Характеристика традиционных образовательных программ начальной школы




 

Образовательная программа «Школа России» для начальной школы – это одна из наиболее популярных образовательных программ в стране, реализуется в системе начального образования с советских времен. Основное направление Программы «Школа России» - осуществление всестороннего и качественного воспитания учащихся начальных классов.

Задачами данной программы являются:

1. Формирование и развитие у детей первостепенных человеческих качеств, общепризнанных в обществе (доброта, терпимость, ответственность, сопереживание и т.д.);

2. Развитие у детей навыков осознанного чтения, письма, счета;

3. Формирование основ правильной и чистой речи;

4. Формирование необходимых трудовых и здоровьесберегающих навыков;

5. Привитие детям основ безопасной жизнедеятельности и естественного стремления к получению знаний.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Ориентация на личностно-развивающее образование младших школьников;

2. Граждански-ориентированное образование младших школьников;

3. Глобально-ориентированное образование младших школьников;

4. Эко-адекватное образование младших школьников.

Образовательная Программа «Начальная школа ХХI века» - предусматривает «мягкую» адаптацию детей к школьным условиям и требованиям. Основная цель Программы - формирование и развитие у учащихся начальной школы основных элементов учебной деятельности.

Одной из отличительных особенностей данной программы является такое построение учебного процесса, при котором каждый из учеников имеет все необходимые условия для обучения в индивидуальном темпе. Основным принципом, обучения по программе, выступает принцип природосообразности, то есть соответствие организуемого учебного процесса возможностям и потребностям учащихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Адаптационный период школьников 1 класса;

2. Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности;

3. Приоритет поисково-исследовательской деятельности;

4. Развитие творческой деятельности учащихся -реализация права ребёнка на индивидуальность.

Одно из главных отличий программы «Начальная школа 21 века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс.

Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки. Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

Образовательная программа «Перспективная начальная школа» - направлена на оптимальное и целесообразное развитие каждого ребенка младшего школьного возраста, посредством организации необходимой педагогической поддержки, основанной на индивидуальностях учащегося. Данная Программа предполагает создание оптимальных условий обучения в рамках специально организованной образовательной деятельности, где каждый учащийся выступает в нескольких ролях: обучаемого, обучающего и организатора учебной деятельности.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

1. Воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

2. Ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

3. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

6. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Образовательная программа «Планета знаний» - основана на учете возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, опирается на принцип вариативности, который позволяет создавать необходимые условия для обучения всех детей, вне зависимости от уровня их развития на момент поступления в школу.

Основной особенностью данной Программы является то, что она представлена системой заданий, при выполнении которых ребенок может реализовать свои знаний, имеет право на ошибку, на помощь от педагога, на получение успеха. Все это создает необходимую психологически комфортную обстановку для обучения.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Принцип выбора позволяет каждому учащегося обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности;

2. Реализация дифференциального подхода на уровне материала, заданий, видов деятельности, формам работы, выполненной роли;

3. Реализация в комплекте межпредметных и внутрипридметных связей помогает младшим школьникам удерживать и воссоздавать целостность картины мира.

Образовательная программа «РИТМ» - это программа, предназначенная для обучения детей 1-4 классов в рамках общеобразовательных учреждений.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Интеграция всех предметов программы начальной школы;

2. Вариативность на всех уровнях;

3. Обширная информационно-образовательная среда;

4. Использование современных образовательныхресурсов.

Образовательная программа «Перспектива» - основана на последних достижениях в области психологии педагогики, направлена на сохранение и распространение традиционного классического образования России. Основным преимуществом данной Программы является то, что система учебного материала построена так, что позволяет каждому учащемуся развивать и поддерживать интерес к открытию новых знаний и изучению нового. Учебники и учебные пособия предложены в такой форме, чтобы познавательный интерес, активность и любознательность каждого ребенка переросли в потребность получать новые знания самостоятельно.

Образовательная программа «Перспектива» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.

Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Формирование умения учиться, включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;

2. Замена объяснительного метода обучения на деятельности;

3. Развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;

4. Формирование системы ценностей гуманизма, созидания;

5. Саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Образовательная программа «Гармония» соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

 

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Формирование приёмов умственной деятельности, приоритет самостоятельной деятельности учащихся;

2. Активное включение в познавательную деятельность приёмов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

3. Соблюдение баланса между интуицией и знанием;

4. Взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

5. Единство интеллектуальных и специальных умений;

6. Создание для каждого ребёнка условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но по мнению ее разработчиков важнее не само знание, а умение им пользоваться.

Программы и комплекты учебника обеспечивают:

1. Принцип системности – единство подходов к содержанию, сохранение методологического, дидактического, психологического и методического единства;

2. Принцип непрерывности – наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования;

3. Принцип преемственности–непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения;

4. Принцип минимакса–учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая:

Во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;

Во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;

В-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;

В-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

Разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: