3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого
бытия.
И так, марксистская философия утверждает существование человека как
уникальной материальной реальности. Но вместе с тем в марксисткой философии
отмечается, что человечества, как такового не существует. Живут и действуют
конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества
фиксируется понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и
социальных черт человечества.
Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный
человек». При таком подходе не принимаются во внимание как особенности
действия различных физико-психологических факторов, так и различия социальных
условий жизнедеятельности человека. Однако полностью игнорировать действие
этих факторов не возможно. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности
развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического
развития в марксисткой философии, на ряду с понятием «индивид» используется
понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной
момент для формирования личности. Личность же – итог развития индивида,
наиболее полное воплощение человеческих качеств.
Каждый индивид выступает как субъект познавательной и общественно-
познавательной деятельности. Процесс формирования – это процесс перехода
человечества о стадии антропогенеза на стадию социогенеза, когда человек
начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.
Марксистская философия проводит различия между индивидом и личностью не
|
только в плане их различного места в антогенетическом и филогенетическом
развитии человека. Она различает индивида и личность, как особые типы
социальности человека. Индивид – это массово-видное существо, т.е. человек,
который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры.
Человек который не хочет и не может выделятся из общей массы людей, который
не имеет своего мнения, своей собственной позиции, который предпочитает в
любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует
тоталитарное общество, хотя и в демократических обществах существует
достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.
Личность – это автономный человек, т.е. человек в определенный степени
выступающий не зависимо от общества, способный противопоставить себя
обществу. Личная независимость сопряжена с изменением властвовать над собой,
а это, в свою очередь, предполагает наличия у личности не просто сознания,
т.е. мышления и воли, а самосознание, т.е. самоанализа, самооценки,
самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего
развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет
собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность
к деятельности, к пониманию личностью целей и смысла жизни.
Однако жизненная позиция сама по себе не реализуется в практику. Между
жизненной позицией и практикой лежит воля. Поэтому воспитание воли – одно из
важнейших условий формирования личности.
Различие между индивидом и личностью определяется мерой реализации ими их
|
человеческой сущности. Личность – это полноценный субъект предметно-
преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное
качество человеческой личности – свобода.
Вместе с тем, в марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы
личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и
социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность
может обрести относительную свободу, когда она познает условия своего бытия,
и овладеть ими.
Со свободой тесно связано ответственность личности. Если человек не свободен,
если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо
материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.
Сопоставление понятий «человек», и «личность» позволило подойти к одному из
фундаментальнейших вопросов философской антропологии – вопросу о смысле
человеческого существования. Человек – телесное существо. Природно-
биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания
того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен
не человек как таковой, не человечество в целом.
Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни не снимает
вопроса о смертности человеческого бытия.
Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность. И это
осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных
мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может
|
быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д.
Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого
пользуются большой популярностью у людей.
Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного
физического бессмертия.
Но не смотря на противоположные исходные установки, религиозные и
материалистические учения признают неизбежность прекращения земной формы
существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования
во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию
ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На
этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из
признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели
жизни.
Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет
собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в
том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен
прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни».
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в
самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты,
ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены
содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни.
Человеку мало просто жить. Ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то».
Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности
и самоцельности. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе среди
людей. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и
стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться,
обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей
жизни великие ученые, композиторы, ученые, писатели, поэты, борцы за свободу
и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не
только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек,
остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках.
Человек как личность реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал,
продолжил жизнь в жизни человечества.