Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:
1) обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;
2) исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:
1) объективные показатели: - показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
-показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.);
2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).
Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, свервосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводятся в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.
Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.
Лекция 6. Средства физического воспитания.
План лекции:
1. Средства физического воспитания
2. Содержание ФУ.
К средствам ФВ относятся, прежде всего, двигательные действия в форме спортивных и гимнастических упражнений, а также подвижные игры. Все они объединяются понятием "физические упражнения". Кроме этого, к средствам ФВ относят гигиенические факторы и естественные силы природы. В качестве дополнительных средств выступают различные приборы и конструкции.
Физические упражнения (ФУ) — это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач ФВ и подчинены его закономерностям.
Двигательное действие — это целенаправленное проявление двигательной активности человека, преследующее решение конкретной задачи. Двигательное действие состоит из системы движений и поз. Не все движения и двигательные действия можно назвать физическими упражнениями.
Содержание ФУ составляют входящие в него действия и основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнений. Эти процессы сложны, многогранны и могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом и др. ФУ воздействуют не только на биологию, но и на психику, сознание, поведение человека.
Форма ФУ представляет собой его внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется тем, как во время ФУ связаны между собой различные процессы функционирования организма, нервно-мышечные координации, каковы взаимосвязь моторных и вегетативных функций, соотношение энергетических процессов. Внешняя структура — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений.
Форма и содержание ФУ взаимосвязаны, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. По мере изменения элементов содержания меняется и форма упражнения (повышается мощность, скорость, увеличивается амплитуда движения), и наоборот, несовершенная форма препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, как бы сковывает их.
Техника ФУ — это наиболее эфективный способ выполнения двигательных действий.
Эффективность ФУ выражается в наиболее рациональном воздействии на организм занимающихся. Среди различных способов выполнения обычно выбирают те, которые соответствуют: а) индивидуальным особенностям; б) уровню физической подготовленности; в) поставленной задаче; г) качеству спортивного инвентаря.
Различают основу техники, ее главное звено и детали техники.
Основа техники — это совокупность звеньев и черт структуры движения, необходимая для решения поставленных задач. Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента делает невозможным само решение двигательной задачи.
Главное звено техники — это наиболее важная решающая часть данного способа выполнения двигательной задачи (метание - финальное усилие).
Детали техники — это второстепенные особенности движения, не нарушающие основного механизма. Видоизменение деталей — основной путь индивидуализации техники.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства ФВ дополняют физические упражнения такими важными для ФВ воздействиями, которыми сами ФУ не обладают.
К природным (естественным) факторам относятся:
• солнечная радиация;
• свойства воздушной среды;
• свойства водной среды.
Есть два пути использования естественных сил природы:
• как сопутствующих условий занятий ФУ (занятия на открытом воздухе, в естественных водоемах), воздействие природных факторов сочетается с ФУ;
• организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера.
Требования к использованию природных и гигиенических факторов как средств ФВ:
1. Системное и комплексное применение естественных сил природы в сочетании с ФУ.
2. Естественные факторы только тогда приобретают значение, когда их воздействие дозировано по продолжительности, силе, направленности, иначе — это лишь условие среды.
3. При определении оптимальной дозы необходимо учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач.
Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:
• средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса ФВ (нормы личной гигиены, отдыха, питания);
• средства, включаемые в процесс ФВ: оптимизация режима нагрузки и отдыха; обеспечение рационального питания на дистанции; создание внешних условий для занятий ФУ (чистый воздух, освещенность, инвентарь, одежда); создание условий восстановления после занятий ФУ (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение (УФО).
Гигиенические факторы способствуют реализации принципа оздоровительной направленности системы ФВ.