Гегель и его место в философской традиции.




Одной из проблем, которая стояла перед нем философами была: Является ли мир чем-то застывшим, неизменным или он постоянно меняется под влиянием каких-то других законов. Новое понимание мира дал Гегель.

Гегель занимался проблемами истории и разработал фил-ое учение, в основе которого лежала диалектика – наука об изменчивости мира. Согласно Гегелю существует некий мировой разум(НЕ БОГ), который управляет миром. В свих трудах Гегель рассматривает развитие мира в целом и формулирует основные законы диалектики. Мировой дух творит природу, а через природу творит и человека, а человек, созданный этим духом, приходит к познанию этого мирового духа. Мы видим, что его концепция похожа на религию. Гегель формулирует 2 принципа и 3 закона. 1-й принцип: всё находиться в мире во взаимосвязи и взаимодействии. 2-й принцип: из принципов взаимосвязи возникает и принцип развития, поскольку происходит изменение, а всякое изменение-есть развитие.3 закона: 1-й- з-н единства и борьбы противоположностей (з-н противоречий), котрый указывает на причину, источник любого развития. 2-й – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который скрывает механизм развития. 3-й – з-н отрицания, котрый указ-т на механизм смены старого новым и раскрывает тенденцию (перспективу) развития.

Диалектика Гегеля была идеалистической, поскольку миром управляет великий разум.

Общество как объект философского анализа. Структура общества, его движущая сила.

Проблема познания общества всегда находилась в центре внимания философии. Современная философия уже не считает общество совокупностью физических субъектов в основе которой лежат экономические причины. Интеллектуальная сущность человека получила приоритет на его физической природой. По этому сегодня принято заменять слово общество словом социум. Под которым мы будем понимать сов-ть не физических, а интеллектуальных субъектов. Общество это сложнейший организм, социальная система, где всё взаимосвязано и взаимозависимо. Как любая система, общество имеет свою структуру. Принято выделять 4 подсистемы структуры общества: 1) экономическая подсистема – основа основ любого общества, включает в себя всё что связано с экономикой, каждая эпоха имеет свой способ производства. 2) политическая подсистема включает гос-во, его органы, регулирует право; свод законов. 3) социальная подсистема включает в себя и позволяет понять те группы, которые существуют в данном обществе (нация народность). 4) духовная подсистема это знание, духовная жизнь общества, эмоции и т.д. Все эти подсистемы связаны и взаимозависимы. Но все вырастают из экономики. Социальной структуре выделяем такие соц-ые группы: этнические (род, племя, нация, суперэтнос), классовые. Развитие средств производства и прежде всего средств труда является тем главным фактором, которым определяют всё развитие истории. Причиной развития средств труда является з-н непрерывно возрастающих потребностей человека. Т.к. развитие производительных сил явл-ся закономерностью развития общества, то решающей силой этого развития выступают народные массы. А от личности зависит много е но не всё.

 

15) Антропологический материализм Л. Феербаха. Формирование научно-философского понятия материи. Методологическое значение этого понятия

Людвиг Феербах в ряду немецких философоф явл-ся представителем материалистического направления. В своей книге «Сущность христианства» он подверг резкой критике Гегеля за Еликий разум. Но слабость Ф в том, что он не увидел диалектику Гегеля. Он противопоставил Гегелю материалистическое учение. Ф обосновывал материалистическое понимание мира, одновременно отвергая и религию, раскрывая её сущность. Ф проанализировал такие свойства материи как движение, пространство и время. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке, как творении Бога, разработал основные принципы гуманизма, исходя из того, что человек – совершенная часть природы. Т.о. Ф стал родоначальником антропологического материализма. Одновременно Ф пытается разработать учение о человеке и обществе. Но он остался идеалистом в понимании общества. Ф считал, что человек чисто биологическое существо, но не понял, что человек – социальное существо, т.е. человек формируется в обществе. Ф считал, что человеческое общество должно быть организовано на основе одного главного принципа- принципа всеобщей любви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: