В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.[1]:
- даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си.
- конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, ЦзыСы, ЮЖо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
- моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь.
- школа законников: занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, ХаньФэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
- школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
- школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, ЦзоуЯнь, ЧжанЦан.
Философия Древней Индии
Дхарма – учение, доктрина,. На востоке дхарма – это философия и религия вместе, дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии..Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.
Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.
|
Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира.
Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге. Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы
Традиционные философские школы Индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.2) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.3) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
|
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)2) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
а) Жизнь – страдание б) причина страданий – желания и страсти в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний г) венец всему – освобождение от уз сансары.
6.Раннеантичная философия
Первым известным по имени философом и поэтом был Гесиод (VIII – VII века до н.э.).
основатель милетской философской школы – Фалес (640-562 г. г до н.В греческой философии уже были сформулированы два важных термина: стойхейон –элемент, ядро в логическом смысле слова и архе – первоматерия, праматерия, исходное состояние вещества.
Основой всего Фалес считал воду.. Но воду он понимал аморфное, текущее состояние материи. Все материальные вещи возникли потому, что первоматерия (вода) может "сгущаться" и "разрежаться".
Фалес не оставил после себя каких-либо цельных научных работ. До наших дней дошли лишь воспоминания более поздних авторов
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 г.г до н.э. Тяготел к стихийному материализму и диалектике. Анаксимандр как и Фалес, ставил вопрос о начале мира. Такое первоначало видел в апейроне – беспредельном..
Он впервые чертит карту Земли и создает подобие небесного глобуса. Земля с водой и сушей уже не плоский диск Фалеса, а по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Не нуждаясь ни в какой опоре, Земля неподвижно пребывает в центре мира. Пифагор: учения: о бессмертии человеческой души,(переселении душ); о родстве всех живых существ;.Особая роль при этом отводилась музыке, как средству очищения души.Пифагор и его последователи ввели в философию понятие “противоположность”. Противоположность – это то, возникновение чего вызывает гибель другого