Социально-педагогический патронаж детей из неблагополучных семей Лекция № 3.1
Социально-педагогический патронаж семьи и детей это обследование семьи с целью выявления:
-социально-психологических,
-демографических,
-жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации.
Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер.
Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.
Цель патронажа состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей, поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования по коррекции и реструктуризации досуговой деятельности
Основные задачи: - исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи;
- социальная реабилитация семьи;
- - профилактика социального неблагополучия,
- предупреждение возможных кризисов.
Функциями социально-педагогического патронажа семьи выступают:
• воспитательная (формирование психолого-педагогической компетенции семьи)
• социально-правовая (заботы государства о семье, детях, в их правовой поддержке и защите)
• социально-реабилитационная (предусматривает воспитательную, образовательную и определенную попечительскую работу с неблагополучными семьями и семьями группы риска).
Специфика патронажа как формы работы с семьей
заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).
|
Многообразие видов патронажа
Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа:
• социально – психологический – помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика,
психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);
• социально – педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция);
• социально-правовой – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.
Алгоритм взаимодействия с семьей
•. 1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
• 2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.
• 3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
• 4. Контроль над выполнением соглашения.
• 5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
• 6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
• 7. Подведение итогов работы.
• 8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.
|
Этапы социально-педагогического патронажа
Социально-педагогический патронаж детей из неблагополучных семей состоит из четырех этапов.
• -Первый этап - изучение характеристик детей из неблагополучных семей и особенностей их воспитания.
• - Второй этап - разработка адаптационной программы и вопросов взаимодействия с классным руководителем.
• -Третий этап - реализация программы "Отношение детей к себе, к окружающему миру, к другим людям".
• -Четвертый этап - анализ полученных результатов.
Оказание помощи неблагополучным семьям и их детям
• Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи
Виды социально-педагогической помощи
Виды социально-педагогической
помощи в зависимости от характера семьи:А)
• 1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога
• 2. Помощь психотерапевта семье и детям
• 3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов
• 4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания
• 5. Постановка на учет в ОПН, ОВДН, к наркологу, психиатру
Б).Службы, центры, учреждения, специалисты
Дошкольные образовательные учреждения,
• школа, центры,
• Дворец молодежи,
• Дворец творчества,
• спортивная школа и т.д.
• В).Необходимые документы для оказания помощи
• Направление,
• рисунки детей,
• характеристика учителя, психолога, социального педагога.