ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИИ.
СООТНОШЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИНЫМИ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, ИНЫМИ СПОСОБАМИ
СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, РОЗЫСКНЫМИ И
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМИ МЕРАМИ,
ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯМИ
Собирание доказательств в российском уголовном судопроизводстве осуществляется дознавателем, следователем, прокурором и судом путем следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 86 УПК).
Предварительное расследование осуществляется после принятия решения о возбуждении уголовного дела, т.е. после того как установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления (основания к возбуждению уголовного дела), поэтому, в отличие от проверки сообщений о преступлениях, деятельность в ходе предварительного расследования сопряжена со значительными элементами государственного принуждения. Отсюда следственные действия, ограниченный круг которых в исключительных случаях (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение экспертизы) может осуществляться на стадии возбуждения дела, на стадии предварительного расследования составляют основное содержание способов собирания доказательств.
Итак, следственные действия - основной (хотя и не единственный) способ собирания доказательств на стадии предварительного расследования.
Законодатель не дает четкого понятия следственных действий. Определение этой категории можно вывести посредством анализа ряда норм действующего уголовно-процессуального законодательства. О следственных действиях речь идет в п. 10 ст. 5 УПК, где дается понятие неотложных следственных действий, в п. 32 ст. 5 УПК, определяющем понятие процессуальных действий, в ст. 38 УПК (Полномочия следователя), ст. 83 УПК (Протоколы следственных действий и судебного заседания как источники доказательств), ст. 86 (Собирание доказательств), ст. 152 УПК (в части производства следственных действий не по месту производства предварительного следствия), ст. 157 УПК (Неотложные следственные действия), ст. 164 УПК (Общие правила производства следственных действий), ст. 165 УПК (Судебный порядок получение разрешения на производство следственного действия), ст. 166 УПК (Протокол следственного действия), и некоторых других нормах уголовно-процессуального законодательства. Главы 24-27 УПК посвящены процессуальной регламентации некоторых действий, в ходе которых формируются доказательства (осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, предъявление для опознания и др.).
|
Учеными до настоящего времени не выработано однозначного и бесспор-
ного понятия следственных действий. Посредством глубоких научных исследований удалось выработать два основных взгляда на содержание понятия "следственные действия". Первый - рассмотрение следственных действий в широком смысле, т.е. следственным является любое действие, осуществляемое следователем (дознавателем) на основе уголовно-процессуального законодательства. Сущность второго подхода состоит в понимании следственного действия как действия, предусмотренного уголовно-процессуальным законом и направленного на получение доказательств, т.е. как действия познавательного характера1.
|
Следует отметить, что ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство (УПК РСФСР 1960 г.), предоставляло более широкую базу для неоднозначного толкования рассматриваемого понятия. Так, формулировка ряда норм УПК РСФСР (ст. 211, 311 и др.) позволяла предполагать, что следственными действиями являются любые процессуальные действия следователя (дознавателя), прокурора как направленные на собирание доказательств, так и иные. Новое уголовно-процессуальное законодательство позволяет более уверенно утверждать, что следственными действиями являются лишь предусмотренные УПК действия, направленные на получение доказательств. Согласно п. 32 ст. 5 УПК следственные действия наряду с судебными являются лишь частью процессуальных. Неотложные следственные действия также связываются законодателем с обнаружением и фиксацией следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 10 ст. 5 УПК). В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК следователь самостоятельно принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (за исключением случаев, когда требуется согласие или санкция прокурора, а также судебное решение), что свидетельствует о возможности осуществления следователем не только следственных действий. Статья 164 УПК (Общие правила производства следственных действий) также дает основание рассматривать в качестве следственных действий лишь действия, направленные на собирание доказательств.
|
При этом следует иметь в виду, что термин "собирание доказательств" является условным. Следователь, дознаватель, прокурор и суд не собирают доказательства, существующие в готовом виде. Доказательств нет до тех пор, пока компетентное должностное лицо не выполнит всё предусмотренные законом действия по получению и фиксации сведений о фактах, т.е. не облечет сведения в процессуальную форму.
Следственные действия всегда являются действиями процессуальными, т.е. предусмотренными уголовно-процессуальным законом. Законодатель (п. 32 ст. 5 УПК) определяет процессуальные действия как следе тонные, су-
1 См., об этом: Шейфер С.А. Следственные действия. Система и прОЦ«< I у.шьная форма. М.,2001. С. 5 и др.
дебные или иные действия, предусмотренные УПК. Таким образом, не все процессуальные действия являются следственными. Ряд процессуальных (предусмотренных уголовно-процессуальным законом) действий не имеют непосредственной направленности на собирание доказательств и по этому признаку не относятся к числу следственных. Так, основным назначением некоторых процессуальных действий является предоставление возможности реализовать права участникам судопроизводства (разъяснение прав участникам уголовного судопроизводства - ч. 1 ст. 11 УПК, назначение лица переводчиком - ст. 59 УПК, предъявление для ознакомления материалов дела потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, обвиняемому, защитнику - ст. 215-218 УПК и др.), другие процессуальные действия могут быть направлены на обеспечение нормального хода производства по делу (принятие дела к производству - ст. 156 УПК, соединение уголовных дел - ст. 153 УПК, выделение уголовных дел ст. 154 УПК и др.).
Вместе с тем, некоторые процессуальные действия могут иметь назначением формирование доказательств, однако при этом, следственными не являются. Согласно ст. 86 УПК собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Иначе говоря, познавательная направленность, направленность на собирание доказательств присуща не только следственным, но и иным процессуальным действиям. Обратившись к уголовно-процессуальному законодательству, можно сделать вывод, что сведения о фактах могут быть вовлечены в сферу уголовно-процессуальных отношений и стать доказательствами посредством таких действий как требование, поручение, запрос должностного лица, осуществляющего производство по делу (ч. 4 ст. 21 УПК); принятие предметов и документов, представленных подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, а также защитником (ч. 2 и 3 ст. 86 УПК), требование производства документальных проверок и ревизий (ч. 1 ст. 144 УПК). Однако в отличие от действий, предусмотренных главами 24-27 УПК, законодатель не предусмотрел процессуального порядка их производства. Детальная процессуальная регламентация уголовно-процессуальной деятельности (процессуальная форма) является важнейшей уголовно-процессуальной гарантией, позволяющей добиваться решения задач уголовного судопроизводства наиболее оптимальными способами при условии обеспечения прав и свобод личности, участвующей в уголовно-процессуальных отношениях. Поскольку уголовно-процессуальная деятельность во многом связана с ущемлением прав и свобод (в том числе и конституционных) человека, процедура применения государственного принуждения в этих случаях должна быть обязательно урегулирована федеральным законом. Отсутствие в законе детальной процедуры производства некоторых процессуальных действий свидетельствует об ограниченной возможности применения в
ходе этих действии государственного принуждения.
Таким образом, предусмотренная уголовно-процессуальным законом процедура производства следственных действий и, как следствие сопряженность последних с возможностью применения государственного принуждения, отличает следственные действия от иных процессуальных способов собирания доказательств.
Возможность применения государственного принуждения при производстве следственных действий не следует понимать упрощенно. При производстве некоторых следственных действий государственное принуждение составляет часть процедуры получения доказательств (принудительный осмотр жилища, обыск, выемка, освидетельствование и др.), другие следственные действия сопряжены с государственным принуждением лишь в части организации следственного действия. Так, например, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, предъявление для опознания обеспечиваются государственным принуждением в части явки участников судопроизводства (привод), угрозой ответственности за невыполнение процессуальных обязанностей и др.
Наряду с термином "следственные действия" законодатель употребляет понятие "розыскные меры", "розыскные действия" (п. 38 ст. 5, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157). К сожалению, формулировки законодателя не позволяют дать указанным понятиям однозначное толкование.
Согласно п. 38 ст. 5 УПК розыскные меры - меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя, следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Вряд ли верно, что розыскные меры определяются как применяемые только для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Розыскные меры - любые действия, направленные на розыск живых лиц, животных, предметов, документов, а также трупов. При этом правильнее вести речь о розыске уже установленных объектов. На наш взгляд, законодатель без достаточных и объективных оснований ограничивает содержание розыскных мер лишь действиями, направленными на установление подозреваемого. Кроме того, по смыслу п. 38 ст. 5 УПК розыскными действиями могут быть и следственные и иные процессуальные действия, а если рассматривать вопрос еще более широко, то и действия, предусмотренные иными отраслями права (оперативно-розыскные, административные и иные меры). Следственные действия могут рассматриваться как розыскные действия (меры), если их целью является поиск определенных объектов (живые лица, предметы, документы, животные, трупы), однако розыскные действия гораздо более широкое понятие, чем следственные действия. В этой связи не вполне корректной представляется формулировка ч. 1 ст. 152 УПК, где указывается, что в случае необходимости производства следственных или розыскных действий не по месту производства предварительного расследования следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих дей-
ствий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Указанная норма дает основание полагать, что следственные и розыскные действия самостоятельные и непересекающиеся понятия. Такой же (вряд ли верный вывод) можно сделать и анализируя ч. 4 ст. 157 УПК. Согласно этой норме после направления уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Однако в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах. Вряд ли законодатель позволяет органу дознания в последнем случае производить следственные действия по делу, не находящемуся у данного органа в производстве. Действия, которые обязан осуществлять орган дознания в случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не могут быть не только следственными, но и вообще процессуальными. В этой связи понятно, когда некоторые авторы, комментируя уголовно-процессуальное законодательство, указывают на возможность проведения без поручения следователя по делам, по которым не установлено виновное лицо лишь оперативно-розыскных мероприятий1.
Принципиальная разница между следственными и оперативно-розыскными действиями. Согласно п. 361 ст. 5 УПК результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия осуществляются на основании иной нормативной базы (законодательство об оперативно-розыскной деятельности, ведомственные нормативные акты), иными субъектами (должностные лица, осуществляющие предварительное расследование не могут осуществлять по делу оперативно-розыскные мероприятия), по порядку производства (следственные действия обеспечиваются рядом процессуальных гарантий, одной из которых является процессуальная форма, установленная законом уровня не ниже федерального). Как следствие, различное значение имеют результаты следственных и оперативно-розыскных действий. В ходе следственных действий формируются доказательства. Сведения, полученные в порядке, предусмотренном законом об оперативно-розыскной деятельности, сами по себе доказатель
1 См., напр.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.В. Мозякова. М., 2002.С. 369.
ствами не являются. Свойство допустимости в качестве доказательств может быть приобретено такими сведениями в случае вовлечения в уголовный процесс в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.
Следственные действия отличаются и от процессуальных решений. Процессуальное решение - это процессуальный акт, которым компетентное должностное лицо делает выводы по вопросам, возникающим в ходе производство по делу, и дает ответы на возникающие правовые вопросы и соответствующие правовые предписания1. Процессуальное решение - мысленное решение правоприменителя в обязательном порядке нашедшее отражение в процессуальном документе. О производстве следственных действий также должно быть принято решение. В некоторых случаях это решение должно найти отражение в самостоятельном процессуальном документе (постановлении следователя, дознавателя, постановлении судьи о разрешении производства следственного действия). В остальных случаях законодатель не связывает принятие решения о производстве следственного действия с обязательным составлением самостоятельного документа (следственный эксперимент, предъявление для опознания, допрос и др.). При этом решение о производстве следственного действия всегда находит отражение или в самостоятельном постановлении или вытекает из содержания вводной части протокола о производстве следственного действия. Следственное действие, в отличие от процессуального решения - не единовременный акт, а процессуальная процедура, сопровождающаяся принятием процессуальных решений о его производстве и в ходе его производства.
Таким образом, следственные действия характеризуются рядом признаков. Во-первых, это действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Во-вторых, детально им регламентированные. В-третьих, в ходе следственных действий формируются доказательства. В-четвертых, производство следственного действия сопряжено с возможностью применения государственного принуждения.
На основании указанных признаком можно определить систему (взаимосогласованную и взаимосвязанную совокупность) следственных действий. К их числу относятся: 1) осмотр; 2) освидетельствование; 3) следственный эксперимент; 4) обыск; 5) выемка; 6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; 7) контроль и запись переговоров; 8) допрос; 9) предъявление для опознания; 10) проверка показаний на месте; 11) производство (назначение) судебной экспертизы.
По нашему мнению данный перечень следственных действий является исчерпывающим. Не может рассматриваться как следственное действие задержание подозреваемого (Глава 12 УПК). Ранее действовавший уголовно-процессуальный закон относил протокол задержания к числу протоколов след-
1 См.: Уголовно-процессуальное право. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. П.А. Лу-пинской. М„ 2000. С. 40.
ственных действий, что давало основу для позиции о задержании как следственном действии. Однако и в это время некоторые ученые справедливо сомневались в правильности рассмотрения задержания в качестве следственного действия, поскольку задержание как мера процессуального принуждения не располагает комплексом предусмотренных законодательством и выполняемых следователем комплексом поисковых, познавательных и удосто-верительных операций1. Современное уголовно-процессуальное законодательство не содержит норм, позволяющих двояко толковать сущность задержания. Задержание - только мера процессуального принуждения.
Не является следственным действием и наложение ареста на имущество, хотя в ст. 164 УПК указано, что ряд следственных действий, в том числе и наложение ареста на имущество, осуществляются по судебному решению. Наложение ареста на полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем имущество (ст. 115 УПК) как мера процессуального принуждения применяется для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий. Указанное процессуальное действие не имеет целью получение доказательств.
Сомнительно отнесение к числу следственных действий эксгумации (извлечения трупа из места захоронения), хотя анализ ч. 1 ст. 164 УПК дает основание считать, что законодатель называет эксгумацию следственным действием. Справедливым, однако, представляется замечание С.А. Шейфера, который не усматривает при производстве эксгумации определяющего признака следственного действия - получение доказательственной информации. Эксгумация является ни чем иным как технической предпосылкой осмотра трупа, назначения экспертизы или предъявления для опознания2.
Согласно ст. 202 УПК по постановлению следователя у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля могут быть получены образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах. Получение образцов для сравнительного исследования некоторыми учеными безоговорочно относится к следственным действиям3. Однако при определении системы следственных действий мы руководствуемся указанными выше критериями, а получение образцов для сравнительного исследования, на наш взгляд, так же как и эксгумация не имеет непосредственной направленности на формирование доказательств. Конечно, новая информация, которая используется в дальнейшем для установления истины, в ходе этого процессуального действия может
1 См.: Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. М., 1999. С. 66.
2 См.: Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.,
2001. С. 57.
3 См.: Химичева ГЛ., Химичева О.В., Мичурина О.В. Комментарий к Уголовно-процес
суальному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 121.
быть получена1. Однако не всякая информация является доказательством. Образцы для сравнительного исследования, полученные в ходе данного процессуального действия в порядке, предусмотренном ст. 202 УПК, у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля (образцы почерка, отпечатки зубов, ногтей, образцы крови и др.) не являются вещественными доказательствами и являются лишь вспомогательным материалом для установления тождества или различия объектов в ходе последующего экспертного исследования. Статья 202 УПК, устанавливающая порядок получения образцов для сравнительного исследования расположена в Главе 27 УПК, регламентирующей производство судебной экспертизы. Место ст. 202 УПК в системе процессуальных норм свидетельствует о подчиненном положении получения образцов для сравнительного исследования относительно судебной экспертизы. Протокол о получении образцов для сравнительного исследования составляется по правилам составления протокола следственного действия, за исключением требования об участии понятых (ч. 1 ст. 202 УПК). Мало того, в ст. 476 (Приложении 122) УПК, представляющем собой протокол получения образцов для сравнительного исследования, указанное действие прямо названо следственным. Однако это не меняет сущности действия и не придает ему непосредственной направленности на получение доказательств.
Образцы для сравнительного исследования могут быть получены не только должностным лицом, осуществляющим производство по делу, в порядке, предусмотренном ст. 202 УПК (т.е. у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля), но и экспертом в ходе производства экспертного исследования. Так, идентифицируя представленные на экспертизу объекты, эксперт может получить оттиски печатей, штампов, текст, исполненный на пишущей машинке; отстрелянные гильзы, пули и др. В таких случаях получение образцов для сравнительного исследования - элемент экспертизы.
Таким образом, заканчивая рассмотрение первого вопроса, подчеркнем, что следственные действия - это предусмотренные и урегулированные уголовно-процессуальным законом, направленные на формирование доказательств действия, осуществляемые компетентным должностным лицом и сопряженные с возможностью применения при их обеспечении или производстве мер государственного процессуального принуждения.
1 На это верно обращает внимание С.А. Шейфер в своей работе "Следственные действия. Система и процессуальная форма". Вместе с тем, уважаемый автор считает, что получение образцов для сравнительного исследования может быть отнесено к следственным действиям.