День птиц
Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».
Ход классного часа
Вступительная часть.
Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Читает учитель.
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Знакомство с многообразием названий птиц.
Учитель. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Звучит запись «Голоса птиц».
Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
– Синь-синь! – посвистывает синица.
|
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
– Гра-гра! – представляется грач.
– Сквор-сквор! – поют скворцы.
– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Ученик читает стихотворение.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!
В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие разных птиц.
Звучит запись «Голоса птиц».
Представление птиц.
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный грач.
Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.
Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.
|
Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.
Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
Ученик. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый скворец.
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ученик. Кукушка, ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почетные места в жюри и оценить знания наших ребят.
«Птицы» рассаживаются по местам.
Игра «Наши пернатые друзья».
Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан.
й конкурс: «Приветствие».
Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.
1-я команда «Дятел».
Д е в и з: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» –
И ставит подпись: дятел.
2-я команда «Сорока».
Д е в и з: Непоседа пестрая,
|
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
3-я команда «Горихвост».
Д е в и з: Черно-белая манишка,
Подвижный, с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост!»
Жюри оценивает конкурс.
Й конкурс: «Разминка».
Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
В о п р о с ы:
– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)
– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)
– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)
– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)
– Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой.)
– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)
– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)
– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)
– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)
– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)
Жюри оценивает конкурс.