IV. Понятие потребностей личности.




Понятие потребности

Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов.

Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром. Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность. Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

 

VI. Мотивы и мотивация. Структура мотива. Мотивация и личность.

Мотивы и мотивация.

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т. п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени.

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т. п.).

Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.

 

Структура мотива.

Структура – это совокупность связанных между собой элементов, которые определяются разделением целей и функций.

Выделяют три основных блока в структуре мотивов:

Блок потребностей. Он содержит наши социологические и биологические потребности.

Блок внутренней фильтровки. Здесь заключается оценка собственных возможностей, своего состояния, учёт данных достижения своих целей, прогноз последствий своих поступков.

Блок целей. Сюда входят сама цель и мероприятия, связанные с удовлетворением своих интересов.

Таким образом структура мотивов может складываться из нескольких элементов того или иного блока, один из которых занимает главенствующую позицию, а остальные – сопровождающую. Структура мотивов объединяет в себе несколько причин и целей.

Важным фактором мотива являются его сила и устойчивость. Сила мотива обусловлена психологическими и физиологическими обстоятельствами.

То есть, насколько непреодолимо мы стремимся к нашей цели, в какой степени мы осознаём потребность в этом мотиве, как интенсивно мы продвигаемся на пути к успеху.

Устойчивость мотива – это наличие установок, ценностей, намерений в основной деятельности человека, сохранение его контроля над поведением в экстремальных ситуациях.

Структура мотивов по своей сути стабильна, а вот степень важности мотивов может изменяться. Главные виновники такой «инвентаризации» — это возраст и время. То, что побуждало нас к определённым действиям в младшем возрасте, со временем теряет свою актуальность.

Ребёнок стремится выучить буквы, что бы самому читать книги. Или хочет научиться правильно и быстро считать, потому что ему интересно, сколько точно у него солдатиков или кукол.

Побуждающие мотивы работают всегда одинаково, только меняется цель, приоритеты. Взрослый человек руководствуется приобретённым опытом, привычками и стойким осознанием, чего именно он хочет, и как именно он этого добьётся.

Со временем происходит слияние и разделение мотивов, на месте одних вырабатываются новые. Происходит так называемое «наслаивание» одних мотивов на другие. Важно, чтобы человек на пути к успеху руководствовался не только новыми приобретёнными мотивами, но и не забывал о прошлых.

Ведь это и есть жизненный опыт. Это незаменимая, ценная составляющая нашего существования. Не забывая о прошлых достижениях легче двигаться вперёд. И этот «багаж» абсолютно не тяжело нести с собой по жизни, потому что как раз наш опыт — первый помощник в трудных ситуациях.

Именно опыт воплощает в себе все составляющие структуры мотивов. Через прошедшие в нашей жизни ситуации мы формируем себе личный перечень потребностей, постоянно фильтруя входящую информацию, после чего занимаемся постановкой целей, и это все – постоянный и непрерывно продолжающийся процесс.

Владея знаниями о том, что собой представляет структура мотивов, можно успешно руководить своей жизнью, применяя вдумчивую осознанность в поступках, и устанавливая полный самоконтроль за своим действиями. А, мудрое руководство, как известно, приводит к конкретным результатам.

Заключение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: