· Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
· свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
· выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
· изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
· оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
-- Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
-- строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
-- применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
Координаты.
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей. Выпускник получит возможность:
3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы.
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых. Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы и координаты в пространстве.
· Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
· выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
· применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
История математики
· Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
· понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
· Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
· выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
· использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
· применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Раздел 10. Приложение. Тематическое поурочное планирование.
Геометрия 10 класс.
| Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов |
| Тема «Повторение». | 6 ч |
| Углы и отрезки, связанные с окружностью | |
| Решение треугольников. | |
| Теоремы Чевы и Минелая. | |
| Тема «Введение. Аксиомы стереометрии». | 5 ч |
| Аксиомы стереометрии. | |
| Следствия из аксиом. | |
| Применение аксиом стереометрии | |
| Решение задач по теме «Применение аксиом стереометрии» | |
| Тема «Параллельность прямых и плоскостей» | 17 ч |
| Параллельные прямые в пространстве. | |
| Параллельность трех прямых. | |
| Параллельность прямой и плоскости. | |
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости. | |
| Скрещивающиеся прямые. | |
| Углы с сонаправленными сторонами. | |
| Угол между прямыми. | |
| Решение задач на нахождение угла между прямыми | |
| Контрольная работа №1 по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» | |
| Параллельность плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. | |
| Свойства параллельных плоскостей. | |
| Тетраэдр | |
| Параллелепипед. | |
| Задачи на построение сечений. | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | |
| Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | |
| Тема «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 16 ч |
| Перпендикулярные прямые в пространстве. | |
| Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | |
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | |
| Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости. | |
| Решение задач по теме перпендикулярность прямой и плоскости. | |
| Расстояние от точки до плоскости. | |
| Теорема о 3 перпендикулярах. | |
| Угол между прямой и плоскостью. | |
| Решение задач по теме: «Теорема о трех перпендикулярах». | |
| Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью». | |
| Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | |
| Признак перпендикулярности двух плоскостей. | |
| Прямоугольный параллелепипед. | |
| Решение задач по теме «Перпендикулярность плоскостей». | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | |
| Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | |
| Тема «Многогранники». | 14 ч |
| Анализ контр. работы. Работа над ошибками. Понятие многогранника. | |
| Призма. Площадь поверхности призмы. | |
| Решение задач на нахождение площади полной и боковой поверхности призмы. | |
| Пирамида. | |
| Треугольная пирамида. Правильная пирамида. | |
| Площадь поверхности пирамиды. | |
| Усеченная пирамида. | |
| Решение задач на нахождение площади боковой поверхности пирамиды. | |
| Симметрия в пространстве. | |
| Правильные многогранники. | |
| Элементы симметрии правильных многогранников. | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Многогранники». | |
| Контрольная работа №4 по теме «Многогранники». | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |
| Тема «Повторение курса геометрии 10 класса». | |
| Решение задач по теме «Применение аксиом стереометрии» | |
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости. | |
| Параллельность плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. | |
| Решение задач по теме: «Теорема о трех перпендикулярах». | |
| Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью». | |
| Решение задач на нахождение площади боковой поверхности призмы. | |
| Решение задач на нахождение площади боковой поверхности пирамиды. | |
| Итоговая контрольная работа. | |
| Военные сборы | |
| Итого: |
Геометрия 11 класс.
| Тема урока | Кол-во часов | ||
| Повторение курса геометрии 10 класса. (3 часов) | |||
| Аксиомы стереометрии. | |||
| Параллельность прямых и плоскостей | |||
| Перпендикулярность прямых и плоскостей | |||
| Векторы в пространстве (8 ч) | |||
| Понятие вектора. Равенство векторов. | |||
| Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | |||
| Умножение вектора на число. | |||
| Компланарные вектора. | |||
| Правило параллелепипеда | |||
| Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. | |||
| Решение задач по теме «Векторы в пространстве» | |||
| Метод координат в пространстве (15 ч) | |||
| Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора | |||
| Связь между координатами векторов и координатами точек | |||
| Простейшие задачи в координатах | |||
| Простейшие задачи в координатах. | |||
| Угол между векторами. | |||
| Скалярное произведение векторов | |||
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | |||
| Уравнение плоскости. | |||
| Центральная симметрия. | |||
| Осевая симметрия. | |||
| Зеркальная симметрия. | |||
| Параллельный перенос. | |||
| Преобразование подобия | |||
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Векторы в пространстве». | |||
| Контрольная работа №1 по теме «Векторы в пространстве». | |||
| Цилиндр, конус, шар (16 ч) | |||
| Анализ контрольной работы №1. Цилиндр. Понятие цилиндра. | |||
| Площадь поверхности цилиндра | |||
| Решение задач по теме «Цилиндр» | |||
| Конус | |||
| Площадь поверхности конуса | |||
| Усеченный конус | |||
| Решение задач по теме «Конус» | |||
| Сфера и шар | |||
| Уравнение сферы | |||
| Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере, уравнение сферы. | |||
| Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. | |||
| Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность. | |||
| Сфера, вписанная в коническую поверхность. | |||
| Сечение цилиндрической поверхности. | |||
| Сечение конической поверхности. | |||
| Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус и шар». | |||
| Объемы тел (17 ч) | |||
| Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда | |||
| Объем прямой призмы | |||
| Объем цилиндра | |||
| Решение задач по теме «Объем многогранника» | |||
| Контрольная работа №3 по теме «Объём параллелепипеда, прямой призмы, цилиндра». | |||
| Анализ контрольной работы №3. | |||
| Объем наклонной призмы. | |||
| Объем пирамиды. | |||
| Объем конуса. | |||
| Решение задач по теме «Объемы тел вращения» | |||
| Объем шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора | |||
| Площадь сферы. | |||
| Решение задач по теме «Объем шара и его частей и площадь сферы» | |||
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Объем шара. Площадь сферы» | |||
| Контрольная работа №4 по теме «Объем шара. Площадь сферы» | |||
| Анализ контрольной работы №4. | |||
| Итоговое повторение курса геометрии 10-11 класса (7 ч) | |||
| Аксиомы стереометрии. | |||
| Параллельность прямых в пространстве, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. | |||
| Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. | |||
| Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | |||
| Многогранники. Параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | |||
| Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. | |||
| Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей | |||
| Итого | |||