III. Исторические источники и их классификация




История. Лекция 1.

Введение

Ирина Гавриловна

В одной семинарской группе не должно быть одинаковой темы

На почту переслать номер и название выбранной темы

60- 70 г. 18 века автор проекта Матвей Казаков- но не подтверждено

Еропкин

Меценат П.А.Демидов, поддерживал московское сиротское училище

1804 г.- Московское Императорское училище

1806 г.- выкупили дом Еропкина для размещения в нем училища

1930 г.- приказ наркомпросс о создании института новых языков

1934 г.- построено здание по адресу Ростокинский проезд, предназначалось для растеневодческой станции

ЛИФИ и МИФИ- институт философии и истории

Псевдорусский стиль, здание на Отстоженке 36

Скульптура Татьяна(2015 г. Г.С.Пейчев)

I. История в системе социально-гуманитарных наук

3 значения слова "история":

Слово история от греч. расспрашивание, исследование

Изначально обозначало повествование, рассказ о прошлом

Социально- гуманитарные науки изучают различные аспекты цивилизации. К ним относятся социология, политология, языкознание, юрисприденция

Объект истории- процесс возникновения и развития общества

Предмет изучения- закономерности развития обществ

Задачи: собирание, анализ, обобщение, систематизация исторического материала

Таким образом, историки выявляют:

-предпосылки и причины событий, явлений, процессов

-тенденции и движущие силы, характер исторического процесса

-его этапы

- результаты и последствия

Функции исторической науки:

-социальная (история- прежде всего общественная память)

-познавательная(человек, социализируясь, похнает мир, в том числе приобретает исторические знания. мнение Н. Чернышевского)

-воспитательная(формирует мирововззрение человека, он приобретает взгляды на окружающий мир, у него формируются ценности: понятие справедливости, равенство всех людей, патриотизма)

-практически-политическая, прогностическая(можно избежать ошибки предков, если знать о них)

! Политичекую функция нельзя однозначно оценить

II. Методологические основы исторической науки

Наука опирается на методологию

Methodos- способ исследования и logos-учение

В рамках методологии разрабатывается понятийный аппарат

Она определяет:

- приемы: логическую организацию, структуру, принципы и методы

-объекты, предмет, задачи

Методология позволяет упорядочит и интерпретировать материал

■ Два подхода осмысления исторического процесса:

1) Идеалистический

Дух и сознание первичны по отношению к материи и природе

Историческое развитие определяю Душа и разум

2) Материалистический

Материальная жизнь первична и определяет исторический процесс, включая духовную составляющую

Историография- отрасль исторической науки, описывающая процесс формирования и развития исторических знаний

Религиозная парадигма истории(есть Боги, которые определяют исторические процессы)

Возрождение и Просвещение(эпоха позднего Средневековья 14-17 вв)

Появляются представления о суверенном разуме человека, свободе воли в выборе исторического пути

История представляется как процесс накоплений обретений разума(люди определяют исторический процесс в силу опыта)

Первая половина 19 века, немецкая философия

Системообразующий фактор(движущая сила) исторического процесса- самопроизвольно развивающийся абсолютный Дух

Универсальные теории исторического процесса

● Формационная теория(развитие производительных сил- фактор)

Ф.Энгельс, К.Маркс

Недостатки теории:

-духовная составляющая осталась без внимания

-схематизм, примитивность

● Цивилизационная теория

Т

Недостатки:

- терминология(определения повторяют друг друга)

- цивилизации воспринимаются как изолированные

● Историческая синергетика

III. Исторические источники и их классификация

Виды источников:

- вещественные(артефакты)

- словесные

-изобразительные

-поведенческие

- звуковые(аудиальные)

Принципы и методы исторического познания

Исторические исследования осуществляются на основе принципов- основное, исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения

Виды принципов:

-объективность(полный и всесторонний анализ всей совокупности фактов в истинном содержании, подойти к материалу непредвзято)

-историзм(рассмотрение исторического материала в историческом контексте)

Методы исторического исследования:

- общенаучные методы(анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, объяснение)

-специально- исторические методы(хронологический, синхронный, проблемно-фонологический, сравнительно-исторический)

Специальные исторические науки- археология, историография. источниковедение

Вспомогательные дисциплины: генеология

Периодизация истории

Древний мир(4 тыс.до н.э.- 5 в.)

Средние века(5- 15 вв)

Новое время(16я

Современный

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: