Критика социальных законов.




Софисты

Софист – (греч.) знаток, мастер, мудрец

1. Причины возникновения нового направления в философии – софистов.

2. Особенности учения софистов.

3. Критика социальных законов.

Причины возникновения нового направления в философии – софистов.

В середине 5 века до н.э. в философии природы возник кризис, который был вызван многими причинами:

1) Существовало множество физических теорий, противоречащих друг другу.

2) Многие философы высказывали сомнения относительно истинности чувственного познания, что приводило к сомнению в познавательных возможностях человека.

3) Софисты открыли новую тему в философии – человек, которая казалась познаваемой на фоне кризиса философии природы.

4) Социальный условия: будучи платными учителями, софисты давали ученикам, знания, которые были для них необходимы и за которые им платили. В то время востребованы были:

а) эристика – искусство спора, цель которой не поиск истины, а умение навязать свою точку зрения (чаще всего в суде), достигалась эта цель при помощи внешне правдоподобных, а по сути ложных аргументов.

б) риторика – ораторское искусство.

Особенности учения софистов.

Софисты не были единой философской школой, но можно выделить особенности их учения, которые были характерны для большинства:

1) Субъективизм: софист Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».

Таким образом, человек определяет ценность любой вещи, например, знания: знание ценно настолько, насколько оно полезно и необходимо. Не случайно софист Горгий брался восхвалять или ниспровергать любую вещь, независимо от её объективных свойств.

Одно мнение может быть лучше другого, но не может быть истиннее. В качестве критерия истины Протагор предлагал мнение большинства: «Молиться тем богам, которым молится большинство» или мнение отдельного человека: «Каждому нечто кажется истинным, то истинным для него и является: одному тепло, другому – холодно, каждый прав по-своему».

2) Релятивизм (от лат. relativus – относительный): Софисты отрицали абсолютность чего-либо (в том числе и абсолютность добра), для них все в мире было относительно, а потому те же добро и зло - релятивные понятия, (иногда и тождественные) потому что, что для одного представляется добром, то для другого это зло.

3) Софизм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») – это внешне правдоподобное, а по сути ложное утверждение, при помощи софизмов отрабатывалось искусство ложной аргументации.

Например, софизм «Рогатый», приписываемый Эвбулиду: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». (Большая посылка здесь ложна; поэтому заключение также ложно.)

Софист Горгий предложил з таких утверждения:

1. Ничего не существует:

а) ничто есть – утверждение логически противоречиво.

б) если нечто возникло – но нечто из ничего не возникает.

в) если нечто вечно, то оно бесконечно – но бесконечность ни во что не вмещается.

2. Существующее не познаваемое:

Существующее не тождественно мыслимому, так как есть ложные мысли, но если сущее не тождественно мыслимому, то сущее есть немыслимое.

3. Познанное не может быть сообщено кому-либо:

Познанное передаётся через знаки, но знаки не тождественны мысли, познанному, значит, знаки не передают мысль, познанное.

Критика социальных законов.

Софисты не были едины и в своих политических, социальных и правовых взглядах, но все различали естественное, существующее по природе и позитивное, созданное человеком право.

Софист Гиппий из Элиды отстаивал естественное право, на основании которого критиковал рабство, так как люди равны между собой по природе: «Люди, собравшиеся здесь! Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане – по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».

Горгий на этом основании выступал против войны, за мир, призывая греков прекратить междоусобные войны и совместно бороться против варваров.

Софисты Антифонт и Ликофрон подчеркивали, что позитивные человеческие законы можно нарушить безнаказанно (преступник может быть и не найден), а вот нарушителя законов природы всегда ждет заслуженная кара.

Софист Фразимах из Халкидона утверждал, что существует определенный принцип властвования: выгода сильнейшего, поэтому в каждом государстве силу имеет тот, кто стоит у власти. Любая власть, установив свои законы, объявляет их справедливыми. Подданные вынуждены делать то, что угодно правителю, поскольку у него сила (авторитарная концепция).

Софист Калликл был сторонником аристократии, то есть правления лучших, выступая против демократии. Калликл считал, что законы создают не сильные, а слабые (демос), чтобы ограничить и запугать сильных (аристократию).

Многие софисты по своим взглядам были космополитами (гражданами мира), а не патриотами какого-либо греческого города.

Сократ

(469-399 до н.э.)

1) Отличие учения Сократа от софистов.

2) Этический рационализм.

3) Принципы сократической беседы: ирония, майевтика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: