III. Плюрализм концепция и философских школ.





Основные философские школы 20 века:

Неопозитивизм. «Позитивизм» (лат. Positive – положительный) обозначает призыв к философии отказаться от умозрительных (метафизических) абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания, т.е. такого, которое поддается проверки эмпирически или логико-математическими средствами. Все остальное объявляется всевдовопросом, ибо не может быть проконтролировано в опыте.

Всего было 3 волны позитивизма:

1) «Первый позитивизм», представленный такими философами 19 века как О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер.

2) «Второй позитивизм» - эмпириокритицизм конца 19 – начала 20 века (Э. Мах, Р. Авенариус).

3) «Неопозитивизм», возникший в 20-30 гг. 20 века. Он включает в себя различные логико-философские школы, подходы и позиции. Его представители: м. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер и др.

Для всех неопозитивистов характерен мировоззренческий скептицизм и обоснование независимости науки от философии. Они утверждают, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Задача же философии заключается не в том, чтобы говорить о мире, а в логическом анализе и прояснении положений науки и в логическом анализе языка.

Одни неопозитивисты (Л. Витгенштейн) выдвинули принцип верификации, т.е. логической проверки предложений в сравнении с опытом – принцип подтверждения фактами. На основании него приложения делятся ими на бессмысленные и осмысленные (те, который мы можем проверить). При этом, под фактами неопозитивисты понимают ощущения и переживания, т.е. состояния сознания.

Другие неопозитивисты (К. Поппер) предложили принцип фальсификации, на основании которого истинным считается то высказывание, которое не опровергнуто опытом.

Концепция открытого общества К. Поппера. Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Поппер ставит задачу ограничения свободного рынка и одновременно задачу уменьшения влияния государства; видимое противоречие между этими задачами он называет «парадоксом государства». Для уменьшения произвола государственных структур он предлагает перевести общество на научную организацию, а для этого он предлагает реформировать социальные науки таким образом, чтобы они были открыты для критики и опирались на социальный опыт. При этом предполагается, что все изменения нужно производить постепенно и что государство должно заниматься предотвращение страдания и несправедливости, но не должно принуждать граждан «к чему-либо, даже к счастью».

Постпозитивизм - общее название для нескольких школ философии науки. Объединенных критически отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители – К. Поппер, Томас кун, Имре Лакатос, пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Экзистенциализм – философия существования – философская школа в философии иррационализма, возникшая в начале 20 века, которая утверждает приоритет индивидуального бытия над социальным.

Идейным источником экзистенциализма является герменевтика, философия жизни, феноменология.

В экзистенциализма нашли отражение тема трагичности человеческого бытия и радикальное разочарование человека в период кризиса общества и гуманизма, когда индивиду, чтобы устоять необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром. Основная установка экзистенциализма – существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, действует в мире, а уже затем определяется как личность. Экзистенция – это есть единство сущности и существования и понятии ее человек может только в «пограничной ситуации» между жизнью и смертью. Рассудок, считали экзистенциалисты, надо заменить на экзистенциальное мышление, т.е. мышление, в котором человек участвует целиком6 и чувствами, опытом, надеждами, заботами.

Экзистенциализм включает в себя:

· Экзистенциальную онтологию М. Хайдеггера с ее основным вопросом о смысле бытия

· Экзистенциальное озарение К. Ясперса, для которого главным вопросом является понимание способа бытия и «осевое время», т.е. период, связанный с возникновение великих культур;

· Экзистенциализм Ж.-Б. Сартра. Ставящего в центр внимания свободу и ответственность человека;

· Экзистенциализм А. Камю, который обосновал бунт, как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность;

· Экзистенциализм Н. Бердяева и Л. Шестова.

Феноменология (Э. Гуссерль (1859-1938)) – учение, суть которого можно свести к 3 главным идеям:

1) Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему миру, ни к изучающим его наукам, ее предмет – это исключительно лишь явления (феномены) сознания, рассматриваемые как единство и непосредственно данное

2) Эти феномены понимаются не как психологические явления, но как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение. Независимые от индивидуального сознания, но в то же время находящиеся только в нем и не обладающие существование вне его.

3) Указанные сущности познаются не рассудком, но непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции.

Центральное понятие феноменологии – «интенциаональность», т.е. такая направленность сознания на объект, при которой порождается предметный мир в его ценностно-смысловом значении по принципу: «нет объекта без субъекта». Основными требованиями феноменологического метода являются:

ü Феноменологическая редукция – воздержание от любых суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» субъективного опыта;

ü Трансцендентальная редукция – рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизического существа, а как «чистого», трансцендентального сознания.

Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. Основные принципы этой философии были высказаны Ч. Пирсом (1836-1914) и развиты в более популярной форме У. Джемсом (1841-1910): классическую завершенность приобрели в теоретических работах Д. Дьюи (1859-1952). Философия, по мнению теоретиков прагматизма, призвана «спуститься с небес» для решения жизненных проблем человека. Сущность прагматизма мб выражена очень кратко: человек должен действовать в иррациональном и непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т.д. следует подходить «инструментально», т.е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей: то, что полезно. Что приносит успех – то и истинно. Таким образом, в философском плане прагматизм приводит к субъективизму и забвению объективных закономерностей.

Неотомизм возник официальной доктриной католической церкви в 20 веке, разработанный в трудах Э. Жильсона, Ж. Маритена и других теологов-философов. Неотомизм – это обоснованное и приспособленное к современным условиям учение крупнейшего систематизатора средневековой схоластики Фомы Аквинского. Неотомисты развивают идею гармонии разума и веры при примате последней и следующие из этого идеи подчинения философии богословию и теоцентризма. Неотомисты также разрабатывают теорию многомерной, развитой во всех отношениях души, которая только и делает человека настоящим человеком. В лоне неотомизма родилось и теологическое учение о вечных и временных ценностях, направленное на выработку религиозной ценностной альтернативы миру буржуазных утилитарных ценностей.

Преодолением неотомизма в рамках религиозной философии явилось учение Тейяра де Шардена (1881-1955), который обосновывал тезисы эволюционного пантеизма, психоэнергетизма, сверхжизни и сверхчеловека, как итога человеческой эволюции.

Философская герменевтика представляет из себя теорию понимания смысла речи, текстов и других творений человека для последующей интеграции научного знания в практическое сознание людей. Она появилась благодаря теоретическим изысканиям некоторых представителей «философии жизни». (В. Дильтей, В. Шлейермахер), а затем и экзистенциалистов.

Как искусство толкования текстов герменевтика зародилась в Средние века.

Франкфрутская школа возникла в первой трети 20 века. Свое название она получила в связи с тем, что ее основатели (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин и др.) начали свою деятельность в Институте социальных исследований при Университете им. И.В. Гете во Франкфурте – на Майне. В теоретических воззрениях представителей этой школы произошло сплетение 2 философских подходов:

«философии жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и диалектики Г. Гегеля, К. Маркса, г. Лукача.

В 1930-х гг. Франкфрутская школа выступила с определенной переоценкой философского наследия Г. Гегеля. Его диалектика была воспринята как учение о «тотальном отрицании» и в целом вся гегелевская «негативная», созвучная ситуации непримиримости противоречий современной действительности и ее иррациональности. Эта методологическая посылка и легла в основу «критической теории общества». Согласно ее положениям в западной цивилизации владение внешней природой сопровождалось подчинением внутренней природы человека одновременной усердной всеобщности («Мэн»). Из человека вытряхивалось все импульсивное и непосредственное и заменялось рациональным и жестким. Всепроникающий принцип господства Всеобщности трансформировался в господство человека над человеком. В итоге субъектом господства выступает всеобщее, которое низводит единичное (человека) до голой функции, формирует не только его сознание, но и бессознательные влечения с помощью культурной индустрии СМИ, господство изменяет сущность мышления: оно становится инструментом в чужих руках.

Структурализм. В 1960-е гг. конкретно-научный структурализм из лингвистики распространилсяна другие гуманитарные науки и постепенно приобрел философскую форму и значение. Ведущими представителями структурализма являются К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт. Согласно их воззрениям структура – это не просто устройство объекта, сочетание его частей или элементов, доступное непосредственному наблюдателю. Структура – это совокупность скрытых отношений, выявляемых «силой абстракции» в ходе движения от явления к сущности. Вычлененная таким образом структура поддается исследованию методами формальной логики и математики. Она открывает возможности дедуктивного построения теории, широких топологических обобщений, использования электронно-вычислительной техники.

Собственной философский структурализм стал складываться тогда, когда возник вопрос о статусе однотипных или даже тождественных структур, выявляемых в различных областях человеческой деятельности. Пытаясь ответить на этот вопрос, К. Леви-Стросс пришел к своеобразному кантианству – «кантианству без трансцендентального субъекта». Если у Канта априорные формы чувственности и рассудка накладывались на поступающее извне опытное содержание человеческих знаний, то у Леви-Стросса роль этих априорных форм играют бессознательные структуру или иначе – структуры бессознательного.

В философско-идеологическом плане структурализм отвергает исторический подход и саму историю как не подчиненную строгим структурным закономерностям. Отсюда получается, что главные философские противоположности – это структура – человек и структура-история. Тот, кто в этой дилемме выбирает человека и историю, тот против структура и следовательно, науке. Тот же, кто выбирает структуру и науку, должен пожертвовать человеком и историей.

Постмодернизм. В конце XX века большую роль в социальных исследованиях стала играть философия постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гаттари, У. Эко, Ж. Лакан, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева, Н. Маньковская, И. Ильин), ставшая маргинальной по отношению к науке, провозглашая индивидуалистический хаос концепций, подходов, типов рефлексии. Постмодернистами декларируется «новая философия», которая в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, а такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение. Поэтому главное понятие постмодернизма — симулякр, которое означает симулирование кажимости. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, то есть первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

Теория постиндустриального общества. В трудах Д. Белла, А. Тоффлера и др. авторов постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим направлениям:

• основному производственному ресурсу (сырье — энергия — информация);

• характеру производственной деятельности (добыча — изготовление — обработка);

• технологии (трудоемкая — капиталоемкая — наукоемкая).

Персонализм(от лат. Persona — личность) — экзистенциально- теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Персонализм сформировался в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, отчасти Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Основоположниками американского персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс.

Средоточие интереса персоналистов — личность в ее отношении к Богу и к другим личностям; ресурсы свободы и творчества; проблемы коммуникации. Личность отождествляется с сознанием и самосознанием. Назначение философии в нахождении смысла существующего с точки зрения свободы человека, его волеизъявления в соотнесенности с высшим началом, Богом. Наука с её понятийным аппаратом и дискурсивным мышлением не могут с точки зрения персонализма претендовать на постижение всего богатства мира

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Основным понятием фрейдизма является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека благодаря сублимации. Сублимация — это трансформация биологического начала в социальное. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А.Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г Юнг. Юнг выступал против преувеличения влияния сексуального влечения на человеческое поведение, не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей.

Философская антропология - в широком смысле — филос. учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения; в узком смысле — течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.

Как течение нем. бурж. мысли Ф. а. возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для зап.-европ. философии «антропологич. поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль идр.).

Шелер, один из родоначальников Ф. а., в работе «Положение человека в космосе» («Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу филос. познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что Ф. а. соединит конкретно-науч. изучении различных сфер человеч.. бытия с целостным, филос. его постижением, В этой работе, как и в

труде др. теоретика Ф. а. Плеснера «Ступени органического и человек» («Die Stufen des Organischen und der Mensch», 1928), в космологич. перспективе рассматривались некоторые существ. аспекты отношения человека к животному и растит. миру. Этот органич., биоантропо-логич. подход к проблеме человека не стал подготовит. этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт филос.-антропологич. мышления и был унаследован др. представителями Ф. а. (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хен-гстенбергом, М. Ландманом и др.).

Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Ф. а., несмотря на некоторые её науч. и теоретич. достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отд. филос.антропологич. теории — биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., которые при известной принципиальной общности обнаружили существ.и различия как в методах исследозания, так и в понимании характера и назначения Ф. а. У Шелера человек — не столько биологическое, но гл. обр. духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера подчёркивается эксцентрич. природа утратившего свою самость человека, «приговорённого» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологич. недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он — продукт определ. стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники Ф. а. в каждом конкретном случае выбирают к.-н. отд. специфич. аспект и возвышают его до уровня единств. определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологич. принципы Ф. а. и вытекающие из них конкретные теоретич. построения страдают существ. пороками. Остались неосуществлёнными притязания Ф. а. на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей филос. дисциплины, осмысливающей науч. знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттеснённая в послевоен. время экзистенциализмом, Ф. а. в 60—70-х гг. влилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретич. осмысление и истолкование совр. знания о человеке, на достижение нового филос. понимания природы человека (прагматизм, глубинная психологич. структурализм).

Общефилос. принципы понимания сущности человека, выработанные марксистсколенинской философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для конкретного филос.антропологич. исследования, для выработки спец. филос. учения о человеке, конкретизирующего общефилос. положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии общества, истории, познания. Философы-марксисты отвергают имевшие место попытки эклектич. сочетания марксизма с антропологич. подходом (Сартр идр.), а также ревизионистские искажения марксизма в духе абстрактного антропологизма.

Русская философия.

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Особенности:

Прежде всего следует отметить, что в отличие от философии западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира.

Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.

В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Ее представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам.

В-четвертых, в отличие от представителей немецкой классической философии русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В центр своих размышлений они ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать антропоцентричность, пристальное внимание к проблемам человека.

В-пятых, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:

1) 11-17 вв. – становление русской философии (предфилософия);

2) философия в России 18 в.;

3) становление русской философии как науки (конец 18 – первая половина 19 в.);

4) философия второй половины 19 – начала 20 в.;

5) современная отечественная философия (с 20-х гг. 20 в.).

Культурно-исторической предпосылкой русской философии является православие. Православная религия определила важнейшие содержательные установки:

1) антропоцентризм;

2) панморализм (греч.) – мораль – это универсальная составляющая любых философских проблем;

3) историософичность – нацеленность на изучение истории;

4) идея целостности (в учении об устройстве мира – идея космизма, в учении об обществе – идея соборности, в учении о человеке – идея триединства духа, души и тела); поскольку в акте познания участвует целостный человеческий дух, философия становится иррациональной.

Внешние формы существования философского знания обусловлены специфическим положением философии в обществе. Чтобы избежать контроля со стороны государства, быть понятной, доступной и оперативной, философия сотрудничает с художественной литературой и периодической печатью.

Основные темы и проблемы:

1) тема человека, его судьбы и смысла жизни;

2) проблема добра и зла;

3) «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;

4) поиск исторического пути развития России – между Востоком и Западом;

5) смысл истории человечества, его будущее;

6) проблема власти, государства, социальной справедливости и другие.

7) космизм.

 





Читайте также:
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.