Этика (греч.)
Мораль (лат.)
Важнейший для этики вопрос – это вопрос о происхождении и природе моральных норм.
Существует два подхода к этой проблеме:
1) релятивизм – в различные исторические эпохи у разных социальных слоев существовала различная мораль;
2) мораль – это устойчивая система абсолютных нравственных ценностей; в различные эпохи и в разных культурах представления об этих ценностях сформированы в различной степени.
Признаки морали:
1) это не фиксированная область, она имманентна любой деятельности;
2) оценивает не только практические действия, но и мысли, намерения, мотивы;
3) опирается на индивидуальное сознание, на механизмы самоконтроля (А. Швейцер);
4) предъявляет не ситуативные, а императивные требования;
5) моральная санкция имеет духовный характер и выступает в форме оценки.
Мораль – это регулятор индивидуальной и общественной жизни с помощью системы абсолютных ценностей.
Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта
Нравственными ценностями являются добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм и т. п. Они проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не внешний облик поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию. Поэтому нравственные ценности имеют совершенно иную природу, нежели нравственные нормы. Если последние навязываются человеку извне при помощи общественного мнения, то ценности регулируются другим орудием — совестью.
Долг – осознание человеком своих обязанностей, в основе долга лежит чувство необходимости сочетания личных и общественных интересов. Как индивидуальное чувство долг связан с пониманием человека своей ответственности перед обществом, стремлением построить свое поведение в соответствии с моральными нормами общества.
|
Честь – чувство, выражающее представление о человеческом достоинстве. Для чести характерно сознательное выполнение человеком общественного долга, поведение людей, которые общественные интересы ставят выше личных, оценивают обществом очень высоко.
Счастье – нравственное чувство радости, гордости, которое возникает у человека в процессе и результате осуществления личных интересов и в то же время в результате признания другими его поступков как достойных, без такового признания чувство счастья оказывается неполным.
Совесть – чувство моральной ответственности, самооценка своего поведения.
Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
Эстетика - раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного.
Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта
Говоря об эстетических ценностях следует иметь в виду, что природа сама по себе содержит только те или иные материальные структуры — симметрию, ритм, пропорции «золотого сечения», цветовые отношения, которые в определенных обстоятельствах могут стать носителями эстетических ценностей, но не являются самими этими ценностями, ибо ценность они приобретают лишь в отношении к человеку.
|
Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).
Принципом, уравновешивающим противоположности, является гармония, служащая мерилом эстетических ценностей. В античной философии гармония означала порядок и согласованность космоса, доступный в понимании и чувствах человека через музыку, т.е. последовательность тонов. В эпоху Возрождения поиск гармонии был связан с исследованием строения тела человека, признанным эталоном красоты и пропорции.
В настоящее время господствует релятивистский взгляд на категории эстетики, художественные ценности, которые рассматриваются соотносительно с индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.