ЧТО нам ДЕЛАТЬ? (Часть 1А)




Социализм в СССР потерпел поражение из-за игнорирования КПСС, после 1953г, закономерностей движения, развития и изменения социализма, ведущих к коммунизму. В результате новая буржуазия союзных республик разорвала СССР на «суверенные» части, самой большой из которых является государство российской буржуазии – Российская Федерация. Началом буржуазной контрреволюции, итогом которой стала реставрация капитализма, было постановление июньского 1987г пленума ренегатского ЦК КПСС «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой».

Снова общество раскололось на два класса: один - господствующий эксплуататорский класс, присвоивший общественные средства производства - класс буржуазии; другой –эксплуатируемый класс, отчуждённый от средств производства – класс пролетариев (наёмных работников), живущих продажей своей рабочей силы.

23 ноября 1991гв капиталистической РФ была создана Российская коммунистическая рабочая партия, в которую я вхожу и перед которой встала задача преодолеть разброд и шатания среди сторонников социализма, и прежде всего по отношению к марксизму-ленинизму. Поражение социализма подняло две волны попыток ревизии марксизма-ленинизма: одну – со стороны сторонников социализма, а другую – со стороны сторонников капитализма.

Сегодня главная задача нашей партии состоит в грамотной, последовательной и беспощадной борьбе с этими попытками ревизии основных положений марксизма-ленинизма, например, таких как необоснованные выводы и утверждения буржуазного профессора Суслова М.Г. в его книге «Причины краха Советской системы». Суслов без необходимых экономических обоснований, в частности, утверждает, что вместо империализма - с 1930-х годов существует якобы «социализированный» ультраимпериализм, что капитал – это якобы деньги, что социализм – якобы эксплуататорское общество.

Поэтому полезно ознакомиться с книгой В. И. Ленина « Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (она является образцом такой грамотной, последовательной и беспощадной борьбы с ревизионизмом) с целью понять: как нужно бороться против ревизионизма и его верного подручного - оппортунизма, и какие требования Ленина должны учитываться членами Российской коммунистической рабочей партии в этой борьбе в условиях временной реставрации капитализма?

Но сначала справка. Эта книга написана В. И. Лениным с целью развития идей статьи «С чего начать?» (май 1901г), которая была наброском плана для «Что делать?» (См. Соч., 5 изд., т. 5, с. 9). В декабре 1901г в «Искре» № 12 появилась статья Ленина «Беседа с защитниками экономизма», которую он впоследствии называл конспектом «Что делать?»; в ней Ленин писал: «... Мы могли здесь только бегло затронуть спорные вопросы. Подробному разбору их мы посвятим особую брошюру, которая выйдет в свет, мы надеемся, месяца через полтора» (там же, с. 367). 10 марта, в «Искре» № 18, сообщили о ее выходе из печати. «Искра» как нелегальная марксистская газета основана В. И. Лениным в 1900г и сыграла решающую роль в создании партии рабочего класса.

Ввиду невозможности выпускать газету в России Ленин еще в сибирской ссылке обдумал план издания ее за границей. После ссылки в феврале 1900г в Петербурге Ленин вел переговоры с приехавшей из-за границы В. И. Засулич об участии в издании газеты группы «Освобождение труда», основанной Г. В. Плехановым в 1883г в Швейцарии и проделавшей большую работу по пропаганде марксизма в России.

В конце марта - начале апреля 1900г т. н. «Псковское совещание» В. И. Ленина, Ю. О. Мартова, А. Н. Потресова, С. И. Радченко с «легальными марксистами» - П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановским обсудило ленинский проект заявления редакции о программе и задачах газеты «Искра» и научно-политического журнала «Заря». Ленин объехал ряд городов России, установил связи с социал-демократами и договорился о поддержке «Искры». В Швейцарии, в августе 1900г, состоялось совещание В. И. Ленина и А. Н. Потресова с членами группы «Освобождение труда» о программе и задачах газеты и журнала, сотрудниках, составе редакции и ее нахождении (см. Соч., 5 изд., т 4, с. 334-352), где удалось достичь соглашения по всем спорным вопросам.

Группа «Освобождение труда» нанесла серьезный удар народничеству - главному идейному препятствию в деле распространения марксизма и развития с.-демократического движения в России, подвергла критике его теорию о некапиталистическом пути развития России, его субъективно-идеалистический взгляд на роль личности в истории, на отрицание передовой роли пролетариата в революционном движении и др. Два проекта программы русских с.-демократов (1883 и 1885 гг.), написанные Плехановым, явились важным шагом в создании с.-демократической партии. Особенно большое значение в обосновании и защите диалектического и исторического материализма имела книга Плеханова (Н. Бельтова) «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895г), на которой «…воспиталось целое поколение русских марксистов» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 16, с. 243).

Ф. Энгельс приветствовал возникновение группы «Освобождение труда», «…которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, 1935, с. 461). Группа установила связи с международным рабочим движением, представляла российскую с.-демократию на всех конгрессах II Интернационала. Но у неё были и серьезные ошибки: переоценка роли либеральной буржуазии, недооценка революционности крестьянства как резерва пролетарской революции. Эти ошибки явились зародышем будущих меньшевистских взглядов группы.

В. И. Ленин указывал, что группа «Освобождение труда» «…лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (Сочинения, 4 изд., т. 20, с. 255).

В 1894г по инициативе этой группы был основан «Союз русских социал-демократов за границей». Но в 1900г члены группы и её сторонники вышли из «Союза» и основали в Лейпциге, следующие номера - в Мюнхене, с июля 1902г - в Лондоне и с организацию «Социал-демократ ».

Первый номер «Искры» вышел в декабре 1900г весны 1903г - в Женеве; помощь «Искре» оказали германские с.-демократы К. Цеткин, А. Браун и др., поляк Ю. Мархлевский и Г. Квелч - один из руководителей английской Социал-демократической федерации. В редакцию входили В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов, П. Б. Аксельрод, А. Н. Потресов и В. И. Засулич. Секретарем редакции была И. Г. Смидович-Леман, а с весны 1901г - Н. К. Крупская, ведавшая также перепиской «Искры» с русскими с.-демократическими организациями. В центре внимания «Искры» стояли вопросы революционной борьбы трудящихся России против царского самодержавия, внимание уделялось важнейшим событиям международной жизни, главным образом, рабочего движения.

«Искра» стала центром объединения партийных сил, собирания и воспитания партийных кадров. В ряде городов России были созданы группы и комитеты РСДРП искровского направления, а в январе 1902г на съезде в Самаре была основана русская организация «Искры». По инициативе Ленина редакция «Искры» разработала проект программы партии (№21 «Искры») и провела II съезд РСДРП (июль - август 1903г). До съезда большинство с.-демократических организаций России одобрило её тактику, программу и организационный план, признало её руководящим органом. Съезд отметил роль «Искры» в борьбе за партию и объявил ее Центральным Органом с редакцией в составе Ленина, Плеханова и Мартова, который настаивал на прежней шестерки редакторов и не вошёл в редакцию. №№ 46-51 «Искры» вышли под редакцией Ленина и Плеханова. Затем Плеханов, перейдя к меньшевизму, потребовал включения в состав редакции старых редакторов-меньшевиков. Ленин не согласился и 19 октября (1 ноября) 1903г вышел из редакции; он был кооптирован в ЦК и оттуда повел борьбу с меньшевиками. № 52 «Искры» вышел под редакцией Плеханова. 13 (26) ноября 1903г Плеханов единолично кооптировал в редакцию бывших редакторов-меньшевиков. И с № 52 меньшевики превратили «Искру» в свой орган.

Книга «Что делать?» сыграла выдающуюся роль в борьбе за революционную марксистскую партию рабочего класса, в победе искровского направления в комитетах и организациях РСДРП, а затем, в 1903г, на ее II съезде. В 1902-1903гг книгу читали в социал-демократических организациях России; ее находили при обысках и арестах социал-демократов в Киеве и Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде, в Казани, Одессе и других городах.

««… Что делать? » оказывает... сильное влияние на русских деятелей, - отмечалось в докладе организации «Искры» II съезду РСДРП, - целый ряд лиц, по их собственному признанию, становятся сторонниками «Искры», благодаря влиянию этой книги» («Доклады соц.-демократических комитетов II съезду РСДРП». M.-Л., 1930, с. 44).

Книга захватила «…особенно тех, кто ближе стоял к русской работе », вспоминала Н. К. Крупская ( Воспоминания о Ленине. М., 1957, с. 52).

Секретарь бюро русской организации «Искры» 3. П. Кржижановская-Невзорова сообщала из Самары в редакцию «Искры»: «…О «Что делать? «... пока слышим только хвалебные отзывы», «…написана она превосходно, действительно, и тон прекрасный» («Пролетарская Революция», 1928, № 6-7, с. 149).

Агент «Искры» И. И. Радченко писал из Петербурга: «…Везде оперирую ленинским плугом, как самым лучшим производительным возделывателем почвы. Он прекрасно сдирает кору рутины, разрыхляет почву, обещающую произвести злаки. Раз повстречаются на пути плевелы, посеянные «Рабочим Делом», он всегда уничтожает их с корнем. Замечательно!» (Архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).

На письмо Московского комитета РСДРП Ленин ответил так: «…Ваше выражение благодарности за «Что делать?» мы поняли и могли, разумеется, понять только в том смысле, что в этой книге вы нашли ответы на ваши собственные вопросы, что вы сами из непосредственного знакомства с движением вынесли то убеждение в необходимости более смелой, более крупной, более объединенной, более централизованной, более сплоченной вокруг одного газетного центра работы, - которое формулировано и в этой книге» (Соч., 4 изд., т. 6, с. 186).

В редакции «Искры» однако при оценке книги Ленина возникли разногласия. Г. В. Плеханов выступил на совещании редакции в Мюнхене в январе 1902г с критикой некоторых положений книги.

Основные положения «Что делать?»: о соотношении сознательного и стихийного элементов рабочего движения, о руководящей роли партии в революционной классовой борьбе пролетариата, - были учтены редакцией «Искры» в проекте программы РСДРП. «…Следовательно, - писал В. И. Ленин при переиздании книги в 1907г, - ни о какой принципиальной разнице между проектом программы и «Что делать?» по этому вопросу не могло быть и речи» (Соч., 4 изд., т. 13, с. 91).

На II съезде РСДРП антиискровцы (Мартынов, Акимов) свои выступления против выработанного редакцией «Искры» проекта программы построили на критике «Что делать?»; однако большинство съезда, искровцы (в том числе Плеханов и Мартов) солидаризировались с книгой Ленина, с ее постановкой вопроса о роли «сознательного элемента», т. е. социал-демократии, в революционном движении пролетариата.

После II съезда РСДРП меньшевики начали ревизию основных идей старой «Искры», и за задачу «опровержения» высказанных в «Что делать?» взглядов Ленина взялся Плеханов, заявивший о разногласии с ним по вопросу о сознательности и стихийности. Плеханову ответил В. В. Воровский статьёй «Плоды демагогии» («Вперед» № 11, 23 (10) марта 1905г), с правками и дополнениями Ленина.

Книгу «Что делать?» В. И. Ленин переиздал в сборнике «За 12 лет» (ноябрь 1907г), опустив отдельные подробности и мелкие полемические замечания. В то же время издание было дополнено пятью примечаниями.

При изучении книги, я буду стараться обращать внимание, прежде всего, на принципиальные выводы Ленина, а читателю следует учитывать, что книга написана им тогда, когда первоочередным вопросом политической жизни России был вопрос о необходимости свержения феодального самодержавия, препятствовавшего развитию капитализма.

В «Предисловии» Ленин подчеркнул (сокращения и выделения мои – К.):

«…Главной темой ее (книги – К.) должны были быть три вопроса, поставленные в статье "С чего начать?". Именно: вопросы о характере и главном содержании нашей политической агитации, о наших организационных задачах, о плане построения одновременно и с разных концов боевой общерусской организации... Но первоначальное предположение ограничиться… разбором только трех этих вопросов… оказалось совершенно неосуществимым по двум причинам.

С одной стороны, "экономизм" оказался гораздо более живучим… (мы употребляем слово "экономизм" в широком смысле, как оно было пояснено… в статье "Беседа с защитниками экономизма"…) Стало несомненным, что различные взгляды на решение этих трех вопросов объясняются в гораздо большей степени коренной противоположностью двух направлений в русской социал-демократии, чем расхождением в частностях.

С другой стороны, недоумение "экономистов" по поводу фактического проведения в "Искре" наших воззрений показывало с очевидностью, что мы часто говорим буквально на разных языках, что мы не можем поэтому ни до чего договориться, если не будем начинать ab ovo** (** - с самого начала. Ред.), что необходимо сделать попытку возможно более популярного, …, систематического "объяснения" со всеми "экономистами" по всем коренным пунктам наших разногласий...

Разбор указанных выше трех вопросов составляет…главную тему брошюры, но начать мне пришлось с двух более общих вопросов:

- почему такой "невинный" и "естественный" лозунг, как "свобода критики", является для нас настоящим боевым сигналом?

- почему мы не можем столковаться даже по основному вопросу о роли социал-демократии по отношению к стихийному массовому движению?

Далее, изложение взглядов на характер и содержание политической агитации превратилось в объяснение разницы между тред-юнионистской и социал-демократической политикой, а изложение взглядов на организационные задачи - в объяснение разницы между удовлетворяющим "экономистов" кустарничеством и необходимой, на наш взгляд, организацией революционеров.

Затем, на "плане" общерусской политической газеты я тем более настаиваю, чем не состоятельнее были сделанные против него возражения и чем менее ответили мне по существу на поставленный в статье "С чего начать?" вопрос о том, как могли бы мы одновременно со всех концов приняться за возведение необходимой нам организации.

Наконец, в заключительной части брошюры я надеюсь показать, что мы сделали все от нас зависевшее, чтобы предупредить решительный разрыв с "экономистами", который оказался, однако, неизбежным;

- что "Раб. Дело" приобрело особое, "историческое", если хотите, значение тем, что всего полнее, всего рельефнее выразило не последовательный "экономизм", а тот разброд и те шатания, которые составили отличительную черту целого периода в истории русской социал-демократии;

- что поэтому приобретает значение и чрезмерно подробная, на первый взгляд, полемика с "Раб. Делом-), ибо мы не можем идти вперед, если мы окончательно не ликвидируем этого периода. Февраль 1902 г. Н. Ленин.

1-я часть брошюры называется «I. Догматизм и «свобода критики»» и состоит из 4-х разделов: - а) Что значит «свобода критики»? - б) Новые защитники «свободы критики», - в) Критика в России, - г) Энгельс о значении теоретической борьбы. Рассмотрим её содержание с позиции его полезности для нас в современной ситуации в следующей части.

Курмеев К.И. Пермская организация Российской коммунистической рабочей партии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: