Возрастные особенности Сов
Или
Старший подростковый возраст (14-15 лет и 16-17)
Подросток – это уже взрослый, еще ребенок.
Мы основываемся на то, что:
· Подростки сами выбирают свое поведение;
· Констелляция (созвездие). На поведение конкретного ребенка влияет конфигуряция группы;
· Ведущей целью поведения является психологическая, эмоциональная потребность принадлежать своей референтной группе. Принадлежать: connect, capable, contribute.
Принципы работы с детьми любого возраста:
· Сотрудничество
· Взаимное уважение
· Равноправие в принятии решений
· Посильное распределение ответственности
Что должен делать вожатый?
· Развивать личность подростка;
· Повышать чувство собственного достоинства.
Как он должен это делать?
· Выявить референтную группу и прокрасться в нее;
· Определить, чего хотят подростки и чего от них хотим мы.
· Сочувствующее наблюдение для понимания состояния подростка;
· Поддерживать подростка в желании быть connect, capable, contribute.
· Если подростки решают строить отношения через нарушение правил, то нам следует:
o понимать цели их поведения;
o реагировать на них немедленно и всегда.
· Поддерживать/формировать здоровую самооценку.
Несколько подробнее о том, как мы это будет делать.
О самооценке: здоровая самооценка – это
· умение слышать самого себя и принимать свои чувства; - помочь познать свои чувства и потребности;
· способность действовать исходя из этого понимания в своих интересах или в интересах других людей; - помочь научиться выражать свои потребности во взаимодействии с другими людьми.
Иными словами, иметь здоровую самооценку – это не значит, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Это означает чувствовать собственную ценность вне зависимости от того, получается что-то или нет, а так же умение просить о помощи, когда в ней нуждаешься.
|
- Мозг подходит к этому периоду с избыточным количеством клеток. И начинает специализироваться. Нейронные пути, которые используются, укрепляются. Неиспользуемые – отмирают. Все, чем занимается 14-18-летний человек, весь его опыт влияют на дальнейшую жизнь. Лучший возраст для научения и развития вообще и укрепления самооценки в частности.
- Резкие смены настроения и горячность подростков принято объяснять выбросом гормонов. Разумеется, гормоны стимулируют эмоциональность юношей и девушек. Но дело еще и в революционном изменении, которое происходит с мозгом, которые объясняют:
- Возросшую тягу к новому
- Пренебрежение опасностью и склонность к риску
- Потребность утвердиться перед друзьями сильнее, чем в семье. Отношения с друзьями важны как никогда.
Доверять – значит быть рядом.
Признание, одобрение, поддержка.
Diana Baumrind: стили родительства и влияние на подростков (1960), четырехполярная схема. Теплота и требовательность.
Теплота – чуткая внимательность, предупредительность в отношении потребностей подростка, благодаря чему он чувствует поддержку и знает, что ему помогут.
Требовательность – предъявление требований, наставничество, руководство, установление ограничений и способность при возникновении проблем указать на них подростку вместо того, чтобы их избегать.
Поговорить про ожидания, про корни подростковой унылости.
|
NB: никогда не делайте сами то, что способны сделать дети.
Задание: ответьте родителю на претензию «Мой сын 15 лет оставил в лагере половину вещей. Вам что – сложно было проконтролировать?»
Что значит – быть взрослым? Включаться в равноправные отношения с другими людьми; опыт включенности и установления границ.
· Если мы хотим, чтобы подростки говорили с нами, мы должны стать располагающими к себе. Принятие.
· Чтобы сохранить контакт с подростками, нужно интересоваться тем, чем они интересуются, узнать, чем они живут. Это означает для них, что их принимают, что они могут быть самими собой.
Задание: Детям дан выбор – разжечь костер и попеть ночью душевные песни под гитару или пойти на дискотеку и танцевать под Коржа и Монатика. Одна девочка за костер, остальные – за дискотеку. Вожатая и девочка плачут друг у друга на плече в уголке перед танцевальным залом. Прокомментируйте ситуацию и предложите варианты действий вожатого.
· Слушать, а не поучать. Активное слушание. Диалогически проговаривать последствия.
Задание в группах для самооценки владения навыками активного слушания.
16 лет: Мне нечего надеть. Я не могу пойти на дискотеку.
13 лет: Скуучно. Делать нечего…
14 лет: Сегодня тренинг был тупой, я все это знаю!
· Не просто контролировать, но включаться и помогать.
· Демонстрируйте понимание и уважение к чувствам подростка, к их потребностям в самостоятельности.
· От установления границ – к их обсуждению. Оценка рисков. Последствия – это не то, что наказания.
· Подросток может быть неуверенным в себе. Причина: слишком важные перед ним стоят вопросы. Экзистенциальные.
· Подростки хотят быть похожими друг на друга (делать то де, что и другие – чувство надежности).
· Тело и внешность – больная тема. Об изменившемся теле (подросток к нему еще не привык). Гюру Эйестад: «Черт возьми, да у нас тут целая компания красивых молодых людей!» Все подростки очаровательны, потому что они юны. Это как с младенцами – все они сладкие, потому что младенцы. Никогда не критикуйте внешность подростка!!!
· Будьте достойным примером.
· Работайте над собой.