Доверять – значит быть рядом.




Возрастные особенности Сов

Или

Старший подростковый возраст (14-15 лет и 16-17)

Подросток – это уже взрослый, еще ребенок.

Мы основываемся на то, что:

· Подростки сами выбирают свое поведение;

· Констелляция (созвездие). На поведение конкретного ребенка влияет конфигуряция группы;

· Ведущей целью поведения является психологическая, эмоциональная потребность принадлежать своей референтной группе. Принадлежать: connect, capable, contribute.

 

Принципы работы с детьми любого возраста:

· Сотрудничество

· Взаимное уважение

· Равноправие в принятии решений

· Посильное распределение ответственности

 

Что должен делать вожатый?

· Развивать личность подростка;

· Повышать чувство собственного достоинства.

 

Как он должен это делать?

· Выявить референтную группу и прокрасться в нее;

· Определить, чего хотят подростки и чего от них хотим мы.

· Сочувствующее наблюдение для понимания состояния подростка;

· Поддерживать подростка в желании быть connect, capable, contribute.

· Если подростки решают строить отношения через нарушение правил, то нам следует:

o понимать цели их поведения;

o реагировать на них немедленно и всегда.

· Поддерживать/формировать здоровую самооценку.

Несколько подробнее о том, как мы это будет делать.

О самооценке: здоровая самооценка – это

· умение слышать самого себя и принимать свои чувства; - помочь познать свои чувства и потребности;

· способность действовать исходя из этого понимания в своих интересах или в интересах других людей; - помочь научиться выражать свои потребности во взаимодействии с другими людьми.

Иными словами, иметь здоровую самооценку – это не значит, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Это означает чувствовать собственную ценность вне зависимости от того, получается что-то или нет, а так же умение просить о помощи, когда в ней нуждаешься.

  • Мозг подходит к этому периоду с избыточным количеством клеток. И начинает специализироваться. Нейронные пути, которые используются, укрепляются. Неиспользуемые – отмирают. Все, чем занимается 14-18-летний человек, весь его опыт влияют на дальнейшую жизнь. Лучший возраст для научения и развития вообще и укрепления самооценки в частности.
  • Резкие смены настроения и горячность подростков принято объяснять выбросом гормонов. Разумеется, гормоны стимулируют эмоциональность юношей и девушек. Но дело еще и в революционном изменении, которое происходит с мозгом, которые объясняют:
    • Возросшую тягу к новому
    • Пренебрежение опасностью и склонность к риску
    • Потребность утвердиться перед друзьями сильнее, чем в семье. Отношения с друзьями важны как никогда.

Доверять – значит быть рядом.

Признание, одобрение, поддержка.

Diana Baumrind: стили родительства и влияние на подростков (1960), четырехполярная схема. Теплота и требовательность.

Теплота – чуткая внимательность, предупредительность в отношении потребностей подростка, благодаря чему он чувствует поддержку и знает, что ему помогут.

Требовательность – предъявление требований, наставничество, руководство, установление ограничений и способность при возникновении проблем указать на них подростку вместо того, чтобы их избегать.

Поговорить про ожидания, про корни подростковой унылости.

NB: никогда не делайте сами то, что способны сделать дети.

Задание: ответьте родителю на претензию «Мой сын 15 лет оставил в лагере половину вещей. Вам что – сложно было проконтролировать?»

Что значит – быть взрослым? Включаться в равноправные отношения с другими людьми; опыт включенности и установления границ.

· Если мы хотим, чтобы подростки говорили с нами, мы должны стать располагающими к себе. Принятие.

· Чтобы сохранить контакт с подростками, нужно интересоваться тем, чем они интересуются, узнать, чем они живут. Это означает для них, что их принимают, что они могут быть самими собой.

Задание: Детям дан выбор – разжечь костер и попеть ночью душевные песни под гитару или пойти на дискотеку и танцевать под Коржа и Монатика. Одна девочка за костер, остальные – за дискотеку. Вожатая и девочка плачут друг у друга на плече в уголке перед танцевальным залом. Прокомментируйте ситуацию и предложите варианты действий вожатого.

· Слушать, а не поучать. Активное слушание. Диалогически проговаривать последствия.

Задание в группах для самооценки владения навыками активного слушания.

16 лет: Мне нечего надеть. Я не могу пойти на дискотеку.

13 лет: Скуучно. Делать нечего…

14 лет: Сегодня тренинг был тупой, я все это знаю!

· Не просто контролировать, но включаться и помогать.

· Демонстрируйте понимание и уважение к чувствам подростка, к их потребностям в самостоятельности.

· От установления границ – к их обсуждению. Оценка рисков. Последствия – это не то, что наказания.

· Подросток может быть неуверенным в себе. Причина: слишком важные перед ним стоят вопросы. Экзистенциальные.

· Подростки хотят быть похожими друг на друга (делать то де, что и другие – чувство надежности).

· Тело и внешность – больная тема. Об изменившемся теле (подросток к нему еще не привык). Гюру Эйестад: «Черт возьми, да у нас тут целая компания красивых молодых людей!» Все подростки очаровательны, потому что они юны. Это как с младенцами – все они сладкие, потому что младенцы. Никогда не критикуйте внешность подростка!!!

· Будьте достойным примером.

· Работайте над собой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: