Правовые основы таможенного дела




1. Административно правовой режим перемещения товаров через тамож. границу

2. Тамож органы как властные субъекты таможенных правоотношений

3. Подвластные субъекты таможенных правоотношений

4. Разрешительная система в таможенном деле

 

1.

Можно сказать, что структура правового режима перемещения товаров через таможенную границу является сплавом трех категорий — принципов перемещения товаров, методов регулирования перемещения товаров и таможенных операций.

Принципы таможенного права это базовые, «незыблемые» правила, которые устанавливает государство с целью обеспечения режима перемещения товаров через таможенную границу.

К сожалению, законодателем в Законе о таможенном регулировании принципы таможенного права особо выделены не были, поэтому с целью их обозначения, автор воспользуется соответствующими положениями ТК Таможенного союза, а также некоторыми формально утратившими силу, но, по сути, действующими статьями из ТК РФ (1993 и 2003 г.).

1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных ТК Таможенного союза, иными федеральными законами и международными договорами РФ.

2. Участники ВЭД обязаны соблюдать запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством.

4. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства, Таможенного союза или иными правовыми актами РФ.

5. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерацией.

Фактически это означает, что распоряжаться перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза товарами нельзя до завершения их таможенного оформления.

6. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров лежит на утвержденных ТК Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании лицах.

7. В случаях, предусмотренных ТК Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и иными правовыми актами РФ, таможенные органы РФ вправе требовать от определенных лиц гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством.

Если обобщить приведенные принципы, то можно выделить основное правило, лежащее в основе действия рассматриваемого в данном повествовании режима, — все заинтересованные лица могут перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства в соответствии с установленным порядком, но пользоваться и распоряжаться ими в своем интересе могут только после окончания их таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, действующим федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ посредством применения методов:

· таможенно-тарифного регулирования;

· нетарифного регулирования;

· запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

· мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Из них основными являются первые два, а потому они заслуживают особого внимания.

В настоящее время в РФ применяются:

1. единый таможенный тариф, который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой ТН ВЭД Таможенного союза;

2. ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе.

Действие таможенной пошлины при регулировании товарных потоков, пересекающих таможенную границу, аналогично работе вентильного механизма, регулирующего подачу воды: кран открыт полностью (сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате, не высока) — идет значительный поток, и наоборот, при закручивании крана (повышении ставки таможенной пошлины) поток уменьшается или совсем прекращается.

Нетарифное регулирование — это ограничение объемов перемещаемых через таможенную границу товаров путем применения лицензирования или квотирования (количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара). Как правило, они применяются вне зависимости от страны происхождения товара).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

· введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

· реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

· выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства

Таможенного союза и корректности реализации указанных мер регулирования субъекты таможенных правоотношений совершают утвержденные ТК Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании таможенные операции, с которыми можно ознакомиться в последующих главах настоящего учебника.

Таможенные операции (в отличие от принципов и методов) не столь статичны. Они подвержены воздействию многих факторов (геополитическая ситуация, стратегия развития таможенного дела, внутренняя экономическая ситуация

и т.д.), могут видоизменяться следуя положениям законодательства и подзаконных нормативных актов.

 

Императивный метод регулирования правоотношений предполагает наличие неравенства сторон в данных правоотношениях. Субъекты делятся на властных и подвластных.

Властными субъектами любых административных правоотношений являются органы исполнительной власти, уполномоченные законом устанавливать нормы, регулирующие общественные отношения, контролировать исполнение этих норм, применять к нарушителям меры государственного принуждения.

В настоящее время властным субъектом таможенных правоотношений являются таможенные органы РФ, которые составляют единую федеральную централизованную систему.

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через государственную границу РФ (далее — пункт пропуска).

В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном регулировании таможенные органы РФ осуществляют следующие функции:

1. проводят таможенный контроль, совершенствуют методы осуществления таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ;

2. содействуют развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

3. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

4. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

5. обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6. обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ;

7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8. выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу РФ;

9. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в РФ;

10. осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

11. содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

12. в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза обеспечивают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13. разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

14. обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

16. проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Основная цель активной борьбы таможенных органов РФ с контрабандой и административными правонарушениями в области таможенного дела (функция № 8) заключается в том, чтобы исключить случаи перемещения через таможенную границу товаров вне таможенного оформления и таможенного контроля, т.е. без уплаты причитающихся таможенных платежей или с нарушением действующего валютного законодательства.

Комплекс мер, принимаемых таможенными органами РФ в ходе выполнения данной правоохранительной функции, дает следующие результаты:

· за товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, уплачиваются таможенные платежи;

· нарушители таможенных правил, в том числе валютного законодательства, несут уголовную или административную ответственность, к ним применяются наказания в виде штрафов и (или) конфискации предметов правонарушения. Суммы, уплаченные в виде штрафа или вырученные при реализации конфискованных товаров, поступают в бюджет РФ.

Таким образом, указанные меры не только напрямую выполняют фискальную функцию, но и играют важную воспитательную и профилактическую роль, т.е. тоже обеспечивают порядок при перемещении через таможенную границу РФ товаров, обеспечивают наполнение бюджета РФ.

Наконец, научно-исследовательская работа и опытно-конструкторские разработки, проводимая таможенными органами РФ (функция № 16), позволяет найти пути комплексного выполнения возложенных на них и уже перечисленных задач с максимальной эффективностью.

Очевидно, что история нескольких последних десятилетий, характеризующихся ростом преступности и коррупции в РФ, сформировала у многих стран мира настороженное отношение к нашей стране. В настоящее время, чтобы занять достойное, равное место в международной торговле, РФ, в первую очередь, следует разрушить свой негативный имидж у экономически развитых стран, которые являются для нее возможными торговыми партнерами.

По мнению автора, именно для этой цели таможенные органы призваны выполнять остальные функции (№№ 6, 7, 10, 12, 14). У России, являющейся богатейшей страной мира, появится немало зарубежных контрагентов, если она будет обеспечивать при осуществлении международной торговли взятые на себя обязательства, действие международных соглашений, действие международных договоров, валютный контроль и защиту интеллектуальной собственности. Большое количество торговых партнеров означает большой товарооборот, который, в свою очередь, также формирует большие поступления в государственный бюджет.

органов:

1. ФТС России;

2. РТУ;

3. таможни;

4. таможенные посты.

Эта система отображает характерную для органов исполнительной власти, а также существующую и в таможенных органах РФ линейную схему управления, т.е. нижестоящий в системе таможенный орган, как правило, подчиняется соответствующему вышестоящему органу.

Федеральная таможенная служба России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет правительство РФ.

Федеральная таможенная служба России уполномочена принимать подзаконные нормативные акты, которые определяют формы используемых в таможенном деле РФ документов и порядок их заполнения, а также порядок осуществления таможенных операций.

Например:

· формы свидетельств о включении в реестр таможенных представителей, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр уполномоченных экономических операторов и порядок их заполнения;

· порядок осуществления таможенными органами действий по включению юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, реестр уполномоченных экономических операторов, исключению их из данных реестров, внесению изменений в такие реестры, приостановлению и возобновлению деятельности указанных лиц;

· формы реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

· форму и порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;

· форму реестра уполномоченных экономических операторов;

· порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

· порядок подачи заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности;

· порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ, по согласованию с Минфином России;

· порядок и формы декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ;

· порядок отмены решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров;

· формы и правила заполнения декларации таможенной стоимости товаров, ввозимых в РФ, при определении таможенной стоимости товаров;

· порядок использования информационных систем в таможенном деле и технические требования к ним;

· порядок принятия предварительных решений по классификации товаров по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

· порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары;

· порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений;

· форму и порядок отзыва, форму и порядок аннулирования разрешения соответственно на переработку товаров на таможенной территории, на переработку товаров вне таможенной территории, на переработку товаров для внутреннего потребления;

· форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами в случаях, если в качестве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории используется декларация на товары;

· форму разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества, а также порядок его выдачи и аннулирования;

· форму квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа;

· условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах, включая требования предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

· порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля;

· порядок проведения таможенными органами аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программу квалификационного экзамена, порядок его сдачи, форму квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям и порядок выдачи таких аттестатов;

· порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;

· порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;

· порядок принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы;

· порядок использования программно-технических и иных средств защиты информации, создание которых осуществляется по заказу таможенных органов;

· форму обязательства организации (импортера), осуществляющей ввоз (импорт) в РФ алкогольной и табачной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением;

· правила приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) в РФ алкогольной продукции и контроля за их использованием;

· форму отчета организации (импортера), осуществляющей ввоз (импорт) в РФ табачной продукции, об использовании приобретенных акцизных марок;

· форму заявления о выдаче (приобретении) акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ;

· форму требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения;

· форму и порядок заполнения акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей;

· форму уведомления о наличии подлежащих возврату денежных средств, вырученных от реализации задержанных или изъятых товаров;

· формы решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке и об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке на бумажном носителе и порядок направления указанных решений таможенным органом в банк;

· форму постановления о наложении ареста на имущество плательщика таможенных пошлин, налогов;

· федеральными специальными марками алкогольной и табачной продукции, помещаемой под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

· формат нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, ввозимой в РФ, а также правила направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;

· порядок организации информирования и консультирования таможенными органами;

· порядок проведения консультаций с определяемыми правительством РФ общероссийскими некоммерческими организациями, объединяющими лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, при разработке нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

· типовую форму соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором при принятии решения о присвоении статуса уполномоченного экономического оператора, по согласованию с Министерством экономического развития РФ;

· порядок ведения специальной таможенной статистики;

· форму и порядок принятия решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении (отказе в предоставлении) тарифных преференций;

Кроме того, ФТС России осуществляет надзор:

1. за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

2. правильностью исчисления и своевременностью уплаты антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств;

3. валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ;

4. внешнеторговыми бартерными сделками;

5. соблюдением в пунктах пропуска через государственную границу РФ порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

6. соблюдением при проведении проверки документов в специализированных пунктах пропуска через государственную границу РФ требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ к продукции, ввозимой на территорию РФ, в области ветеринарии, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а также норм и правил обеспечения карантина растений (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

В целях соблюдения действующего законодательства ФТС России обеспечивает:

Федеральная таможенная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в порядке, определенном правительством РФ;

2. создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

3. определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов;

4. утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах, представительствах (представителях) ФТС России в иностранных государствах;

5. организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов;

6. привлекать экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы;

7. требовать у физических и юридических лиц документы, сведения, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле и иными нормативными правовыми актами РФ, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы;

8. дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц; получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;

9. использовать воздушные и водные суда в целях осуществления таможенного контроля;

10. принимать меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле, а также иными нормативными правовыми актами РФ, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

11. взаимодействовать со средствами массовой информации и выступать их учредителем;

12. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

13. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

Федеральную таможенную службу России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством РФ.

Руководитель ФТС России несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФТС России полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности правительством РФ по представлению руководителя ФТС России.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России вносит в правительство РФ:

1. проект положения о ФТС России;

2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников центрального аппарата ФТС России, ее территориальных органов и представительств (представителей) ФТС России в иностранных государствах;

3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя ФТС России.

Руководитель ФТС России решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФТС России, и в соответствии с законодательством РФ о государственной службе утверждает:

· структуру и штатное расписание центрального аппарата ФТС России и представительств (представителей) ФТС России в иностранных государствах;

· бюджетную смету ФТС России;

· численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников территориальных органов ФТС России;

· положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФТС России;

· положения о нагрудных знаках и медалях ФТС России и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы;

· в пределах своей компетенции перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Руководитель ФТС России имеет право определять порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности, правомочия территориальных органов ФТС России и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов, а также порядок обеспечения сотрудников таможенных органов денежным довольствием.

Финансирование расходов на содержание Федеральной таможенной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в Единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах компетенции, определенной положением, утвержденным приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне».

Регион деятельности РТУ определяет ФТС России. В настоящее время границы деятельности РТУ совпадают с границами соответствующего федерального округа. Очевидно, что это связано с особенностями развития региональной экономики и соответствующей региональным условиям спецификой ВЭД.

Региональное таможенное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

Региональное таможенное управление осуществляет руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и таможенных постов, подчиненных РТУ,

находящихся в регионе деятельности РТУ (далее — подчиненные таможенные органы), и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

В соответствии со своими полномочиями создание, реорганизацию и ликвидацию РТУ осуществляет ФТС России. Приказом Минэкономразвития России от 4 октября 2004 № 270 «О структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы (региональных таможенных управлений и таможен)» была утверждена структура таможенных органов РФ, в которую вошли Дальневосточное таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Центральное таможенное управление и Южное таможенное управление.

Кроме этого созданы четыре специализированных региональных таможенных управления:

1. региональное оперативно-поисковое управление;

2. региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

3. региональное таможенное управление силового обеспечения;

4. центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

Данные управления призваны решать только специализированные задачи, соответствующие их названиям.

Позднее, приказом ФТС России от 7 июля 2010 г. № 1275 «О создании Северо-Кавказского таможенного управления» было создано еще одно РТУ.

Региональное таможенное управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, счета в органах Федерального казначейства, в банках и иных кредитных организациях, предусмотренных законодательством РФ.

Финансирование РТУ осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Региональное таможенное управление наделено значительным объемом полномочий, позволяющих выполнять задачи по организации таможенного дела в соответствующем регионе. В соответствии с приказом «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» список полномочий РТУ содержит 125 пунктов. Вообще цели и задачи любого нижестоящего таможенного органа совпадают с целями и задачами ФТС России, любой таможенный орган призван выполнять закрепленные за таможенными органами функциями (как указывалось выше, основной из них является фискальная), однако количество полномочий всегда пропорционально административно-правовому статусу таможенного органа и ограничивается территорией, являющейся зоной деятельности конкретного таможенного органа.

Можно сказать, что последнее правило определяет специфику деятельности каждого конкретного таможенного органа сверху донизу.

Между тем для того, чтобы правильно организовать таможенное дело в федеральном округе, РТУ обязано решать множество задач, которые можно поделить на четыре вида:

1. контрольно-регулятивные;

2. правоохранительные;

3. о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: