Греч.metodos – способ изложения.
Метод обучения, нужно рассматривать как организованную систему взаимодействий педагога и занимающихся в процессе реализации учебно-воспитательных целей. Первостепенное значение метода – это его целенаправленность на оптимальное решение педагогических задач. Наряду с термином «метод» употребляется термин «прием».
Прием – это элементарный акт педагогического процесса, входящий в состав различных методов обучения. (Например, «жесты» – являются приемом наглядного метода. «Страховка» – прием практического метода).
Между методами и методическими приемами существует тесная взаимосвязь. Так, во время рассказа педагог может демонстрировать упражнение. Показ диапозитивов, в этом случае, это прием.
Приемом служит «зеркальный» показ упражнений.
Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должен выполнять педагог и ребенок.
Под методикой же следует понимать совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих путь реализации образовательных и воспитательных задач.
Для решения задач физического воспитания используются методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод и метод словесного и сенсорного воздействия.Любое педагогическое средство зависит от метода его применения. Метод — это способ физкультурной деятельности. Требования к методам:
• метод должен соответствовать задачам ФВ;
• применение метода должно опираться на реализацию всей системы принципов;
• метод должен соответствовать возможностям занимающихся;
• метод должен соответствовать возможностям учителя (тренера);
|
• метод должен соответствовать условиям занятий и отведенному времени.
Классификация методов:
• методы регулирования нагрузки;
• методы организации занятий;
• методы контроля.
Применение всех перечисленных методов связано с использованием словесных и наглядных методов.
Методический прием — это способ воздействия, используемый для решения частных задач (например, показ ученикам упражнения стоя в профиль). У каждого метода могут быть самые разнообразные методические приемы.
Методика — система средств, методов и методических приемов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.
Структура метода:
• нагрузка, состоящая из двух компонентов — объема и интенсивности;
• отдых.
Нагрузка — это мера воздействия средств на организм занимающегося, а также степень преодолеваемых при этом трудностей.
Отдых — это восстановление организма после нагрузки.
Интенсивность — это относительная величина воздействия нагрузки, характеризующаяся силой воздействия. Показатели интенсивности измеряются в мощности работы, скорости, частоте движений и т. д.
Объем — это абсолютная величина воздействия нагрузки, выражается в длительности воздействия, измеряется в: дистанции, общем количестве затраченного времени, общем количестве повторений.
В процессе выполнения упражнения объем, и интенсивность нагрузки находятся в обратно пропорциональной зависимости (чем выше объем, тем ниже интенсивность).
2.Виды интенсивности нагрузки:
|
• низкая интенсивность — ЧСС до 120 уд/мин. - неразвивающий характер нагрузки;
• умеренная интенсивность — ЧСС до 150 уд/мин. ― 50% от максимальной интенсивности развитие общей выносливости;
• большая интенсивность — ЧСС от 150 до 170 уд/мин. ― 70% от максимальной интенсивности — развитие анаэробно-аэробных возможностей, развитие специальной выносливости, 2-ая скоростная выносливость;
• субмаксимальная интенсивность ЧСС до 200-220 уд/мин. — анаэробная специальная выносливость — скоростная выносливость;
• максимальная интенсивность — ЧСС чуть меньше, чем в субмаксимальной — развивает анаэробные (алактатные) возможности.
Виды отдыха: активный, пассивный, активно-пассивный.
Активный отдых — переключение на деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление. Пассивный отдых — относительный покой без активной двигательной деятельности.
Активный отдых дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. По длительности и эффекту различают следующие интервалы отдыха:
1.Короткий интервал отдыха (жесткий) — фаза субкомпенсации, недовосстановления — восстановление на 60-70% от исходного уровня. ЧСС восстанавливается до 130-140 уд/мин. После этого интервала отдыха можно работать с нагрузкой большой интенсивности.
2. Средний интервал отдыха (ординарный) — фаза компенсации, ЧСС восстанавливается до 110-120 уд/мин. После этого интервала отдыха выполняют работу с нагрузкой субмаксимальной интенсивности.
3. Длинный интервал (экстремальный) — фаза суперкомпенсации, ЧСС восстанавливается до 90-100 уд/мин. После этого интервала отдыха выполняют работу с нагрузкой максимальной интенсивности.
По интервалу между занятиями отдых бывает:
• ординарный — примерно равен длительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма после проведенного занятия. В массовой ФК он составляет около 2 суток;
• сжатый — предусматривает проведение очередного занятия на фоне недовосстановления (предъявляет высокие требования к функциональным возможностям организма);
• суперкомпенсаторный — позволяет в очередном занятии повысить общую нагрузку и выполнять задание на более высоком уровне.