Притч.28:24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.




Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 28

О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч.28:1. Нечестивый бежит, когда никто не гонит­ся за ним; а праведник смел, как лев.

Притч.28:2. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при ра­зу­мном и зна­ю­щем муже она долговечна.

Притч.28:3. Человек бедный и при­тесня­ю­щий слабых то же, что про­ливной дождь, смыва­ю­щий хлеб.

Притч.28:4. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюда­ю­щие закон негодуют на них.

Притч.28:5. Злые люди не ра­зу­меют справедливости, а ищущие Го­с­по­да ра­зу­меют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36; Втор 28.25). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20).

Притч.28:6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч.28:7. Хранящий закон – сын ра­зу­мный, а зна­ю­щийся с расточителями срамит отца своего.

Притч.28:8. Умножа­ю­щий име­ние свое ростом и лихвою соберет его для бла­го­творителя бедных.

Притч.28:9. Кто откло­няет ухо свое от слушания закона, того имолитва – мерзость.

Притч.28:10. Совраща­ю­щий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч.28:11. Человек богатый – мудрец в глазах сво­их, но умный бедняк обличит его.

Притч.28:12. Когда торже­с­т­ву­ют праведники, великая слава, но когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3; ст. 8 сн.Притч 13.22; Иов 27.16–17; ст. 9 сн. Притч 15.8; ст. 10 сн. Притч 26.27; ст. 11 сн. Притч 26.16. Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2.

Притч.28:13. Скрыва­ю­щий свои преступле­ния не будет иметь успеха; а кто сознает­ся и оставляет их, тот будет по­милован.

Притч.28:14. Блажен человек, который всегда пре­бывает в бла­го­гове­нии; а кто ожесточает сердце свое, тот по­падет в беду.

Притч.28:15. Как рыка­ю­щий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч.28:16. Нера­зу­мный правитель много делает при­тесне­ний, а не­на­видящий корысть про­должит дни.

Притч.28:17. Человек, виновный в про­литии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч.28:18. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс 31.5; IИн 1.9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч.28:19. Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праз­дным, тот насытит­ся нищетою.

Притч.28:20. Верный человек богат благо­слове­ниями, а кто спешит раз­богатеть, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным.

Притч.28:21. Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч.28:22. Спешит к богат­с­т­ву завистливый человек, и не думает, что нищета по­стигнет его.

Притч.28:23. Облича­ю­щий человека найдет по­сле бóльшую при­язнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч.28:24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.

Притч.28:25. Надмен­ный раз­жигает ссору, а надеющийся на Го­с­по­да будет бла­го­ден­ство­вать.

Притч.28:26. Кто надеет­ся на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч.28:27. Да­ю­щий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много про­клятий.

Притч.28:28. Когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся, а когда они падают, умножают­ся праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11. В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23, осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26, а особенно в словах Спасителя (Мф 15.5; Мк 7.11). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22. Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7; 2Кор 9.9). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: