мышления, направления исследований, понятийный аппарат. Философы пытались определить сущность человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали. Философы: Сократ, Платон, Аристотель, софисты.

Во второй половине 5 в.до н.э. в Греции появились так называемые софисты: изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов – этика, полтика, риторика, искусство, язык. Сократ считал ненужным и даже вредным изучение природы. Основные добродетели: умеренность, храбрость, справедливость. В отличие от софистов Сократ верил в возможность объективного знания. Платон: источником истинного знания являются воспоминания человеческой душой того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку.

3 этап – эллинистический – философия обращается к исследованию человека. Возникает множество школ, направлений. Философы: Эпикур, скептики, стоики, киники.

Эпикурейцы. Философию Эпикур разделял на три области: логика, физика, этика. Предмет изучения логики — критерии истинности и ложности. Цель физики — изучение мироздания. Этика предполагает изучение цели жизни человека. Эта цель — счастье, суть которого — наслаждение.

Кинизм. Антисфен и Диоген считали, что философ должен жить, как собака, т.е. довольствоваться малым и быть независимым. Взяв за основу этику Сократа, киники довели ее до крайности, если не до абсурда.

Стоики. Основатель Зенон. Натурфилософия стоиков особой оригинальностью не отличалась. Основой всех вещей считали два начала: материальное (пассивное, но выступающее как сущность) и духовное (активное божественное). Центральное место в философии Зенона и его последователей занимала этика. Зенон призывает «жить согласно с природой, а это то же самое, что жить согласно с добродетелью».

4 этап – римский – философия постепенно ремифологизируется, обретает религиозное содержание. Философы: Сенека, неоплатонизм.

Неоплатонизм. Его основу составило учение Платона. Космос устроен иерархически. Мировой Разум — прообраз мироздания и всех вещей. Разума порождает Мировую Душу — всеобщее жизненное начало. Душа порождает живые существа, которые преимущественно существуют на низшем уровне бытия —в природе. Физический космос — модель высшего, идеального Космоса.

Для философии античности характерны:

1) отсутствие противопоставления человека и природы;

2) понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;

3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;

4) отсутствие субъективного восприятия мира;

5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона);

6) инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловленного физическими законами;

7) обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «рождение-гибель»;

8) параллельное развитие науки и философии.

Античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие вопросы, начали формироваться основные философские направления. Античная философия стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.