Докторская диссертация «Международный суд», 1993г – монография.
Эволюцию международных судов можно условно разделить на 4 этапа:
1. древность
2. средние века
3. новое время
4. новейшее время.
Говоря о международных судах и первых трех этапах, можно говорить о тех или иных случаях третейского производства. В древности упоминаются Древняя Греция и Древний Рим. Говоря о Древней Греции называют 2 института, которые существовали е во всех полисах – амфиктионий. Самое известное – Пелейское – дельфийское. Мало практики. Религиозные культы. Многие решения были направлены на объединение полисов, в современной трактовке были предельно демократичны. Проводили свои собрания вокург святых мест, собирались представители полисов (депутаты), собрания проводились 2 раза в год, предполагалось, что в ходе таких собраниях люди должны забывать о возникших между ними распрях, и по возможности разрешать их. В амфиктиониях разбирались споры, касающиеся военных действий. Как третейские образования, в принципе могли разрешать любые споры, переданные им на рассмотрение. Самый известный «делийский процесс» - спор между афинянами и дельфийцами. Дельфийский оракул – подобие амфиктиония, но менее религиозный. Нередко, оракулы выступали лишь посредниками в разрешении спора, например, указывали место, где следует искать третейского судью. Представителями сторон выступали так называемые комиссары, решение коллегии либо одного арбитра изготовлялось в двух экземплярах, и хранилось в храмах или других публичных местах. Стороны спора клятвенно обещали, что они будут следовать тому решению, которое было вынесено.
Древний Рим. Третейское судопроизводство получило те черты, которые характеризуют его до сих пор. Споры между государствами разрешались при помощи сената. Нередко сенат по собственной инициативе присваивал себе юрисдикцию по спорам между Союзниками Италии. Это касалось как частных споров, так и уголовной юрисдикции. Сенат создавал коллегию из комиссаров (нечетное количество). Суды рекуперации. Создавались на основе международных договоров. Заключались между Римом и его провинциями. Споры разрешались как между перегринами, так и между гражданами и перегринами. Спорящие стороны избирали нечетное количество арбитров, как правило 3. если они не могли договориться относительно кандидатур, то сенатор сам предлагал им кандидатуры. Судопроизводство было достаточно эффективно. Количество свидетелей с каждой стороны не могло превышать 10 человек. Рекуператорским судам была дана возможность применять не только римское право, но и законы, которые действовали в провинции. Суды рекуперации яркий пример судебного института, которые действовал эффективно, но не очень долго.
|
Средние века.
Сюда относят период с XII-XVIIвв. Существование папского суда. Юрисдикция папы распространялась на все, что касалось религии, но достаточно часто папы касались споры, которые не имели отношение к религии, например, о престолонаследии. «Интердикт» - отлучение от церкви, неповиновение. Великие Соборы – группа духовников. Проводились с участием духовенства и представителей монарших держав. Судьей выступал глава государства, когда речь шла о спорах, возникших между вассалами, баронами, герцогами, которые возглавляли отдельные земли. Могли обращаться к посредничеству и в чистом виде государственных споров.
|
Споры о престолонаследии, о границах, о территориях.
Российская история. Споры, возникавшие между княжествами разрешались судом бояр спорящих княжеств. Первую инстанцию разрешения споров составляли волостели. Занимали посольские съезды. Третьевание. В этом случае митрополит назначал третье лицо, которое было любо сторонам, и оно выносило обязательное для сторон решение.
Новое время.
Можно выделить 4 периода для развития судопроизводства:
1. с 1794г – 1871г. договор Джея – соглашение между Великобританией и США о создании трех специальных комиссий. Комиссий состояли из 3х и 5ти человек. Задачей первой комиссии было установление граница между США и Канадой. Вторая комиссия была создана для рассмотрения претензий физических лиц обоих государств в связи с незаконным захватом морских судов. Всего было вынесено 573 решения. Третья комиссия была для разрешения спора относительно довоенных долгов США. Работа была приостановлена. Были попытки создавать специальные суды для разрешения межгосударственных споров, в частности, для прекращения работорговли было создано ряд соглашений, предусматривающих создание спец комиссий для разрешения споров относительно морских судов в работорговле, а также споров, связанных с морским арестом подозреваемых.
2. с 1872- 1898гг. соглашение между США и Великобританией, Вашингтонский договор о разрешении споров о нейтралитете. Предусматривал создание 4х арбитражей. Стороны обязались создать специальное третейское образование, состоящее из представителей 5ти государств (США, Англия, Италия, Бразилия, Швейцария). Создание арбитража, сотрудничество с ним. По итогам рассмотрения слушаний суд 4 против 1 вынес решение в пользу США. КОМПРОМИССАРНЫЕ Статьи. В конце 19в. Были попытки создания постоянных арбитражей. Именно такая модель была предложена в рамках союза международных перевозок, где в 1892г. был создан постоянный международный суд.
|
3. 1899-1919гг – принятие конвенции о мирном урегулировании международных споров 1899г. предусматривала создание постоянного третейского суда, старейшего судебного органа, существующего до сих пор. Сам суд был учрежден позднее, в 1900г. первый спор был рассмотрен в 1902г. появление постоянно действующего арбитража не повлияло на деятельность государств по рассмотрению споров. В 1908г. была создана Центральная американская палата правосудия, призванная рассматривать споры между американскими странами.
4. 1920 – 1940гг. Соглашение о статуте постоянной палаты Международного правосудия. Первый институциональный международный орган. Ответственность за нее была возложена на Лигу наций. Статут был пересмотрен в 1929г, в 36 вступил в силу. До существования данной палаты единственным вариантом разрешения спора было заключение соглашения. Сторонам была предоставлена возможность сделать специальное заявление о том, что сторона допускает рассмотрение спора только при наличии заявления одной стороны. Споры могут относить споры, возникшие между ними к компетенции палаты на основании международных договоров. Таких договоров появилось очень много. Первая сессия постоянной палаты началась в 1922г. В рамках Лиги Наций в 1927 году был создан административный суд. Предпринимались попытки создания специализированных уголовных судов. В 1938г. было высказано предложение создания межамериканской палаты правосудия.
Новейшее время.
24.10.1945г. –вступил в силу Устав ООН, и Статут Международного суда ООН. Нюрнбергский международный трибунал виделся как постоянно действующий, но по факту рассмотрения дел свою деятельность прекратил. Токийский трибунал был трибуналом ad hoc, деятельность свою прекратил. Появление суда по правам человека в рамках совета Европы. Трибунал по морскому праву. Создание системы региональных судов на территории Латинской Америки – межамериканский суд по правам человека, Андский суд. Переход от большого числа с разрозненной компетенцией к единому суду.
Международный суд ОНН.
Создан в 1945, основной документ - устав ООН, неотъемлемой частью которого является статут Международного суда ОНН. Также Регламент, который был принят в 1947, в течении времени менялся, но изменения незначительные.
МС ООН состоит и 15 судей, которые избираются на 9 лет Генеральной ассамблеей совместным голосованием. Кандидатуры предлагаются Постоянным Третейским Судом.
На сегодняшний день суд возглавляет судья Японии, в суде присутствуют все постоянные члены Совета Европы, от РФ - Леонид Скотников. Кандидаты на должности судей должны обладать признанной квалификацией в области международного права и должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к судьям, занимающие высшие судебные должности в национальных судах (предельный возраст-70 лет). При формировании судебной коллегии учитываются принцип справедливого дипломатического представительства. Судейский состав обновляется каждые 3 года на 1/3(по 5 судей). В большинстве случаев судьи выполняют полномочия больше одного срока. В отличии от большинства уставных органов ОНН, русский не является официальным языком МУ ОНН.
Большинство дел рассматриваются общим составом судом, кворум для рассмотрения дела-2/3 судей (постоянных), можно назначать судей ad-hoc. Также можно создавать палаты для отдельных споров (палата упрощенного производств - создается ежегодно в составе 5 судей, основная цель- скорейшее разрешение спора, на сегодняшний день в составе палаты есть председатель). Второй вид палат - палаты, которые создаются для рассмотрения конкретного спора, при этом по согласованию с участниками определяется количество судей (существовали раньше, на сегодняшний день нет). Состояли из 5 судей. Третий вид палат - палаты для разрешения определенных видов споров(1993- палата по спорам по охране окружающей среды(не рассмотрела ни одного спора)). В составе суда есть организационные органы - комитеты: Бюджетный и административный комитет, который состоит из 7 судей, решает вопросы с финансированием и в административным обеспечением. Библиотечный комитет(1970г.)- вопросы приобретения литературы. Комитет по правилам - рассматривает вопросы развития процедуры международного суда ОНН. В состав входит судья из РФ. Также есть Секретариат.
Юрисдикция.
Участниками споров в МС ООН выступают только государства-участники. Международные организации могут обратиться для дачи консультативных заключений по определенным вопросам.
1.МС ОНН может рассматривать любые споры, переданные на рассмотрение государствами-участниками.
Государства, обращаясь в суд, соглашаются на рассмотрение данного спора судом. Также суд может рассматривать споры, отнесенные международными договорами. Договорами могут быть установлены другие механизмы разрешения споров до обращения в суд ОНН. Спор может быть рассмотрен судом на основании одностороннего заявления государства, при условии, что государство сделало соответствующую оговорку к статье 36 статута(постоянные члены СовБеза не сделали такую оговорку(кроме Великобритании)).
2. Дача консультативного заключения. С просьбой о даче консультативного заключения могут обращаться 5 основных органов ОНН. Только СовБез и Ген. Ассамблея могут обращаться по любым вопросам, а остальные органы, только в рамках своей компетенции.
Процедура разбирательства - классика разбирательства между государствами.
1. Возбуждение разбирательства в международном суде ОНН путем уведомления о специальном соглашении (COMPROMI) либо путем заявления одного из участников спора, которые сопровождаются сопроводительного письма Мида или посла спорящего государства в Нидерландах. Дело включается в список дел, которые рассматриваются судом. В суде интересы государств представляют представители, никакого аккредитации при суде не требуется. Помимо представителей есть поверенные или адвокаты - профессиональные юристы- международники. Все лица, которые представляют стороны пользуется привилегиями и иммунитетами, которые им необходимы для выполнения обязанностей в суде.
2. Разбирательство дела. Две стадии - письменное и устное производство. Письменное производство состоит в том, что участники представляют бумаги, которые подтверждают позицию участника спора. Бумаги направляются второй стороне. Состязательные документы представляются на английском либо французском языках. Документы: Меморандум- заявление государства- заявителя, в котором определяются спорны вопросы и формулируются требования к стороне. Ответчик направляет контр - меморандум, затем истец может ответить реплику. А ответчик - ответную реплику. Прежде всего, стороны меморандумами фиксируют свою позицию и подтверждают юрисдикцию суда. Предварительные возражения могут выдвигаться на любой стадии судопроизводства. После завершения письменной стадии суд объявляет даты и место слушания по делу. На предварительном слушании суд может ориентировать стороны на порядок предъявления доказательств и т.д. Слушания являются открытыми, необходимо получить пропуск в день заседания. Судьи носят мантии. Стороны обращаются в том порядке, в каком они подавали свои состязательные бумаги. Если речь идет о соглашении, то суд определяет очередность. Выступающие используют либо английский либо французский. Каждая из сторон выступает дважды. Судьи имеют право задавать вопросы представителям по вопросам права.
9.09.2011г.
Устные слушания. Помимо рассмотрения требования сторон суд может осуществлять побочное разбирательство – вступление в дело третьего государства (любое государство, которое считает, что решение суда может затрагивать его права и интересы может ходатайствовать перед судом о вступлении его в дело).; встречное требования, которое заявляется государством ответчиком (оно должно быть заявлено в контрмеморандуме, как правило, оно заявляется с тем, чтобы расширить предмет спора); когда суд рассматривает несколько дел, касающиеся одного и того же ответчика (при совпадении ответчика суд может объединить дела в одно производство).
Одним из вариантов поведения сторон является заявление ходатайства об установлении мер. Права, которые составляют предмет решения, находятся под непосредственной угрозой со стороны ответчика.
Ст.41 Статута.
После предоставления всех доказательств сторонами, суд прекращает слушания, и приступает к подготовке и рассмотрению решения. В отличие от устных слушаний, подготовка решения проходит только на закрытых заседаниях суда, первоначально судьи проводят предварительный обмен мнениями. По итогам такого обмена, председатель формирует перечень вопросов, которые должны быть отражены в решении суда. Председатель суда назначает редакционный комитет из двух судей, который готовит проект решения и направляет каждому судье. Каждый судья может предложить поправки. Далее они выносятся на обсуждение (первое чтение). По результатам их рассмотрения готовится проект второго чтения. После того, как текст решения принимается в окончательном виде, судьи приступают к голосованию относительно принятого текста решения. Если голоса делятся поровну, и в голосовании участвует председатель, то его голос имеет решающее значение. Любой судья может заявить свое особое мнение, и может дать его пояснение. После принятия решения оно оглашается председателем в присутствии всех челнов суда и всех сторон. Само решение – объемный документ (около 50 стр.), причем одна страница на английском, другая на французском. Каждое решение подписывается председателем и секретарем суда, и скрепляется его печатью. Текст решения состоит из 3 частей – введение (состав суда, сведения о представителях сторон, краткая история разбирательства и обзор доказательств, предоставленных сторонами), основания решения суда (резюмируются наиболее значимые по мнению суда факты, излагаются причины, лежащие в основе решения суда), постановляющая часть (порядок голосования, особое мнение судей). Решение, вынесенное судом, носит окончательный характер, и подлежит обязательному исполнению участниками спора. Стороны могут обратиться к суду с ходатайством о толковании решения. Предусматриваются возможности пересмотра решений, но лишь по вновь открывшимся обстоятельствам. Сторона должна заявить о вновь открывшихся обстоятельствах не позднее 6 мес, когда они стали ей известны и не позднее 10 лет с момента вынесения решения по существу. У сторон есть возможность обратиться к Совбезу указав, что участник спора не выполняет решение суда ООН. Совбез может, рассмотрев подобные обращения, дать свои рекомендации по поводу его исполнения. Суд может выносить решение о возмещении ущерба.
С просьбой о дачи заключения в суд ООН могут обратить 5 органов (ЭКОСОС, и пр.), 16 организаций (МВФ, Морская организация и пр.). производство по даче консультативных заключений – суд, получив просьбу от органа или учреждения, составляет список государств, которые по его мнению могут представить суду необходимую информацию по даче консультативного заключения, но это не означает особый статус этих государств. Суд направляет просьбу о предоставлении необходимых документов или информации. Любое государство или организация могут просить о проведении консультаций. После того, как получены мнения заинтересованных сторон, проводятся открытые слушания, в ходе которых суд дает оценку тем мнениям, которые были высказаны. Готовятся на закрытых слушаниях. Все то же самое, но меньше по объему. Консультативное заключение не носит обязательной силы. В ряде случаев сам суд объясняет значение заключений, которые он дал.