ТОРГОВО-РЫНОЧНЫЙ КОМПЛЕКС
Методические указания к курсовому проекту для студентов направления 07.03.01
Омск • 2017
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
(СибАДИ)»
Кафедра «Архитектурно-конструктивное проектирование»
ТОРГОВО–РЫНОЧНЫЙ КОМПЛЕКС
Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов направления 07.03.01 «Архитектура»
Составитель: В.И. Толкачев
Омск
СибАДИ
УДК 728
ББК 85.11
Рецензент доктор технических наук, профессор Ю.В. Краснощеков
Работа одобрена научно-методическим советом направления 07.03.01 «Архитектура» в качестве методических указаний.
Торгово-рыночный комплекс: методические указания к выполнению курсового проекта для студентов направлений 07.03.01 «Архитектура»/ Сост.: В.И. Толкачев, А.-К.А. Хасенов. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2017. - _ с.
В данных методических указаниях освещены основные положения по формированию объемно-планировочного решения торгово-рыночного комплекса, раскрыты особенности архитектурного проектирования, от создания базовой функциональной схемы и генерального плана до выбора конструктивной системы и формирования планировочной структуры с учетом создания его образных характеристик.
Табл. 1. Ил. _. Библиогр.: 6 назв.
© ФГБОУ ВО «СибАДИ», 2017
ВВЕДЕНИЕ
Одним из элементов системы обеспечения населения продовольственными и промышленными товарами являются крытые рынки, которые по сложившимся принципам функционирования скорее можно отнести к торгово–рыночным комплексам. Такие предприятия в силу своих размеров и общественной значимости формируют общественные центры планировочных и жилых районов и являются градостроительными акцентами в планировочной структуре города.В рамках настоящего курсового проекта студентам предлагается запроектировать торгово–рыночный комплекс в г. Омске Основная цель курсового проекта – развить у студента навыки проектирования крупного торгового учреждения с учетом основных факторов, влияющих на проектное решение и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях.Задачи проекта:
|
- дать студенту представление о крытом рынке как о полноправном элементе единого комплекса жилой среды, состоящем из здания (зданий) и земельного участка, в свою очередь разделенного на четкие функциональные зоны;
- ознакомить студента с основами функционально-планировочной организации крупного торгового комплекса на примере торгово–рыночного комплекса;
- показать основные приемы объемно-пространственной организации крупных торговых учреждений;
- закрепить знания по конструктивным системам общественных зданий (включая большепролетные конструкции);
- развить понятие о методике поэтапного архитектурного проектирования;
- упрочить навыки работы с нормативной и методической литературой.
Данные методические указания предполагают самостоятельное использование студентом в процессе работы современных научных достижений в области типологии торговых учреждений, конструкций и строительных материалов, изучение отечественной и зарубежной проектно-строительной практики.
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В состав современных торговых предприятий входят:
- малые узкоспециализированные продовольственные (булочные, кондитерские, винные и т.п.);
- то же, промышленные (косметика, обувь, галантерея и т.п.);
- крупные специализированные (мебель, одежда, автомобили, спорттовары и пр.)
- крупные универмаги и торговые центры;
- крытые рынки.
В последнее время все более востребованными становятся крупные комплексные торговые учреждения, объединяющие на единой площади и под единым управлением ряд вышеназванных.
В рамках настоящей работы студентам необходимо запроектировать торговый комплекс, позволяющий осуществлять торговлю продовольственными товарами, поставляемыми крупными производителями, самостоятельную реализацию сельхозпродукции, осуществляемую мелкими производителями на торговых местах, торговлю «с колес», торговлю промышленными товарами мелкоштучного характера (хоз. товары, бытовая химия, парфюмерия и косметика, галантерея и т.п.). Суммарная торговая площадь в отапливаемых помещениях комплекса должна составить 3000 м2. По согласованию с ведущим преподавателем эта цифра может быть уточнена.Место строительства определяется по согласованию с ведущим преподавателем.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ
Торгово–рыночные комплексы следует размещать на свободных участках, приближенных к крупным жилым образованиям. Такое размещение позволяет оптимизировать пешеходные связи и, тем самым, уменьшить нагрузку на общегородскую сеть общественного транспорта.
|
На участке организуются:
- площадки сезонной торговли площадью до 500 м2;
- площадка для организации торговли «с колес» на 10-20 автомобилей;
- неотапливаемый блок торговли непродовольственными товарами по «бутиковой» схеме площадью до 1000 м2;
- хозяйственный двор площадью до 240 м2;
Располагается на границе земельного участка, изолируется от остальной территории обеспечивается самостоятельным въездом с улицы и удобной связью с основными торговыми блоками. На территории хоз. двора предусматривается место для мусоросборника 10 м2, место для хранения тары (30 м2), стоянка внутрирыночного транспорта.
- грузовой двор для разгрузки прибывающего автотранспорта, позволяющий производить одновременную разгрузку 4–6 автомобилей, может быть совмещен с хоз. двором;
- автостоянка для частного транспорта из расчета 1 машино-место на 25 м2 торговой площади.
Дополнительно может быть организована площадка для продажи животных и птиц, размещаемая на периферии участка вблизи от хозяйственного двора.
Общая площадь участка принимается в зависимости от проектного решения и логики организации функциональных процессов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ (ЗДАНИЯМ)
Крупные торговые учреждения имеют различную объемно–планировочную композицию, формирование которой зависит от градостроительной ситуации и принимаемого образного решения.Из большого круга возможных планировочных структур зданий, для торговых комплексов наиболее применяются блочные, зальные и анфиладные. При этом большая часть комплексов представляет собой смешанную группу с преобладающим акцентом в виде крупного зального помещения.Функциональная модель включает в себя набор помещений основного назначения, помещения специализированной функции, а также сопутствующие группы помещений.
Основным принципом планировочной организации зданий торгово–рыночных комплексов является максимальная оптимизация связей между отдельными группами помещений различного назначения при недопущении пересечения потоков посетителей и технологических процессов, организующих торговлю. Надо проектировать здания так, чтобы доставка товаров, ее разгрузка и распаковка были изолированы от потока покупателей.Эта задача упрощается компоновкой помещений для каждой группы товаров в отдельную ячейку. Из тех же соображений следует проектировать отдельные входы для всех сопутствующих служб, оставляя желательным устройство отдельного входа для каждой из них.
Вместе с тем необходимо обеспечить связь групп основного назначения и организовать удобный доступ в них из административно-хозяйственных и обслуживающих помещений.
Здание торгово–рыночного комплекса, в зависимости от поставленных градостроительных и планировочных задач, может иметь компактную, блочную или павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов, стоящих отдельно или соединенных между собой отапливаемыми переходами.
Компактная (центрическая) схема требует значительно меньшей площади участка, сметная стоимость зданий меньше на 10—14%, она более экономична и по текущим затратам.Проектирование залов пространственной безопорной структуры с крупнопролетными покрытиями повышает на 7—10% экономичное использование площадей. Такая схема позволяет обеспечивать наименее протяженные связи между группами помещений, способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и технических коммуникаций.Блочная и павильонная структуры плана облегчают изоляцию мест реализации различных видов товаров, зачастую несовместимых между собой по санитарным и технологическим соображениям, при этом движение людских потоков направляется из блока в блок, в каждом из которых осуществляется торговля различными видами продукции.Такие структуры обладают высокой степенью приспосабливаемости к сложной градостроительной ситуации и рельефу.
В любом случае используется анфиладный принцип взаимосвязей помещений.
Торговые комплексы по функциональным соображениям имеют небольшую этажность и располагаются рядом с жилой застройкой, как правило, доминирующей по высоте, поэтому решение пластического образа здания должно предполагать его восприятие не только с уровня земли, но и сверху.
Направленность на такое восприятие предполагает сложность объемно-пространственной композиции.
Здание торгово–рыночного комплекса включает в себя следующие основные планировочные элементы:
- помещения основного функционального назначения, т.е. торговые залы (в административной части – рабочие кабинеты, комнаты);
- специализированные и сопутствующие помещения (складские, служебно-бытовые помещения для персонала, лаборатория, проката инвентаря, постирочная, медицинские, пищеблок);
- входные узлы;
- узлы вертикального транспорта, помещения движения и распределения людских потоков: лестницы, лифты, коридоры и рекреации;
- санитарные узлы, туалеты, умывальники, комнаты личной гигиены;
- технические помещения.
Взаимное расположение основных планировочных элементов в соответствии с функциональным назначением и лучшей организацией людских потоков указывает на качество планировки здания.
Рекомендуется руководствоваться принципом гибкости планировочного решения, что обеспечит возможность вносить необходимые изменения в процессе эксплуатации здания.
Минимальная высота торговых залов должна быть 3,3 м при площади до 300 м2, в залах большей площади высоту устанавливают 4,2 м, в подвальных помещениях – 2,7 м, а до низа выступающих конструкций – не менее 2,4 м. При применении пространственных конструкций высота торговых залов может быть увеличена в целях:- создания выразительного образа здания и его интерьеров;- отказа от принудительной системы вентиляции, что позволит повысить экономическую эффективность проектного решения.Торговые места распределяют по зонам: продажа картофеля, овощей, фруктов, ягод, мяса, дичи, рыбы и т. д.Проходы проектируют различной ширины: основные 4—10 м, боковые 2,5—7 м, поперечные 1,5—5 м. Общую площадь торгового зала рынка устанавливают из расчета 0,5 м2 на одного покупателя, а площадь на одно торговое место принимают от 6 до 13 м2.В связи с противопожарными требованиями, из каждого торгового блока (в случае блочного решения) должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
Лестничные клетки на путях эвакуации должны быть закрытыми и иметь естественное освещение. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним освещением.
Состав и площади основных помещенийТаблица 1 - Состав и площади основных помещений