Нпа: Конвенция о защите прав человек а и основных свобод 1950 плюс протокол 11 и протокол 14.
Судом приняты правила суда (регламент).
Структура:
47 судей, которые избираются парламентской ассамблеей на основании представления государств – участников (по 3 судьи).
От РФ - Анатолий Ковлер.
Также государство может назначать судью ad-hoc для рассмотрения конкретного дела. Судьи избираются на 9 лет без возможности переизбрания.
В составе суда действует 5 секций(5 секция- фильтрация). Из общего состава избирается председатель суда и его заместители, а также избираются председатель секции. В составе суда создаются комитеты (по 3 судьи), палаты (7 судей). 14 протоколом предусматривается возможность действовать судьи единолично. Также есть Большая палата (17 судей), которая заседает для принятия регламента, решения общих вопросов.
Также в составе суда действует секретариат, в составе каждой секции есть внутренние подразделения секретариата. Также есть секретариат Большой палаты.
Компетенция
1)Индивидуальные нарушение на нарушение прав и свобод,
2) обращение государств на нарушения прав и свобод
3) дача заключения по запросам органов
Процедура
Основная для рассмотрения индивидуальных жалоб.
Заявитель направляет в адрес суда жалобу (необходимо использовать формуляр на сайте суда). Заявление должно соответствовать требованиям конвенции. Заявление сопровождается копиями решений гос. власти, декларация о доходах, если заявитель претендует на бесплатного защитника.
Заявление поступает в секретариат. До июня 2009 года все дела рассматривались в хронологической последовательности. А после создали 7 категорий дел по степени важности
|
1 категория- заявления, не требующие отлагательств- когда существует угроза жизни и здоровья заявителя, либо о его благополучии.
2 категория- заявления, которые поднимают вопросы, связанные с эффективностью конвенционной системы и заявления, которые поднимают важные вопросы для национальной правовой системы или европейской правовой системы. также относят все межгосударственные споры.
3 категория - заявления. Которые касаются базовых прав(статья 2, 3, 4 и 5 Конвенции)
4 категория - жалобы, касающиеся нарушения других прав
5 категория - жалобы, которые поднимают вопросы, которые уже были предметом рассмотрения(клоновые жалобы) и по которым приняты пилотные постановления).
6 категория - жалобы, которые вызывают вопросы об их приемлемости.
7 категория- жалобы, которые очевидно не приемлемы.
С июня 2010 года принято решение о создании секции фильтрации, которая рассматривает заявление и направляет либо единолично судье, либо в комитет либо в палату. Согласно 14 протоколу и единоличный судья и комитет и палата могут принимать решения о приемлемости. При этом единодичный судья может принять только решение о неприемлемости жалобы.
Если есть сомнения в приемлемости, то жалоба направляется в комитет, который принимает решение о приемлемости. Если у него есть сомнения, то он принимает ее к рассмотрению. Комитеты рассматривают клоновые жалобы и пользуются пилотными постановлениями. Если жалоба сложная и никогда не рассматривалась, то тогда она передается в палату. Также палата может предать жалобу в Большую палату(если связано с политикой или с сложными вопросами). Если палата уступает свою юрисдикцию Большой палаты, то стороны решаются право на аппеляцию. Передача в большую палату требует обязательного согласия сторон.
|
Суд достаточно жестко относится к вопросам приемлемости статьи 35-36)
1) Исчерпание средств правовой защиты
2) 6 месяце с момента последней инстанции
3) Жалоба направляется на действие государства- участника о нарушений положений конвенций
4) Обоснованность жалобы
5) Жалоба не должна быть анонимным
6) Должна касаться серьезных нарушений, заявитель не злоупотребляет правом на подачу жалобы
7) Жалоба не должна быть аналогичной той, которая рассматривается в другой международной организации
Решение о неприемлемости жалобы не может быть обжаловано.
Если жалоба принята приемлемой, то она коммуницируется государству против, которого она направлена.
Вопросы о своей компетенции решает сам суд. Часто вопросы приемлемости связаны с существом спора.
В том, что касается пилотных постановлений, то после его вынесения жалоба рассматривается только в письменной стадии.
Что касается рассмотрения по-существу, то правила обычные. Есть судья докладчик, который составляет проект постанления. Проект постановления оглашается. В течении 3 месяцев заинтересованное лицо может обжаловать вынесено е постановление Большую палату. Большая палата принимает решение о допустимости пересмотра, затем может оставить в силе либо принято новое.
Затем исполнение: контролем за исполнением следит Комитет Министров. Государство может выплатить компенсацию, принятие общих мер и принятие индивидуального акт по заявителю (рассмотрение по вновь открывшимся обстоятельств). Затем государство направляет уведомление о исполнении, и комитет Министров дает оценку удовлетворительно либо нет.
Самое популярное нарушение 6, 5, 3,12.