Может ли священник рассчитывать на часть этих церковных пожертвований?




Можно ли брать деньги за таинства и обряды?

Скажем сразу: таинства — бесплатны. Бесплатны без всяких оговорок и уточнений. На этот счет Христос дал апостолам абсолютно ясную и четкую заповедь: проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф 10:7-8). Все, что священник делает именно как священник, он делает с помощью благодати Божией, которую получил в таинстве Священства. А благодать, как гласит 23-е правило Трулльского Собора (691–692), не продаема, поэтому всякий, кто станет требовать за таинства воздания, подлежит извержению из священного сана.

Из сказанного следует, что священник никогда не может требовать чего бы то ни было за свое служение от прихожан. Но из этого вовсе не следует, что прихожане не вправе жертвовать священнику что-либо по расположению своего сердца.

Апостол Павел заповедовал христианам из богатого приморского Коринфа не забывать о материальной поддержке других, менее благополучных христианских общин: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор 9:7). Но и сегодня, как и в Древней Церкви, экономическим принципом жизни любой христианской общины остается принцип жертвования. Если в первые века существования Церкви немногочисленные христиане сами приносили в храм все необходимое для воскресного богослужения (хлеб, вино, свечи и т. д.), то сегодня, когда храмы вмещают уже сотни людей и богослужения проводятся далеко не только в воскресные дни, более обычной стала форма денежных пожертвований. Члены общины жертвуют деньги на ее разнообразные нужды, в том числе и на оплату электричества, водоснабжения, уборки территории; на социальную помощь бедным и немощным членам прихода... А по сути, просто складываются деньгами для самих же себя — и для Христа. Ведь не кто иной, как сами прихожане и составляют все вместе церковную общину — ту самую неделимую «клеточку», из которых и состоит вся Церковь, тело Христово.

Подробнее о жертве как основе материальных взаимоотношений христиан можно прочесть в статье «Почему в Церкви берут деньги?».

Может ли священник рассчитывать на часть этих церковных пожертвований?

Не просто может рассчитывать — у него, как и у любого священнослужителя, по сути просто нет иного способа обеспечить свое существование.

Священник — это тот, кто несет свое служение постоянно: совершает таинства и обряды, возглавляет соборную молитву в храме, наставляет людей в основах веры, помогает им двигаться навстречу Богу. Священник посвящает служению Богу и ближнему всю свою жизнь без остатка. Он не может быть священником только «с девяти до шести». Священник всегда остается священником. В любое время дня и ночи он обязан, если возникнет такая нужда, напутствовать умирающего, соборовать больного, утешить скорбящего. Обязан исполнить свой пастырский долг.

У всех остальных членов церковной общины — свое служение. Оно состоит в заботе о храме и о том, чтобы священнослужители могли исполнять свои непосредственные обязанности, «всякое житейское отложив попечение ».

Приход может и должен обеспечить священнику и его семье достаток из поступающих пожертвований. Более того, в Священном Писании прямо сказано: священнику пристало питаться от святилища (1 Кор 9:13), то есть пользоваться тем, что жертвуют ему члены приходской общины. Это взаимное служение, которое есть не что иное, как проявление любви, необходимо для того чтобы, как пишет апостол Павел, сравнивающий Церковь с человеческим организмом, не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор 12:25).

Разумеется, священники могут отказаться — и нередко отказываются! — от благодарности лично себе, особенно когда видят перед собой нуждающегося человека. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский принципиально не брал денег у бедных просителей, наоборот, сам раздавал им все, что у него было с собой, вплоть до сапог. Но священник не может не взять жертву на храм, потому что это жертва — Богу.

Апостол Павел посвятил много сил и энергии для организации масштабных сборов пожертвований на Церковь во время своих миссионерских путешествий. Это было вызвано вовсе не просто необходимостью поддержки Иерусалимской общины. Апостол учил христиан жертвенности, и этот общецерковный сбор был выражением церковного единства.

При этом апостол старался никак не обременять людей заботой о себе самом, тем самым подчеркивая, что собирает средства не для себя и своих помощников, а в жертву Богу для Церкви. С детства он был обучен шить палатки — и продолжал зарабатывать этим ремеслом себе на жизнь, даже когда стал апостолом. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал, — говорил Павел, наставляя пресвитеров основанной им Ефесской Церкви, — сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:33-35).

Проповедь апостола Павла в Афинах

Однако это был личный подвиг апостола Павла. Он никому не навязывал себя в качестве общеобязательного ориентира. Наоборот, напоминал норму ветхозаветного закона: не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор 25:4). Это житейское правило — не лишать рабочий скот корма — апостол переносит на всякого трудящегося: О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (1 Кор 9:9-10). И апостолы тут не исключение: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1 Кор 9:11)

То, что священник вправе принимать приношения общины, подсказывает не только ветхозаветный закон, но и здравый смысл: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? — риторически вопрошает апостол Павел(1 Кор 9:7) Разве не знаете, что... служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Тáк и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор 9:13—14)— продолжает он, напоминая читателям о ветхозаветном предписании, как содержать священников. Если даже военачальники, часто жестокие и несправедливые, не требуют от солдат, чтобы те содержали сами себя, то невозможно, чтобы Христос требовал этого от апостолов, рассуждал позже святитель Иоанн Златоуст.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: