Воспитание патриотизма у учащихся 5-7 классов на примере подвигов детей в ВОВ




Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за Отечество, малую Родину; активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [1, с. 9].

Именно это качество определяется, как одна из базовых национальных ценностей, лежащих в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников [1, с.22].

В настоящее время, патриотическое воспитание это одна из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - это самое благоприятное время для формирования любви к родине. Для учителя основополагающей задачей является воспитание не просто достойного члена общества, а воспитание патриота своей страны.

Сейчас время смены ценностных ориентиров. Причина данного явления скрывается в 90-х годах прошлого столетия. Данный период принёс как важные позитивные перемены, так и негативные явления, связанные с социально-политическими изменениями в стране. Это оказало отрицательное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, на отношение человека к человеку.

Многих ли людей можно назвать патриотами? Всякий ли человек способен самоотверженно ринуться в бой на защиту своей страны? Является ли выполнимой задача научить любить Родину? И как важно показать детям примеры истинных патриотов? Задавая себе эти вопросы, у меня возникла идея проведения классного часа по теме "Дети войны".

На подготовительном этапе организации данного мероприятия нескольким ребятам была предложена информация о подвигах детей в ВОВ. И как ни странно, первые результаты работы были видны уже на тот момент. Как вчитывались дети в каждую строку о подвиге своего героя и тихо перешептывались, удивляясь, что все это о их ровестниках. И с каким интересом и блеском в глазах дети начали готовиться к классному часу. Им действительно очень хотелось рассказать о том, что они только что узнали сами!

Классный час начался со слов Юрия Борисовича Левитана о нападении Германии на СССР. А после, в наступившей идеальной тишине, прозвучало стихотворение Кати Грузницкой. Наверное, этот классный час был обречен оставить место в сердцах детей.

Дети с грустью и состраданием в глазах слушали рассказ учителя о детях в блокадном Ленинграде. С удивлением и страхом узнавали об ужасах существования детей в концлагерях, и об условиях жизни обычных ребят даже в далёких от военных действий деревушках.

Красочные рассказы о подвигах детей-героев тоже не могли никого оставить равнодушными. Ребята искренне сопереживали Тане Савичевой, долго рассматривали записи в её дневнике, вчитываясь в каждое слово. Восхищались подвигами юных партизанов Зины Портновой, Лени Голикова, Марата Казей, Вали Котика и плакали, услышав о трагическом окончании их жизни. Рассказ от лица Натальи Лемешонок о жизни детей в концлагере Саласпилса оставил у детей ощущение острой боли и несправедливости от нечеловеческого отношения к ни в чем не повинным детям.

Окончание классного часа сопровождалось обсуждением значений понятий «патриотизм», «доблесть», «подвиг», «самопожертвование», «честь», «Родина». Ребята искренне восхищались услышанными в этот день рассказами, говорили о том, что подвиги этих детей достойны великих наград и были рады узнать, что многие из них получили звание героя Советского Союза. А с какой гордостью каждый их ребят класса прикреплял к себе на грудь георгиевскую ленту! И не было в этот момент разногласий между детьми. И шумный двоечник, и тихая отличница были едины в стремлении выразить гордость за свою страну, рассказать всем о подвигах маленьких героев.

Еще долго после этого классного часа дети обсуждали услышанное. Родители, через несколько дней пришедшие на собрание, произносили искренние слова благодарности за такую науку для их детей.

Можно ли сказать, что в процессе этого классного часа происходило воспитание патриотизма у детей? Я считаю, что да. Дети услышали о подвигах во имя единства и свободы своей страны. Причем услышали они не о подвигах взрослых, а о таких же детях, как они сами. И мне кажется, это был решающий момент в их восприятии.

Обсудив с детьми классный час, мы разработали проект «Я - патриот своей страны». В рамках данного проекта были проведены следующие мероприятия: классные часы о подвигах героев; участие в вахте памяти; подготовка к смотру песни и строя на 23 февраля; марш ко Дню Победы; поздравление с Днём пожилого человека. Всё это, так же оказало влияние на воспитание патриотических чувств у детей. Но начальной точкой отсчета для себя, я считаю, тот самый классный час… Может быть потому, что именно тогда я смогла достучаться до детских сердец.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва, "Просвящение", 2009

 

 

"Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота, готового отдать жизнь за независимость Родины, это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек в этом возрасте познаёт и делает."

В.А.Сухомлинский.

Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину; активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [1, с. 9]. Именно это качество определяется, как одна из базовых национальных ценностей, лежащих в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников [1, с.22].

Патриотическое воспитание - это одна из главных задач поставленных перед современной школой в настоящее время. Но огромное количество учителей ежедневно задумывается о том, как же правильно организовать процесс патриотического воспитания в своём классе. Какие способы и методы нужно выбрать, чтобы ребёнок гордился своей страной? Является ли выполнимой задача, научить любить Родину? И как важно показать детям примеры истинных патриотов своей страны? Задавая себе эти вопросы, в моей голове возникла идея проведения классного часа по теме "Дети войны".

На подготовительном этапе подготовки к данному мероприятию нескольким ребятам из класса была роздана информация и подвигах детей в ВОВ (Таня Савичева, Зина Портнова, Наталья Лемешонок, Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей). А так же девочка подготовила стихотворение Грузницкой Кати о войне. И как ни странно, но первые результаты работы были видны уже на тот момент. Как вчитывались дети в каждую строку о подвиге своего героя и тихо перешептывались удивляясь, что все это о детях. Как со слезами на глазах девочка впервые читала данное стихотворение. И с каким блеском в глазах дети начали готовиться к классному часу. Им действительно очень хотелось рассказать о том, что они только что узнали сами!

Классный час начался с воспроизведения слов Юрия Борисовича Левитана объявления о нападении Германии на СССР. А после, в наступившей идельной тишине прозвучало стихотворение Кати Грузницкой. Наверное после этого классный час был обречен оставить место в сердцах детей. Они с грустью и печалью в глазах слушали рассказ учителя о детях в блокадном Ленинграде, искренне сопередивали, когда услышали



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: