Диалектика и метафизика. Объективная и субъективная диалектика. Законы диалектики.




Пожалуй, вторым по важности после основного вопроса философии яв­ляется вопрос о том, находится ли мир в движении и развитии или он пребыва­ет в покое. начали формироваться два основных метода его решения: диалектический и метафизический.

Под диалектикой (вести беседу, спор) понимается учение о наиболее общих закономерных связях и законах развития природы, общества и познания и, уже во-вторых, исходя из этого - метод творчески познающего мышления. Диалектика считает, что все в мире взаимосвязано, притом, не только внешне, но и внутренне, сущностно, все находится в вечном движении (изменении) и развитии. Развитие же понимается как качественное изменение, имеющее прогрессивную направленность, то есть как преобразование, превращение одних вещей, явлений в другие, как уничто­жение или отмирание всего старого и утверждение на его месте но­вого, более совершенного. Считается также, что источник развития находится внутри самой вещи, явления. Дело в том, что с точки зре­ния диалектики все в мире - любая вещь или явление - имеет в себе две проти­воположные стороны. Стороны обусловливают и в то же время отрицают друг друга. То есть каждая из сторон является условием существования другой стороны. Такое отношение сторон называется диалектическим противоречием. Это п ведет к борьбе сторон, в ходе которой происходит развитие вещи, явления в целом, то есть их качественное изменение, переход в другую вещь, явление. Диалектически понимаемая борьба - это сложный процесс взаимодей­ствия сторон, в котором каждая из них, стараясь совершенствоваться и этим влиять на другую, приводит к качественному изменению вещи в целом.

пример диалектического развития: превращение посаженного в почву семени в растение - за­канчивается при благоприятных условиях победой жизни, но при этом зерно переходит в новое качественное образование - растение.

Термин «метафизика » многозначен. Мы рас­смотрим метафизику как философский метод познания. По мнению сто­ронников метафизического подхода к анализу действительности, все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного измене­ния. Развитие признается метафизиками лишь как количественное изменение, то есть как простое увеличение или уменьшение готовых, неизменных качеств вещи. К примеру, семя растения это просто растение в миниа­тюре и в процессе его роста оно качественно не меняется.

Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения. Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила, а в конечном счете Бог.

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалектика »— что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности.

Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.

три основополагающих закона диалектики:

1)Закон единства и борьба противоположностей-2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,3) закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются.Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуютдиалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения иметодологии познания и действия.

 

Концепция детерминизма.

Одной из фундаментальных онтологических идей, положенных в основу классического естествознания его создателями(Г. Галилей, И.Ньютон, И. Кеплер и др.), явилась концепция детерминизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determino - определяю)- учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Проще говоря, речь идет о двух значениях этого термина: первоначальная предопределенность всех событий в мире Богом; возможность предсказания траектории движения тела в пространстве и времени.

Понятие "Детерминизм" возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий обобщению. В 17 веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма.

Переход науки к исследованию системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа детерминизма; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа в научном исследовании.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические(причинно-следственные)и статистические, пространственные и временные, и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность,возможность,действительность,закономерность,причинность и прочее. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественно-научных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма и формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий- цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа детерминизма(экологических, социальных).

Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций(направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание,замысел)научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: