Тема: Модуляция и отклонение.
Чтобы легче было понять эту тему, я представлю вашему вниманию несколько картинок, которые наглядно раскроют тему урока. Для этого внимательно рассмотрите картинки под буквами А и Б! Сравните их. Какое различие вы нашли у этих картинок?
А)
Б)
Правильно! Картинки под номером №5 отличаются друг от друга. Давайте вместе разберемся в этих отличиях!
А) Итак, мы решили съездить отдохнуть, например, в Париж! Но для этого нам нужно получить визу (разрешение на въезд в страну, где мы хотим отдохнуть) и заграничный паспорт! Оформив документы, мы вылетаем в Париж! Париж открывает нам свои достопримечательности! Но как бы не было хорошо в гостях, но дома лучше! И мы возвращаемся домой!
Теперь понятие: «Отклонение» применим к этой истории.
Термин «Отклонение», нам подсказывает, что мы, двигаясь по направлению нашего пути, в какой то, момент, временно отклоняемся от курса и…., как в нашем случае – мы возвращаемся домой! Графически это выглядит так:
![]() | ![]() | ||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Б) Рассмотрим вторую ситуацию. Мы решили съездить отдохнуть в Париж! Оформляем визу (разрешение на въезд в страну, где хотим отдохнуть) и получаем заграничный паспорт! Уладив все формальности, вылетаем в Париж! Париж открывает нам свои красоты! Но! В Париже нам очень понравилось, и мы решаем остаться жить здесь!
Теперь понятие: «Модуляция» применим к этой истории.
«Модуляция» в переводе на русский язык означает «процесс изменения», «трансформация». В нашем случае, достигнув Парижа, мы изменяем свои планы и не возвращаемся домой, а остаемся жить в Париже!
|
Графически это выглядит так:
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
| |||||||||
![]() | |||||||||
ДОМ ПУТЬ ПАРИЖ
А теперь, попробуйте продолжить моё незаконченное предложение!
1) Временный переход из одной тональности в другую, но с обязательным возвращением в первоначальную тональность, называется: «……………………»
2) Продолжаем. Переход в другую тональность, с закреплением на новой тонике, называется «……………………..»
МО – ЛОД -_ЦЫ!!! Вы составили два правила, связанных с новой темой! Поздравляю!
Рассмотрим на музыкальном примере, как выглядит отклонение и модуляция в музыке.
Пример №1:
Определяем тональность данного музыкального примера. Вспоминаем правило определения тональности: Тоника + Лад = Тональность.
Смотрим, при ключе знаков альтерации нет. Это может быть только в 2-х тональностях: До мажор и ля минор. Смотрим на какой звук заканчивается мелодия: «До». Это и есть тоника! От тоники вверх строим тоническое трезвучие:
И получаем: До (тоника) + Мажор (лад) = До мажор (тональность).
Но если вы присмотритесь к 11 такту нотоносца, то увидите, что там вдруг появился не характерный для До мажора знак альтерации: Фа #. Ведь в До мажоре знаков при ключе никаких нет! Что же это такое?
Давайте по ближе рассмотрим этот странный момент в мелодии:
К какому звуку приходит эта музыкальная фраза? /Соль /
То есть у нас внутри мелодии появилась новая тоника, которая говорит о том, что это свидетельствует о появлении новой тональности!
|
Тоника «Соль»
Построим от «Соль» трезвучие:
Трезвучие получилось мажорным, значит, делаем вывод: Это тональность Соль мажор!
Далее мелодия возвращается к первоначальной своей тонике «До»:
Тоника «До»
Давайте нарисуем схему последовательности тональностей в этой мелодии:
До мажор – Соль мажор – До мажор.
Вы уже догадались что это? Отклонение или модуляция?
Впишите правильный ответ: /____________________/
А вот еще вам музыкальный пример:
Начинается эта мелодия в До мажоре. И об этом свидетельствует во 2 такте тоника «До».
До – тоника
Но потом в мелодии появляется знак альтерации: «Фа#» и в конце нового предложения мы видим новую тонику:
Соль – тоника
Давайте нарисуем схему последовательности тональностей в этой мелодии:
До мажор – Соль мажор.
Вы уже догадались что это? Отклонение или модуляция?
Впишите правильный ответ: /____________________/
|
Если тональность исходная не изменилась в конце, но происходили тональные изменения внутри мелодии, то это было ОТКЛОНЕНИЕ!
Если тональность исходная изменится (это мы увидим по появившейся новой тонике, значит это произошла МОДУЛЯЦИЯ в другую тональность.
Предлагаю послушать «Колыбельную М.Балакирева.
|


Домашнее задание:
|

1. Определите: модуляция или отклонение встречается в песне Ф.Шуберта «Куда?»
|
2. Определите: модуляция или отклонение по схеме:
Соль мажор – Ре мажор _____________________
До мажор – ля минор - До мажор _____________________
Фа мажор – Сиb мажор - Фа мажор _____________________
Ре мажор – си минор _____________________
3. Петь упражнение № 598 с дирижированием (учебник «Одноголосие» Колмыков_Фридкин.)
|

Вопрос: Если первая часть упражнения заканчивается на тонику «си», а второе предложение на тонику «фа#», это отклонение или модуляция?________________
4. Сложите пазлы – такты украинской песни «Ой, вийду за ворота» так, чтобы мелодия из Соль мажора перешла в ми минор: