До мажор – Соль мажор – До мажор.




Тема: Модуляция и отклонение.

Чтобы легче было понять эту тему, я представлю вашему вниманию несколько картинок, которые наглядно раскроют тему урока. Для этого внимательно рассмотрите картинки под буквами А и Б! Сравните их. Какое различие вы нашли у этих картинок?

А)

 

Б)

Правильно! Картинки под номером №5 отличаются друг от друга. Давайте вместе разберемся в этих отличиях!

А) Итак, мы решили съездить отдохнуть, например, в Париж! Но для этого нам нужно получить визу (разрешение на въезд в страну, где мы хотим отдохнуть) и заграничный паспорт! Оформив документы, мы вылетаем в Париж! Париж открывает нам свои достопримечательности! Но как бы не было хорошо в гостях, но дома лучше! И мы возвращаемся домой!

Теперь понятие: «Отклонение» применим к этой истории.

Термин «Отклонение», нам подсказывает, что мы, двигаясь по направлению нашего пути, в какой то, момент, временно отклоняемся от курса и…., как в нашем случае – мы возвращаемся домой! Графически это выглядит так:

               
     
 
   
 
 
 

 

 


«ОТКЛОНЕНИЕ»
ДОМ ПУТЬ ПАРИЖ

 

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Б) Рассмотрим вторую ситуацию. Мы решили съездить отдохнуть в Париж! Оформляем визу (разрешение на въезд в страну, где хотим отдохнуть) и получаем заграничный паспорт! Уладив все формальности, вылетаем в Париж! Париж открывает нам свои красоты! Но! В Париже нам очень понравилось, и мы решаем остаться жить здесь!

Теперь понятие: «Модуляция» применим к этой истории.

«Модуляция» в переводе на русский язык означает «процесс изменения», «трансформация». В нашем случае, достигнув Парижа, мы изменяем свои планы и не возвращаемся домой, а остаемся жить в Париже!

Графически это выглядит так:

                   
   
   
 
       
«МОДУЛЯЦИЯ»
   
 
 
 
 

 

 


ДОМ ПУТЬ ПАРИЖ

 

А теперь, попробуйте продолжить моё незаконченное предложение!

1) Временный переход из одной тональности в другую, но с обязательным возвращением в первоначальную тональность, называется: «……………………»

2) Продолжаем. Переход в другую тональность, с закреплением на новой тонике, называется «……………………..»

МО – ЛОД -_ЦЫ!!! Вы составили два правила, связанных с новой темой! Поздравляю!

Рассмотрим на музыкальном примере, как выглядит отклонение и модуляция в музыке.

Пример №1:

Определяем тональность данного музыкального примера. Вспоминаем правило определения тональности: Тоника + Лад = Тональность.

Смотрим, при ключе знаков альтерации нет. Это может быть только в 2-х тональностях: До мажор и ля минор. Смотрим на какой звук заканчивается мелодия: «До». Это и есть тоника! От тоники вверх строим тоническое трезвучие:

И получаем: До (тоника) + Мажор (лад) = До мажор (тональность).

Но если вы присмотритесь к 11 такту нотоносца, то увидите, что там вдруг появился не характерный для До мажора знак альтерации: Фа #. Ведь в До мажоре знаков при ключе никаких нет! Что же это такое?

Давайте по ближе рассмотрим этот странный момент в мелодии:

К какому звуку приходит эта музыкальная фраза? /Соль /

То есть у нас внутри мелодии появилась новая тоника, которая говорит о том, что это свидетельствует о появлении новой тональности!

Тоника «Соль»

Построим от «Соль» трезвучие:

Трезвучие получилось мажорным, значит, делаем вывод: Это тональность Соль мажор!

Далее мелодия возвращается к первоначальной своей тонике «До»:

Тоника «До»

Давайте нарисуем схему последовательности тональностей в этой мелодии:

До мажор – Соль мажор – До мажор.


Вы уже догадались что это? Отклонение или модуляция?

Впишите правильный ответ: /____________________/

А вот еще вам музыкальный пример:

Начинается эта мелодия в До мажоре. И об этом свидетельствует во 2 такте тоника «До».

До – тоника

Но потом в мелодии появляется знак альтерации: «Фа#» и в конце нового предложения мы видим новую тонику:

Соль – тоника

Давайте нарисуем схему последовательности тональностей в этой мелодии:

До мажор – Соль мажор.

Вы уже догадались что это? Отклонение или модуляция?

Впишите правильный ответ: /____________________/

Новая тоника или появившийся новый знак альтерации говорит о том, что происходят тональные изменения в мелодии!  
Делаем вывод:

 

Если тональность исходная не изменилась в конце, но происходили тональные изменения внутри мелодии, то это было ОТКЛОНЕНИЕ!

 

Если тональность исходная изменится (это мы увидим по появившейся новой тонике, значит это произошла МОДУЛЯЦИЯ в другую тональность.

Предлагаю послушать «Колыбельную М.Балакирева.

Пройдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=QlA_Z_-K6sw  

Домашнее задание:

Пройдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=NY3KP30W1AI

1. Определите: модуляция или отклонение встречается в песне Ф.Шуберта «Куда?»

 

2. Определите: модуляция или отклонение по схеме:

Соль мажор – Ре мажор _____________________

До мажор – ля минор - До мажор _____________________

Фа мажор – Сиb мажор - Фа мажор _____________________

Ре мажор – си минор _____________________

 

3. Петь упражнение № 598 с дирижированием (учебник «Одноголосие» Колмыков_Фридкин.)

Заходим по ссылке и поем с дирижированием на ¾ https://www.youtube.com/watch?v=FsIAero7ZqY

Вопрос: Если первая часть упражнения заканчивается на тонику «си», а второе предложение на тонику «фа#», это отклонение или модуляция?________________

 

4. Сложите пазлы – такты украинской песни «Ой, вийду за ворота» так, чтобы мелодия из Соль мажора перешла в ми минор:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: