По успешному обучению леворуких детей




По успешному обучению леворуких детей

 

Возрастание количества леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро она проявляется у первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников.
Учителям известно о трудностях, испытываемых леворукими детьми в моторике, сенсорике, общении, а также негативном влиянии декстра-стресса.
Однако исследование этого вопроса показало, что у них отсутствуют необходимые знания и специальная подготовка для оказания леворуким детям педагогической помощи. Учебные планы педагогических институтов и колледжей не содержат курсов, раскрывающих особенности работы с леворукими детьми.
Неисследованность содержания педагогической помощи леворуким учащимся в начальных классах обнажает остроту противоречия между обусловленными психолого-физиологическими особенностями леворуких детей трудностями адаптации и обучения в школе и недостаточностью научных рекомендаций по их профилактике и преодолению.

 

Определение леворукости

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.
Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.

Для определения скрытых признаков леворукости специалисты используют различные пробы. В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка и даются соответствующие рекомендации в отношении того, какой рукой его целесообразно учить писать. Совершая привычное движение (при выполнении задания), не требующее умственных усилий, человек выбирает удобный вариант.

Понаблюдайте за собой. Если вы прислушиваетесь к звукам за стеной правым ухом, заводите часы правой рукой, держите телефонную трубку в правой (кроме ситуаций, когда надо что-то записать), даже вальсируете в правую сторону – вы чистый правша. В общем, сплошная асимметрия!
Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:

  1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет как курица лапой).
  2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

 

Сколько трудностей вокруг поджидает маленького левшу, а особенно в школе, созданной для правшей!

Обучая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни.

Так, не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на других) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение.

То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним (потом он сделает это сам) нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите потом ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.

Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаимораспо-ложение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы. Для левши помимо таблицы умножения неплохо овладеть таблицей сложения.

Так, Ж.С. (6 лет), классифицируя на обследовании различные карточки, сложила вместе «циркуль» и «ландыш» на том основании, что: «…Они оба шалашиком». На скептическую гримасу нейропсихолога она (с не менее скептической гримасой) заметила: «Ну конечно, ландыш подходит к ромашке, а циркуль к линейке, но ведь это так скучно…»

Таким образом, можно с большой долей вероятности говорить о том, что само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально.

Обобщая, следует сказать, что формирование у ребенка-левши пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. И пользоваться здесь можно как теми средствами, которые придумали сами левши, так и всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы, а в общем, лучше, чем старинный принцип «сено–солома», не придумаешь.

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную ленточку. Таким образом, вы даете левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где красная ленточка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.

Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной ленточки»; буква «Я» или цифра «9» головкой повернута к «красной ленточке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной ленточке», а деление – от нее.

Но ведь есть еще и верх–низ. Следовательно, верх – это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ – ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.

Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками.

Как правило, психическое развитие левшей сопровождается характерной и достаточно устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной это требует постоянной тренировки следующего рода: он вратарь, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворот, особенно часто в тот угол, который от него слева. То же – при игре в бадминтон, в теннис и т.п. Понятно, что в школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее. Расположение парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо. Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Родителям и учителям следует создать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своей леворукости; составить рациональный режим дня с часами отдыха, прогулками; и никаких "продленок" (!).

При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии мотори-ки и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их — выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Один из недостатков левши – незнание низкочастотных слов, то есть тех слов, которые не так часто употребляются. Шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, спинка стула – некоторым совершенно неизвестны эти слова. На профессиональном языке это называется бедностью речи. Незнание многих слов или их значений приводит к тому, что ребенок не в состоянии не только красиво, но и ясно, понятно выразить собственные мысли. Иногда его речь становится загадкой даже для родителей, особенно когда дети пытаются пересказать любимый фильм или поведать о том, что произошло на улице во время игры. Из-за этого – неудовлетворительные оценки за пересказы, изложения и сочинения. Бедность речи может стать причиной негативного отношения к уроку литературы и чтению как процессу. Ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысл всего текста остается для него непонятым. Изучать низкочастотные слова можно на прогулке. Наслаждаясь свежим воздухом, ребенок с помощью ваших объяснений быстро поймет разницу между кроной и ветками, лучше узнает лесных зверей и птиц, особенности строения их тела, освоит лексику, связанную с явлениями природы.

Знакомая нам с детства игра «в слова» (по очереди называем новые слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова) поможет ребенку запомнить написание многих слов и расширит его словарный запас.

Игра «Виселица», или «Балда», чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим в слове буквы. Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: А - - - - - - Н. Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова балда. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово балда.

Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о, а пальто может иметь фасон в форме той самой а, в написании которой чаще всего и ошибаются.

Чтобы проработать правописание приставок или безударных гласных, придумывайте вместе смешные истории – сказки, в которых отражается трудное правило. Например, написание некоторых слов с приставками при- и пре- поможет запомнить такая «сочинялка»:

Жила-была При думка. Она очень любила при думывать всякие наряды. Как-то раз при думала она себе платье. При мерила – некрасиво. При села При думка, при задумалась. Решила при строчить к платью кружева. При шила и пошла показать подружке Пре. «Пре лестно, пре восходно!» – восхитилась Пре. При думка при прыгнула на месте, при топнула, при хлопнула, при льнула к подружке и сказала, что в следующий раз она при думает что-то специально для пре красной Пре. «Пре много благодарна», – ответила та.

Игра «Целое животное». Желательно играть в компании из 3–4 человек. Ведущий дает задание: описываем слона. Каждый ребенок должен называть по очереди по одному предложению.

Маша. Он серого цвета. Коля. У него есть хобот. Петя. Он очень большой.
Маша. У него толстая морщинистая кожа. Коля. У него маленькие глазки.
Петя. Ноги у него похожи на столбы. Маша. Он живет в Африке и т.д.

Проигрывает тот, кто не может назвать следующего предложения. Далее ведущий дополняет и исправляет сведения детей и предлагает одному из них пересказать описание полностью. Задание на дом – записать историю и нарисовать животное.

 

Заключение

Проблемные дети... Мы все чаще называем так леворуких и медлительных, одаренных и гиперактивных — самых разных, тех, чьи особенности мы, взрослые, просто плохо знаем. Нам с ними трудно, но главное — им очень трудно с нами, непонимающими взрослыми. Быть трудным, не таким как все — очень сложно, и ребенок чаще всего терпит неудачу. Но это дети, которых мы не понимаем.

Поэтому самая главная проблема таких детей не в них, а в нас. Непонимание — это нежелание разобраться в причинах неудач ребенка, неадекватные требования, это стремление заставить, это постоянное недовольство, укоры, угроза наказаний, это бессилие ребенка, его неуверенность, страх, невозможность изменить ситуацию. И снова — недовольство взрослых. Сначала только родителей, бабушек и дедушек, затем воспитателей и учителей. Пресс непонимания с каждым годом становится все сильнее.

Взрослые склонны винить в неудачах самого ребенка, забывая, что далеко не всегда успех зависит от желания или нежелания, не считаясь с тем, что их требования очень часто не соответствуют возможностям детей.

Леворукие и медлительные дети наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания "переделать" природу — заставить леворукого быть "как все" — праворуким, а медлительного — быстрым. Стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" всегда плачевно. Однако нельзя сказать, что желающих сделать ребенка таким, "как я хочу", становится меньше.

Проблемы леворуких и медлительных детей связаны не столько с их особенностями, сколько с незнанием и непониманием этих особенностей педагогами и родителями, с неумением вовремя помочь ребенку, с нетерпением и жесткостью невыполнимых требований, с желанием обвинить ребенка и раздражением от собственного бессилия и безуспешных попыток добиться своего. Необходимо понимать, что растущее отчуждение ребенка, его раздражительность, страхи, конфликтность, его неверие в собственные силы, его "не хочу" — это результат нашего непонимания. Это те проблемы, которые возникли из-за нашего незнания, нежелания и неумения помочь.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Рекомендации учителю

Уделите леворукому ребенку немного личного времени:

  • Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.
  • Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
  • Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают.
  • Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.
  • Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом.

Еще раз хочу подчеркнуть, что ребенок-левша нуждается в индивидуальном подходе. Поэтому, хотя предложенные ниже задания можно применять и в классе, в основном они рассчитаны на дополнительную работу родителей или психолога.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадицион-ные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, которыйпразднуется 12 августа.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.

При определении моторной системы используются следующие тесты:

 Переплетение пальцев рук

Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки.

Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.

 Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"

Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на

левом предплечье.

 Аплодирование

 Проведение вертикальных линий

 Одновременное действие обеих рук.
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть

более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более

чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более

чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.

 Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно

использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (каса-

ний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее

значение.
 Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее

значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

При определении слухо-речевой системы используют тесты:

 "Шепот"

Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха. Испытуе-

мый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается

услышанное.

 "Тиканье часов "

Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отме-

чается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами. )
Для определения зрительной системы можно использовать тесты:

 Моргание одним глазом

 Рассматривание в подзорную трубу

 Проба Розенбаха ( Определение ведущего глаза. Испытуемый держит вертикально в вытянутой

руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой

вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем попеременно

закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш

смещается в его сторону. )

 Карта с дырой

Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.

 

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему

позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а

все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину сто-

ла, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч,

ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не

видел их, не отвлекался.

Первое заданиерисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете успокоить малыша: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Второе заданиеоткрывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание“Построй колодец из палочек (спичек)”. Сначала из палочек (спи-чек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды (см рис.)

Четвертое задание“Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Пятое заданиевырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое заданиенанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое заданиевыполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое заданиеразвязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое заданиепостроить из кубиков дом, ограду и т. п. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

 

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

 

Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1. +    
2.   +  
3.     +

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу “Левая рука”, при предпочтении правой — в графу “Правая рука”. Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу “Обе руки”.

 

Десятое заданиедля родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу “Левая рука”, если нет — в графу “Правая рука”. Если вы получили больше семи плюсов в графе “Левая рука”, то ребенок скорее всего леворукий.

 

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе “Левая рука” за задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе “Правая рука”, то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

 

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

 

1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем это задание).

2. Почистить обувь щеткой.

3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).

5. Перелить воду из одного сосуда в другой.

6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать “мишень” на листе бумаги или исполь-

зовать игру “Дартс”).

7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмас-

сового конструктора.

8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).

9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

11. Продеть нитку в иголку.

12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.

13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

14. Достать бусинку ложкой из стакана.

15. Позвонить в колокольчик.

16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

17. Выпить воду из стакана.

 

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой

 

 


Список используемой литературы

 

1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001
2. Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.
3. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.

М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).
4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.
5. Прописи Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. стр.18-48.
6. Петрова Н. “Если ребёнок плохо говорит” - М.- СПб., 2005, стр.84-90
7. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004

8. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001

9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

10.Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

11. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.

12. Томас Й.Вейс Как помочь ребенку? М., 1992.

13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

14. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987. №12.

15. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.yspu.yar.ru

16. Дидюра Н. Легко ли быть левшой? Образование Севастопольская газета 2007 08 30, 18:48

17.Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999–144 с.

18. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.

19. Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. - М., 1987.

20. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта stakhanova@pochtamt.ru

Психологические особенности леворуких детей. Ломтева Т.А., детский психолог.

21. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И.

М., 1982.

22. Семенович А. Большие хитрости маленьких левшей. М.: Просвещение 2004

23. Шохор-Троцкая M. Не переучивайте левшу! Наука и жизнь, 2002, №8, с. 65-72.

24. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активно­сти

Вопр. психол. 1982. № 4.

25. Стаханова Т.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей

Практический психолог. 2005 с. 95

26. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследванию мышления дошкольников Вопр. психол. 1985.

№ 2. с. 35 - 42

27.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под ред. Л.А.Венгера.

М., 1986. с. 241

28. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.

29. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.М. Логос, 2003.

30. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия”, 1997.

31. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб.пособие Авт.-сост. В.П.Шульгина.

М.:Генезис, 2005

32. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Изд-во МГУ,

1992. с. 6-67

33. Развитие общения дошкольников со сверстниками Под ред. А. Г. Рузской, М., 1989. с. 93

34. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников

Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997

35. Рубцов В. В. Организация и развитие совместной деятельности у детей в процессе обучения. М.,

1987 с. 124

36.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

https://rcde.edurm.ru/files/File/Kurses/psih/2.html#AA

37. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М., 1988.

38. Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких

детей Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и

подростков. – М., 1987.

39. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

40. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.

41. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая

диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество

России, 2001. – 160 с.

42. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: