История. Лекция 1.
Введение
Ирина Гавриловна
В одной семинарской группе не должно быть одинаковой темы
На почту переслать номер и название выбранной темы
60- 70 г. 18 века автор проекта Матвей Казаков- но не подтверждено
Еропкин
Меценат П.А.Демидов, поддерживал московское сиротское училище
1804 г.- Московское Императорское училище
1806 г.- выкупили дом Еропкина для размещения в нем училища
1930 г.- приказ наркомпросс о создании института новых языков
1934 г.- построено здание по адресу Ростокинский проезд, предназначалось для растеневодческой станции
ЛИФИ и МИФИ- институт философии и истории
Псевдорусский стиль, здание на Отстоженке 36
Скульптура Татьяна(2015 г. Г.С.Пейчев)
I. История в системе социально-гуманитарных наук
3 значения слова "история":
Слово история от греч. расспрашивание, исследование
Изначально обозначало повествование, рассказ о прошлом
Социально- гуманитарные науки изучают различные аспекты цивилизации. К ним относятся социология, политология, языкознание, юрисприденция
Объект истории- процесс возникновения и развития общества
Предмет изучения- закономерности развития обществ
Задачи: собирание, анализ, обобщение, систематизация исторического материала
Таким образом, историки выявляют:
-предпосылки и причины событий, явлений, процессов
-тенденции и движущие силы, характер исторического процесса
-его этапы
- результаты и последствия
Функции исторической науки:
-социальная (история- прежде всего общественная память)
-познавательная(человек, социализируясь, похнает мир, в том числе приобретает исторические знания. мнение Н. Чернышевского)
-воспитательная(формирует мирововззрение человека, он приобретает взгляды на окружающий мир, у него формируются ценности: понятие справедливости, равенство всех людей, патриотизма)
-практически-политическая, прогностическая(можно избежать ошибки предков, если знать о них)
! Политичекую функция нельзя однозначно оценить
II. Методологические основы исторической науки
Наука опирается на методологию
Methodos- способ исследования и logos-учение
В рамках методологии разрабатывается понятийный аппарат
Она определяет:
- приемы: логическую организацию, структуру, принципы и методы
-объекты, предмет, задачи
Методология позволяет упорядочит и интерпретировать материал
■ Два подхода осмысления исторического процесса:
1) Идеалистический
Дух и сознание первичны по отношению к материи и природе
Историческое развитие определяю Душа и разум
2) Материалистический
Материальная жизнь первична и определяет исторический процесс, включая духовную составляющую
Историография- отрасль исторической науки, описывающая процесс формирования и развития исторических знаний
Религиозная парадигма истории(есть Боги, которые определяют исторические процессы)
Возрождение и Просвещение(эпоха позднего Средневековья 14-17 вв)
Появляются представления о суверенном разуме человека, свободе воли в выборе исторического пути
История представляется как процесс накоплений обретений разума(люди определяют исторический процесс в силу опыта)
Первая половина 19 века, немецкая философия
Системообразующий фактор(движущая сила) исторического процесса- самопроизвольно развивающийся абсолютный Дух
Универсальные теории исторического процесса
● Формационная теория(развитие производительных сил- фактор)
Ф.Энгельс, К.Маркс
Недостатки теории:
-духовная составляющая осталась без внимания
-схематизм, примитивность
● Цивилизационная теория
Т
Недостатки:
- терминология(определения повторяют друг друга)
- цивилизации воспринимаются как изолированные
● Историческая синергетика
III. Исторические источники и их классификация
Виды источников:
- вещественные(артефакты)
- словесные
-изобразительные
-поведенческие
- звуковые(аудиальные)
Принципы и методы исторического познания
Исторические исследования осуществляются на основе принципов- основное, исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения
Виды принципов:
-объективность(полный и всесторонний анализ всей совокупности фактов в истинном содержании, подойти к материалу непредвзято)
-историзм(рассмотрение исторического материала в историческом контексте)
Методы исторического исследования:
- общенаучные методы(анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, объяснение)
-специально- исторические методы(хронологический, синхронный, проблемно-фонологический, сравнительно-исторический)
Специальные исторические науки- археология, историография. источниковедение
Вспомогательные дисциплины: генеология
Периодизация истории
Древний мир(4 тыс.до н.э.- 5 в.)
Средние века(5- 15 вв)
Новое время(16я
Современный