Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают к а р т о ч к и:
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
О т в е т: Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Жюри оценивает конкурс.
Й конкурс: «Восемь птиц».
Учитель. В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Команды получают карточки с текстом:
Восемь птиц
Девочка устроила столовые для птиц. Во д вор она вышла, убрала в углу му сор. Ока залось, тут удобное, вооб ще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колба сой, ка шей. Другая столовая – вы соко, л учше для мелких пти чек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, ина че четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
Жюри оценивает конкурс.
Игра «Прилетели птицы».
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Учитель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.)
Учитель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все вы молодцы!
Кроссворд «Берегите птиц».
Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
В о п р о с ы к к р о с с в о р д у:
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
(Пеликан.)
3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я … (ворона).
4. Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.
(Соловей.)
5. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(Снегирь.)
6. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)
7. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
«Кле! Кле! Кле!» – поет со свистом. (Клест.)
9. И стекают струйкой капли
С клюва стройной … (цапли).
10. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (Дятел.)
11. Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин.)
12. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
Ключевые слова: «Берегите птиц».
Заключительная часть.
Жюри объявляет итоги конкурсов. Победители получают награды.
Ученик. Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Муса Джангазиев
Учащиеся класса показывают кормушки для птиц, сделанные дома с родителями. Вместе с учителем выходят в школьный двор и вешают кормушки для птиц на деревья.
Целесообразно объяснить детям, какой корм необходим птицам. Также желательно учащимся каждый день следить, чтобы в птичьей столовой всегда был корм.
Воспитательная работа продолжается, когда учащиеся ухаживают за птицами, наблюдают за их жизнью, слушают их пение.