Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).
С другой стороны, социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории (начиная, как минимум с Ю. Хабермаса)) понимается не как раздел философии, регионом, областью исследования которой является общество и «социальное», но полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.
Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).
***********
Французский философ Ш. Монтескье утверждал, что "дух законов" должен соответствовать природе. По мнению англичанина Г. Бокля, устройство и развитие общества зависят от влияния климата, почвы, пищи. Русский ученый Л. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения водных ресурсов и коммуникаций (река, море, океан).
|
Г. Спенсер (Англия) свои сочинения в значительной степени посвятил "изложению тех оснований, которые позволяют нам утверждать, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа".Утверждая, что "общество есть организм", Спенсер уподоблял структуру и функции общества органам и функциям живого тела. Человеку в обществе отводилось такое же место, как клетке в организме. Основным законом истории человечества Спенсер называл закон выживания наиболее приспособленных обществ.
Последователи Г. Спенсера составили направление в социальной философии, известное как органическая школа, влияние которой во второй половине XX в. вряд ли можно оценить как значительное. Сказанное относится и к другим вульгарно-натуралистическим школам. Зато нельзя не заметить, что принципы натурализмав той или иной мере включены во многие социально-философские теории, весьма различные по своим основаниям.
"Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", - утверждал Гегель. Во всеохватывающей гегелевской системе абсолютной идеи, под которой он понимал разум как первоначало или субстанцию всего существующего, видное место занимает учение о человеке, обществе, всемирной истории. Его системное изложение содержится в "Философии духа" - третьей книге "Энциклопедия философских наук", а также в "Философии права" и -в изданных учениками Гегеля его лекциях по философии истории, истории философии, эстетике.
|
Общая мировая история рассматривается Гегелем, как закономерный процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как "прогресс в сознании свободы". Всемирная история направляется с Востока на Запад. Поясняется, что для Востока известна свобода только одного человека, греческий и римский мир уже знают, что некоторые свободны, а германский мир знает, что все свободны. Соответственно с этим первая в истории форма государства - деспотия, вторая - аристократия или демократия, третья - монархия. Гегель восхваляет строй, сложившийся в Германии, поскольку якобы германский народ уже установил разумное государственно-правовое устройство и является подлинным носителем всемирно-исторического прогресса и свободы. Характерно, что именно собственность рассматривается Гегелем как гарантия и выражение свободы человека. Цель бытия народа усматривается в том, чтобы "быть государством и поддерживать себя как такового". Утверждается, что народ (нация) без государственного устройства "не имеет, собственно, никакой истории". Интересно замечание Гегеля о том, что именно "человеческий пот и человеческий труд добывает для человека средства удовлетворения его потребностей".
Основанием марксистской социальной философии явились материализм в единстве с диалектикой, ее называют, как отмечалось, историческим материализмом или диалектико-материалистическим пониманием истории.
|
В марксистском подходе к оценке теории особенноакцентируется выяснение ее значимости в революционном изменении исторической действительности, роли практики как мерила истинности теории.
42.Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
· определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
· социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
· сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
· Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
· социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
· экономическую (производительные силы, производственные отношения)
· политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
· духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).