На вопрос о механизме развития отвечает второй закон диалектики: з-н взаимного перехода количественных и качественных изменений (перехода количества в качество и обратно). Количество – числовая хар-ка объектов. Качество – это сущность объекта, благодаря которой он отличается от другого объекта. Мера – это граница, в пределах которой объект остаётся самим собой, пока он сохраняет свои качества. Для меры характерно, что определённому количеству, соответствует определённое качество и наоборот. Любой объект имеет свою меру. Суть з-на в том, что изменение количества неизбежно приводит к изменению качества, поскольку изменяется мера.
Переход от одного качества к другому переходит в форме скачка. Скачки бывают 2-х видов: постепенный, мгновенный.
6) Предистория философии. Условия формирования античной философии. Досократики.
До сих пор не утихают споры о том, где зародилась впревые фил-я. Одни счтают что на Востоке(Китай, Индмя), др – Европе(греция). На В. в осевое время(800-200 лет дон.э.) зародились определённые концепции, котрые считаются философскими. Среди них Конфуций, Даосизм, Буддизм и др. В действительности на В. предпринимались попытки осмыслить мир, но там не встречаются системные представления мира, только мысли, догадки. Например, учение о Дао(Даосизм), автором которого был Лао Цзы. Размышления есть, но назвать философской концепцией нельзя, скорее мифологическая концепция.
Конфуций, котрого считают философом, разрабатывает концепцию в отношениях человека и общества, но не мира в целом. Тоже самое и с буддизмоми.
В Европе в отличии от В. философская мысль вспыхнула ярким пламенем. В Греции она носила концептуальный характер, т.е. греки разработали целый ряд концепций, котрые и сейчас находятся во внимании современной науки.
Есть 3 причины, котрые способствовали развитию фил-и в Греции:1)- географическое полоение Греции на полуострове. 2)- наличие городов-полисов (независимых городов со своими законами). 3)- наличие рабства, что давало возможность интеллектуального труда и развития.
Первым Греч. Философом по праву считается естествоиспытатель натур-философ Фалес. Фалесу предписывают открытия: мысль о том, что Земля имеет форму шара, пов-ть земли делиться на климат. Пояса, вычисление длительности лунного месяца и солнечного года, изобретение солнечных часов, расчёт диаметра солнца. Он предсказал затмение солнца. Фалес впервые поставил сугубо фил-й вопрос: архэ (с греч – первооснова). Он дал ответ, что основа всех вещ-в была вода. Поставив этот вопрос Ф здвинул с места науку. За Ф появляется целая череда и последователей.
Анексимандр, считает, что в основе всех вещ-в лежит некая частица- апейрон.
Аниксемен- в основе всех веществ воздух.
Гераклит, продолжает спор, что в основе всех вещ-в лежит огонь. Пытался понять мир как нечто изменяющееся и развивающееся.
В дискуссию вступил Демокрит. Он предположил, что в основе всех вещ-в лежит частица «атом» (не делимая частица). Т.о. в период досократики (от Фалеса до Демокрита) греки пытались понять мир и найти в нём некую первооснову. Пиффагор считал, что в основе всех вещ-в лежит число и любой предмет можно выразить числом. Т.о. до сократики был высказан ряд концепций, котрые и легли в основу гового здравого понимания мира: архэ(первооснова), мир в движении, макрокосмос и микрокосмос всегда взаимосвязаны.
29) З-н отрицания отрицания. Принцип глобального эволюционизма.
3-й з-н диалектики: з-н отрицания отрицания. З-н раскрывает связь между старым качеством и новым, которое приходит на смену новому. В понимании отрицания существует 2 подхода: 1) обыденное (деструктивное) полное разрушение предыдущего объекта. 2) диалектическое, которое проявляется в 2-х подходах: а) кумулятивное отрицание, предполагает предварительное накопление суммирования и частичное сохранение прошлого. б)конструктивное отрицание – формирование новое, вбирая всё лучшее и ценное.
Снятие – это момент отрицания, при котром новое включает в себя всё положительное что было в старом и развивает это. Т.о. в развитии сохраняется приемственность и тенденция. Развитие не прекращается и происходит непрерывно, и на протяжении этого развития была отмечена закономерность, происходит возврат к старому, но на более высокой основе.
Развитие может происходить по разному: 1) экстенсивное – изменение качества путём постепенного изменения количества 2) интенсивное (быстрое и качественные перемены). Развитие может быть экзогенным (под влиянием внешней среды) и эндогенным (на основе внутренних процессов).
Концепция глобального эволюционизма пытается ответить на вопрос откуда взялся живой мир? Согласно 1-му подходу около 15-20 млрд лет назад из сингулярности в результате большого взрыва начался процесс расширения Вселенной, процесс космической эволюции. Потом возникла живая материя, общество, социум и т.д.
В процессе глобального эволюционизма сущ системы с разными этапами развития. (академик Вернадский- неосфера, сфера разума).