Существования, функционирования, развития.




3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого

бытия.

И так, марксистская философия утверждает существование человека как

уникальной материальной реальности. Но вместе с тем в марксисткой философии

отмечается, что человечества, как такового не существует. Живут и действуют

конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества

фиксируется понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель

человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и

социальных черт человечества.

Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный

человек». При таком подходе не принимаются во внимание как особенности

действия различных физико-психологических факторов, так и различия социальных

условий жизнедеятельности человека. Однако полностью игнорировать действие

этих факторов не возможно. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности

развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического

развития в марксисткой философии, на ряду с понятием «индивид» используется

понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной

момент для формирования личности. Личность же – итог развития индивида,

наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Каждый индивид выступает как субъект познавательной и общественно-

познавательной деятельности. Процесс формирования – это процесс перехода

человечества о стадии антропогенеза на стадию социогенеза, когда человек

начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.

Марксистская философия проводит различия между индивидом и личностью не

только в плане их различного места в антогенетическом и филогенетическом

развитии человека. Она различает индивида и личность, как особые типы

социальности человека. Индивид – это массово-видное существо, т.е. человек,

который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры.

Человек который не хочет и не может выделятся из общей массы людей, который

не имеет своего мнения, своей собственной позиции, который предпочитает в

любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует

тоталитарное общество, хотя и в демократических обществах существует

достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.

Личность – это автономный человек, т.е. человек в определенный степени

выступающий не зависимо от общества, способный противопоставить себя

обществу. Личная независимость сопряжена с изменением властвовать над собой,

а это, в свою очередь, предполагает наличия у личности не просто сознания,

т.е. мышления и воли, а самосознание, т.е. самоанализа, самооценки,

самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего

развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет

собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность

к деятельности, к пониманию личностью целей и смысла жизни.

Однако жизненная позиция сама по себе не реализуется в практику. Между

жизненной позицией и практикой лежит воля. Поэтому воспитание воли – одно из

важнейших условий формирования личности.

Различие между индивидом и личностью определяется мерой реализации ими их

человеческой сущности. Личность – это полноценный субъект предметно-

преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное

качество человеческой личности – свобода.

Вместе с тем, в марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы

личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и

социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность

может обрести относительную свободу, когда она познает условия своего бытия,

и овладеть ими.

Со свободой тесно связано ответственность личности. Если человек не свободен,

если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо

материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.

Сопоставление понятий «человек», и «личность» позволило подойти к одному из

фундаментальнейших вопросов философской антропологии – вопросу о смысле

человеческого существования. Человек – телесное существо. Природно-

биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания

того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен

не человек как таковой, не человечество в целом.

Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни не снимает

вопроса о смертности человеческого бытия.

Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность. И это

осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных

мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может

быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д.

Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого

пользуются большой популярностью у людей.

Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного

физического бессмертия.

Но не смотря на противоположные исходные установки, религиозные и

материалистические учения признают неизбежность прекращения земной формы

существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования

во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию

ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На

этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из

признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели

жизни.

Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет

собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в

том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен

прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни».

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в

самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты,

ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены

содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни.

Человеку мало просто жить. Ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то».

Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности

и самоцельности. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе среди

людей. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и

стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться,

обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей

жизни великие ученые, композиторы, ученые, писатели, поэты, борцы за свободу

и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не

только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек,

остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках.

Человек как личность реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал,

продолжил жизнь в жизни человечества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: