План лекции:
1. Обучение двигательным действиям
2. Этапы обучения двигательным действиям
3.Двигательные КС
1.Обучение двигательным действиям (ОДД) — процесс передачи и усвоения знаний о двигательных действиях, а также формирование на их основе двигательных умений и навыков.
Цель ОДД — формирование культуры движений у занимающихся.
Наиболее общими задачами ОДД является формирование: школы движений; спортивных двигательных действий; бытовых двигательных действий.
Двигательная деятельность — регулируемая сознанием человека двигательная активность, направленная на достижение определенной цели. Составными частями этой деятельности являются двигательные действия.
В зависимости от степени овладения двигательным действием различают усвоение материала на уровнях двигательного умения и навыка.
Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который характеризуется преимущественной направленностью контроля на содержание изучаемого движения. Отсюда основными характеристиками двигательного умения являются: неавтоматизированность, т. е. концентрация сознания на контроле за выполнением элементов ДД; нестабильность способа выполнения данного движения; развернутая, т.е. подробная ориентировочная основа ДД; невысокая скорость выполнения движения; непрочное запоминание усвоенного материала.
Двигательный навык — это уровень владения двигательным действием, при котором контроль будет преимущественно направлен не на само содержание изучаемого движения, а на условия его выполнения. Для двигательного навыка будут характерны: сжатая ориентировочная основа, автоматизированность, стабильность; целостность и прочность усвоения ДД.
|
2. Этапы обучения двигательным действиям:
• 1 этап — начального разучивания ДД; Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме. Задачи: - создать общее представление:-научить элементарной технике этого действия:-сформировать общий ритм: -предупредить грубые искажения техники. 1-й этап – этап начального разучивания (осмысливание задачи обучения, составление проекта решения задач, попытка выполнить двигательное действие),
• 2 этап — углубленного разучивания ДД; этап углубленного разучивания двигательного действия, задачи, стадия образования двигательного умения
• 3 этап — закрепления ДД; этап дальнейшего совершенствования двигательного действия, (характерные черты двигательной деятельности, задачи). Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения. Задачи:- закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата:-избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии:-совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность:-ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики).
• 4 этап — совершенствования ДД.
|
3.Двигательные КС — это способность человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единое двигательное действие.
Развитие КС позволяет организму человека более экономично расходовать энергетические ресурсы за счет точной дозировки движений во времени, пространстве, по степени напряжения и расслабления мышц.
Факторы, определяющие развитие КС:
• свойства анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного);
• свойства высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов).
КС преимущественно обусловлены центральными нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регуляции).
К общим КС относятся:
1. Дифференцировочная способность (т. е. способность человека к достижению высокой точности и экономичности движений):
а) пространственная дифференциация;
б) временная дифференциация;
в) силовая дифференциация.
2. Реагирующая способность (т. е. способность к быстрому началу движения в соответствии с определенным сигналом):
а) зрительная реакция;
б) слуховая реакция;
в) тактильная реакция.
3. Способность к сохранению равновесия, т. е. устойчивости положения тела:
а) сохранение статического равновесия (стойки в гимнастике);
б) сохранение динамического равновесия (финты в спортивных играх).
4. Ориентационная способность, т. е. способность к определению положения тела в пространстве и во времени.
5. Ритмическая способность, т.е. способность к формированию правильной последовательности движений с выраженными акцентами.
6. Способность к переключению движений:
а) переключение в соответствии с заданной программой (гимнастика, фигурное катание);
б) переключение ситуативным образом.
Принципы совершенствования КС:
• многообразие используемых упражнений на развитие КС: не менее 3-4 упражнений на один вид КС в течение одного занятия;
• многообразие вариантов используемого упражнения;
• относительно небольшое число повторений (4-10 повторений).
Таблица 1