1. Рассмотри картинку
2. Ответь:
- Что падает на землю?
- Какие деревья?
- Во что одеты люди?
- Когда это бывает?
- А что еще бывает зимой? (Солнце не греет, мороз, холодно, идет снег, бывает снегопад, снег падает хлопьями или снежинками, реки покрываются льдом, вода замерзает, превращается в лед.)
3. Подуй на «снежные» комочки (сделать из ваты), не надувая щек.
4. Выучи:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежинки, легкие пушинки.
В воздухе кружатся, на землю ложатся.
Снегопад, снегопад,
Станет белым двор и сад.
Задание № 54. Зимние забавы
1. Рассмотри картинку.
2. Ответь:
- Какое это время года?
- Что лежит на земле?
- Что делают дети?
3. Составь предложения о зимних играх детей по картинке и схеме.
Например: Дети лепят снеговика. Дети катаются на лыжах.
Задание № 55. Зима. Слоговая структура
1. Это гномы Аки, Оки, Уки, Ики. Какой звук произносит каждый гном? Показывай гнома и называй звук, который он произносит.
2. Угадай, как кого зовут. Покажи, где Аки? Где Уки? Где Ики? Где Оки? Четко проговори имена гномов. Как ты догадался, где кто?
3. Произноси и прохлопывай слова, покажи их на картинке.
во-да ша-ры ел-ки мет-ла снег
ба-ба дом ок-на ком-ки сне-жок
бу-сы дым сан-ки вед-ро фла-жок
лы-жи лес гор-ка конь-ки шар-фик
Задание № 56. Зима. Составление рассказа
1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый).
2. Рассмотри картинку.
- Какое это время года? Как ты догадался?
3. Составь рассказ о зиме по картинкам.
Например: Солнце не греет. Идет снег. Вода замерзает. Деревья стоят голые Это зима.
Задание № 57. Высота (продолжение)
1. Рассмотри рисунки.
2. Покажи и скажи:
|
- Где низкая елка (коробка)?
- Где елка (коробка) повыше?
- Где елка (коробка) еще выше?
- Где самая высокая елка (коробка)?
3. Назови и покажи елки и коробки по высоте:
- Это низкая елка (коробка).
- Это елка (коробка) повыше.
- Это елка (коробка) еще выше.
- Это елка (коробка) самая высокая.
4. Найди и покажи, под какой елкой какой снеговик? Начинай с низкой елки.
Задание № 58. Низкий - высокий
1. Возьми кубики и построй дома, как на рисунке.
2. Покажи и скажи:
- Какие у тебя получились дома? (Этот дом низкий (повыше, еще выше, самый высокий).)
- Какие это башни? (Эта башня низкая (повыше, еще выше, самая высокая).)
Задание № 59. Зима. Белый цвет
1. Выучи:
Все бело, бело, бело, Много снега намело. Снег везде, в снегу дома. Это к нам пришла зима. В гости к нам пришла зима, Белый цвет нам принесла.
2. Покажи и назови, какого цвета снег, шарф, снеговик и т.д.
Белый снег Белая снежинка Белое ведро Белые варежки
Белый шарф Белая шапка Белые перчатки
Белый снеговик Белая шуба Белые комки
Белые сугробы
3. Четвертый лишний. Раскрасить геометрические фигуры (раскрашивает взрослый):
• квадраты - красным цветом, 2-й оставить белым;
• треугольники - коричневым, 4-й оставить белым;
• овалы - синим, 3-й оставить белым;
• прямоугольники - зеленым, 1-й оставить белым.
- Скажи, какая фигура лишняя в каждом ряду. Объясни, почему.
Задание № 60. Далеко - близко, высоко - низко
1. Рассмотри картинки.
2. Покажи и ответь:
- Что летит высоко? Кто летит низко? (Рис.1.)
- Что висит высоко? Что висит низко? (Рис. 2.)
- Какой светильник высоко? Какой светильник низко? (Рис. 3.)
|
3. Дай полный ответ:
- Самолет летит высоко или низко?
- Бабочка летит высоко или низко?
- Звезда висит высоко или низко?
- Шарик висит высоко или низко?
- Люстра висит высоко или низко?
- Настольная лампа стоит высоко или низко?
4. Скажи:
- Что далеко? Что близко?
- Кто далеко? Кто близко?
5. Выучи:
Вот летит самолет высоко-высоко. Жук летит и жужжит низко-низко. Улетает самолет далеко-далеко. Жук летает и жужжит близко-близко.
Задание № 61. Звук «Э»
1. Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполнять перед зеркалом 5 раз).
Язычок проснулся:
• «открыл окошко» - зубы образуют «заборчик», хорошо видны, губы образуют квадратик;
• «проветрил комнату», «широко открыл дверь» - рот широко открыть, закрыть, расслабить губы;
• «сделал зарядку» - открыть рот, поочередно касаться уголков рта языком;
• «замесил тесто» - открыть рот, высунуть широкий язык, покусывать его зубами, приговаривая «та-та-та»;
• «испек блины» - закусить широкий кончик языка и удерживать в таком положении 5-7 секунд;
• «съел их с вареньем, облизал губы» - медленно облизать губы круговыми движениями сначала в одну, а затем в другую сторону;
• «пошел погулять» - открыть рот, высунуть остренький язычок, подержать 5-10 секунд, спрятать;
• «покачался на качелях» - широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы и опустить за нижние;
• «пошел домой спать» - губы расслаблены, неподвижны, полуоткрыты.
2. Запомни! Звук «Э» обозначаем красным полукругом.
3. Раскрасить полукруги - символы звука «Э» - красным карандашом.
|
4. Нажимай на полукруги указательным пальцем и произноси звук «Э» (1, 2, 3 раза).
5. Девочку зовут Эмма. Ее имя начинается со звука «Э».
6. Эмма произносит звук «Э»:
• долго;
• коротко;
• громко;
• тихо;
• поет.
7. Произнеси звук «Э», как Эмма, и спой его.
Задание № 62. Обувь (знакомство)
1. Раскрасить картинки (раскрашивает взрослый).
2. Рассмотри картинки.
3. Покажи и назови:
- Что у Кати? (У Кати сапоги (туфли, тапки).)
- Что у Димы? (У Димы ботинки (сапоги, валенки).)
4. Ответь:
- Что обула Катя? (Катя обула сапоги (тапки, туфли).)
- Что обул Дима? (Дима обул ботинки (сапоги, валенки).)
5. Покажи и назови все, что обули дети, одним словом.
6. Назови Катину и Димину обувь ласково. (Тапочки, сапожки, туфельки, ботиночки, валеночки.)
Задание № 63. Обувь. Развитие мышления
1. Отгадай, назови и покажи (обведи указательным пальцем), что лежит в коробках.
2.
Назови все это одним словом.
3. Выучи:
Наш Ванюша маленький. Купим ему валенки. Наденем их на ножки, Чтоб бегать по дорожке.
4. Найди заплатку к каждому сапогу.
5. Раскрасить одинаковые сапоги и заплатки к ним одним цветом (раскрашивает взрослый).
6. Ответь:
- Что ты починил(а)?
7. Найди сапогу пару.
8. Вырезать картинку «сапоги» (см. Приложение с. 118), разрезать на четыре части и предложить ребенку собрать из частей целую картинку.
Задание № 64. Обувь. Предлоги «В», «ИЗ»
1. Рассмотри картинки.
2. Катя и Дима убирали обувь. Скажи:
- Куда убрала (положила) обувь Катя? (Катя убрала (положила) туфли в сумку. И т.д.)
-
Куда убрал (положил) обувь Дима? (Дима убрал (положил) сапоги в сумку. И т.д.)
3.
Катя достала (взяла) свою обувь. Откуда?
4. Дима достал (взял) свою обувь. Откуда?
Задание № 65. Звук «Э» (продолжение)
1. Раскрасить полукруг красным карандашом (раскрашивает взрослый).
- Какой звук мы обозначаем красным полукругом?
2. Угадай, какой звук произносит мальчик. Почему ты так решил(а)?
3. Произнеси звук «Э»:
• долго;
• коротко;
• тихо;
• громко;
• спой.
4. Мальчика зовут Эээээ-ээдик. С какого звука начинается его имя?
5. Назови, что нарисовано на картинках, правильно и длительно произнеси звук «Э». (Этажи, экран, экскаватор, Эдик, эскимо, электричка.)
6. С какого звука начинается слово «этажи» (экран, экскаватор, Эдик, электричка)?
Задание № 66. Обувь. Пересказ
1. Послушай рассказ о том, как Митя ухаживает за своей обувью.
Осенью Митя гулял в парке. В парке было грязно. Домой Митя вернулся в грязных ботинках. Митя обул тапки, вымыл и почистил грязные ботинки. Ботинки стали чистыми. Чистые ботинки Митя убрал в шкаф.
2. Ответь:
- Где гуляли дети?
- На улице было чисто или грязно?
- В каких ботинках Митя вернулся домой?
- Во что Митя переобулся?
- Что он сделал с грязными ботинками?
- Какими стали ботинки?
- Куда Митя убрал чистые ботинки?
3. Послушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью картинок.
Задание № 67. Дикие животные (знакомство)
1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый).
2. Покажи и назови всех, кого ты видишь на этой картинке.
- Кто это? (Это медведь. Это волк. Это лиса. Это заяц. Это белка. Это еж.)
- Кто они все вместе? (Это дикие животные.)
- Где живут дикие животные?
Задание № 68. Дикие животные. Части тела
1. Пальчиковая гимнастика.
• Покажи пальчиками волка. Как у него открывается и закрывается пасть? Описание движений: ладонь выпрямлена, большой палец поднят вверх, мизинец опускается вниз (пасть открыта) и вновь прижимается к остальным пальчикам (пасть закрыта).
• Покажи пальчиками ушки зайчика, пошевели ими.
Описание движений: безымянный палец и мизинец прижаты к ладони большим пальцем, шевелим указательным и средним пальцами.
2. Рассмотри картинки. Волк большой, а заяц маленький. Про него можно сказать ласково: зайчик. Волк - зверь, а зайчик - зверек.
- Покажи и назови части тела волка. (Это у волка голова (морда, нос, уши, глаза, лапы, спина, хвост).)
- Покажи и назови части тела зайчика. (Это у зайчика головка (мордочка, носик, ушки, глазки, лапки, спинка, хвостик).)
Задание № 69. Детеныши диких животных (знакомство)
1. Раскрасить картинки (раскрашивает взрослый, ребенок помогает в выборе карандашей).
2. Скажи, у кого кто? (У белки бельчата. У зайца зайчата. У ежа ежата. У медведя медвежата. У лисы лисята. У волка волчата.)
3. Покажи и назови только детенышей.
4. Ответь:
- Лисята - это кто? (Лисята - это детеныши лисы.)
- Зайчата - это кто? (Зайчата - это детеныши зайца.) И т.д.
Задание № 70. Звуки «Э», «И». Дифференциация
1. Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполнять перед зеркалом 5 раз).
Язычок проснулся:
• «открыл окошко» - зубы образуют «заборчик», хорошо видны, губы образуют квадратик;
• «проветрил комнату», «широко открыл дверь» - рот широко открыть, закрыть, расслабить губы;
• «сделал зарядку» - открыть рот, поочередно касаться уголков рта языком;
• «замесил тесто» - открыть рот, высунуть широкий язык, покусывать его зубами, приговаривая «та-та-та»;
• «испек блины» - закусить широкий кончик языка и удерживать в таком положении 5-7 секунд;
• «съел их с вареньем, облизал губы» - медленно облизать губы круговыми движениями сначала в одну, а затем в другую сторону;
• «пошел погулять» - открыть рот, высунуть остренький язычок, подержать 5-10 секунд, спрятать;
• «покачался на качелях» - широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы и опустить за нижние;
• «купил баранки» - сделать губы овалом и удерживать 5-7 секунд, расслабить губы;
• «пошел домой спать» - губы расслаблены, неподвижны, полуоткрыты.
2. Разведи руки в стороны, затем опусти вниз. Внизу соедини их так, чтобы ладони смотрели вверх. В это время произноси звук «Э».
3. От середины груди разведи руки в стороны. Выполняя это движение, произноси звук «И».
4. Произнеси звук «Э», а потом «И» долго, коротко, тихо, громко.
5. Раскрасить прямоугольники и полукруги красным карандашом (раскрашивает взрослый).
6. Нажимай на прямоугольник пальчиком и произноси звук «И», нажимай на полукруг, произноси звук «Э».
7. Это Ира. Какой звук она произносит?
8. Это Эмма. Какой звук она произносит?
9. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано: индюк, эскимо, ирисы, иголка, экскаватор, избушка, электричка.
10. Подари картинки Ире и Эмме.
- Что ты подаришь Ире? (Я подарю Ире индюка (ирисы, иголку, избушку):)
- Что ты подаришь Эмме? (Я подарю Эмме эскимо (экскаватор, электричку).)
Задание № 71. Дикие животные. Детеныши
1. Раскрасить картинки. (Раскрашивает взрослый.)
2. Скажи:
- Кто это?(Это детеныши диких животных.)
3. Покажи и назови:
- Где медвежонок (медвежата)? (Вот медвежонок (медвежата).)
- Где лисенок (лисята)? (Вот лисенок (лисята).)
- Где зайчонок (зайчата)?(Вот зайчонок (зайчата).)
- Где бельчонок (бельчата)? (Вот бельчонок (бельчата).)
- Где ежонок (ежата)? (Вот ежонок (ежата).)
- Где волчонок (волчата)? (Вот волчонок (волчата).)
4. Ответь:
- Кто это? (Взрослый показывает на рисунок медвежат (медвежонка).) (Это медвежата (медвежонок).)
И т.д.
Задание № 72. Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА»
1. Рассмотри картинки и скажи:
- Куда подошел(а) волк (заяц, еж, лиса, медведь, белка)?
- Где волк (заяц, еж, лиса, медведь, белка)?
2. Рассмотри картинки и скажи:
- Куда спрятался волк (заяц, еж, лиса, медведь, белка)? (Волк спрятался за дерево. И т.д.)
- Где волк? (Волк за деревом. И т.д.)
Задание № 73. Домашние животные (знакомство)
1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый).
2. Покажи и назови всех, кого ты видишь на этой картинке.
- Кто это? (Это кошка (собака, корова, лошадь, коза, свинья).)
- Кто они все вместе? (Это домашние животные.)
- Где живут домашние животные? (Домашние животные живут рядом с человеком.)
3. Покажи и скажи:
- Где живет кошка? (Кошка живет в доме.)
- Где живет собака? (Собака живет в будке.)
- Где живет корова? (Корова живет в сарае.)
- Где живет лошадь? (Лошадь живет в сарае.)
- Где живет коза? (Коза живет в сарае.)
- Где живет свинья? (Свинья живет в сарае.)
Задание № 74. Звуки «А», «У», «И», «О», «Э»
1. Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполнять перед зеркалом 5 раз).
Язычок проснулся:
• «открыл окошко» - зубы образуют «заборчик», хорошо видны, губы образуют квадратик;
• «проветрил комнату», «широко открыл дверь» - рот широко открыть, закрыть, расслабить губы;
• «сделал зарядку» - открыть рот, поочередно касаться уголков рта языком;
• «замесил тесто» - открыть рот, высунуть широкий язык, покусывать его зубами, приговаривая «та-та-та»;
• «испек блины» - закусить широкий кончик языка (удерживать 5-7 секунд);
• «съел их с вареньем, облизал губы» - медленно облизать губы круговыми движениями сначала в одну, а затем в другую сторону;
• «пошел погулять» - открыть рот, высунуть остренький язычок, подержать 5-10 секунд, спрятать;
• «покачался на качелях» - широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы и опустить за нижние;
• «купил баранки» - сделать губы овалом и удерживать 5-7 секунд, расслабить губы;
• «пошел домой спать» - губы расслаблены, неподвижны, полуоткрыты.
2. Раскрасить символы звуков красным карандашом (раскрашивает взрослый).
3. Прочитай символы звуков. Показывай символ и произноси звук.
4. Рассмотри матрешек.
Большая матрешка произносит звуки «А», «У», «О», «Э», «И» громко, матрешка поменьше-потише, а маленькая матрешка - совсем тихо.
Произнеси звуки «А», «У», «О», «Э», «И», как большая матрешка, как матрешка поменьше, как маленькая матрешка.
5. Какой звук произносит каждая матрешка?
6. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано. С какого звука начинается каждое слово?
7. Подари подарки матрешкам. Какой матрешке ты подаришь эскимо (иголку, удочку, овощи, арбуз)?
Задание № 75. Домашние животные. Части тела. Словообразование
1. Рассмотри картинки.
2. Отгадай, кто спрятался? Показывай и называй домашнее животное.
3. Назови части тела домашних животных. (Голова, рога, шея, уши, ноги, лапы, копыта, когти, хвост, грива.)
- Чем покрыто тело домашних животных?
4. Ответь:
- Как кричит кошка? Что она делает? (Кошка кричит «мяу» - она мяукает.)
- Как кричит корова? Что она делает? (Корова кричит «му» - она мычит.)
- Как кричит свинья? Что она делает? (Свинья кричит «хрю» - она хрюкает.)
- Как кричит коза? Что она делает? (Коза кричит «ме» - она блеет.)
- Как кричит лошадь? Что она делает? (Лошадь кричит «и-го-го» - она ржет.)
- Как кричит собака? Что она делает? (Собака кричит «ав-ав-ав» - она лает.)
Задание № 76. Домашние животные. Словоизменение
1. Рассмотри картинки.
2. Скажи:
- Кто это? (Это коза (собака, свинья, кошка, лошадь). Это козочка (собачка, свинка, кошечка, лошадка).)
3. Назови части тела домашних животных ласково:
- Голова - головка.
- Шея -...
- Рога -...
- Ноги -...
- Лапы -...
- Копыта -...
- Когти -...
- Хвост -...
- Грива -...
Задание № 77. Домашние животные (продолжение)
1. Рассмотри картинки.
- Кто какую пользу приносит?
Кошка ловит мышей. Лошадь перевозит грузы.
Собака сторожит дом. Свинья дает мясо.
Коза дает шерсть и молоко. Корова дает молоко.
Задание № 78. Звук «Ы»
1. Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполнять перед зеркалом 5 раз).
Язычок проснулся:
• «открыл окошко» - зубы образуют «заборчик», хорошо видны, губы образуют квадратик;
• «проветрил комнату», «широко открыл дверь» - рот широко открыть, закрыть, расслабить губы;
• «сделал зарядку» - открыть рот, поочередно касаться уголков рта языком;
• «замесил тесто» - открыть рот, высунуть широкий язык, покусывать его зубами, приговаривая «та-та-та»;
• «испек блины» - закусить широкий кончик языка и удерживать в таком положении 5-7 секунд;
• «съел их с вареньем, облизал губы» - медленно облизать губы круговыми движениями сначала в одну, а затем в другую сторону;
• «пошел погулять» - открыть рот, высунуть остренький язычок, подержать 5-10 секунд, спрятать;
• «покачался на качелях» - широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы и опустить за нижние;
• «купил баранки» - сделать губы овалом и удерживать 5-7 секунд, расслабить губы;
• «пошел домой спать» - губы расслаблены, неподвижны, полуоткрыты.
2. Запомни! Звук «Ы» обозначаем красным полуовалом.
3. Раскрасить символы красным карандашом (раскрашивает взрослый).
4. Нажимай на полуовалы указательным пальцем и произноси звук «Ы» (1, 2, 3 раза).
5. Произнеси звук «Ы» (по 5 раз):
• долго и коротко;
• тихо и громко;
• спой.
6. Рассмотри картинку.
7. Пароходы перестроились. |
8. Подумай и скажи (посигналь): - Как сигналит маленький пароход (пароход побольше, самый большой пароход)? |
Большой пароход сигналит громко: «Ы». Пароход поменьше сигналит потише: «Ы». А маленький пароход сигналит тихо: «Ы». Посигналь, как эти пароходы.
Задание № 79. Детеныши домашних животных (знакомство)
1. Рассмотри картинку.
2. Покажи и скажи: «У кого кто?».
- У коровы - теленок.
- У собаки - щенок.
- У лошади - жеребенок.
- У кошки - котенок.
- У свиньи - поросенок.
- У козы - козленок.
3. Покажи и скажи: «Кто чей детеныш?».
- Котенок - детеныш кошки.
- Щенок - детеныш...
- Козленок - детеныш...
- Поросенок - детеныш...
- Жеребенок - детеныш...
- Теленок - детеныш...
Задание № 80. Детеныши домашних животных. Словоизменение
1. Рассмотри картинку.
2. Скажи:
- Кто это? (Это теленок (телята).) И т.д.
- Назови детенышей ласково. (Это теленочек (телятки).) И т.д.
Детеныш | Ласковое название | Детеныши | Ласковое название |
Котенок | Котята | ||
Щенок | Щенята | ||
Жеребенок | Жеребята | ||
Козленок | Козлята | ||
Поросенок | Поросята | ||
Теленок | Телята |