ДЕЙСТВИЙ
Общие условия производства следственных действий представляют собой совокупность требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и предъявляемых к производству каждого следственного действия (или большинства из них).
Понятие общих условий производства следственных действий несколько шире понятия общих правил производства следственных действий. Содержание последнего понятия раскрывается в ст. 164 УПК и касается в основном процедуры производства действия. Общие условия производства следственного действия - понятие, комплексно обеспечивающее законность и обоснованность следственного действия, как путем соблюдения процедуры его производства, так и посредством учета наличия фактических и юридических оснований, обязательных предпосылок действия; субъектов, отвечающих за его законное проведение; фиксации хода и результатов действия и т.д.
Таким образом, общие условия производства следственного действия не исчерпываются правилами, изложенными в ст. 164 УПК, а включают в себя и другие нормы, учет которых необходим для обеспечения законности следственного действия.
В качестве общих условий производства следственных действий могут быть рассмотрены следующие требования закона.
1. Следственные действия, по общему правилу, могут проводиться только в период производства по уголовному делу. До возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства возможен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 146 УПК). В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, до момента получения согласия на возбуждения уголовного дела прокурора, однако, представляется, что после вынесения об этом постановления, может быть проведено освидетельствование и назначена экспертиза (ч. 4 ст. 146 УПК). Производство по уголовному делу не заканчивается после направления уголовного дела в суд. Поэтому следственные действия (учитывая принципиальную разницу в субъектах, ответственных за проведение действия, а также некоторые особенности производства, назовем следственные действия, осуществляемые судом - судеб-но-следственными) могут проводиться и при рассмотрении дела судом первой инстанции и при проверке законности, обоснованности и справедливости приговора в суде апелляционной инстанции, в исключительных случаях их проведение допускается в ходе кассационного рассмотрения дела (ч. 4 ст. 377 УПК). На стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств для расследования новых обстоятельств, которые могут явиться основанием к возобновлению дела, законодатель (ч. 4 ст. 415 УПК) позволяет прокурору или следователю проводить следственные и иные процессуальные действия.
|
2. Следственное действие может проводиться только лицом, которому такое право предоставлено законом. По общему правилу - это должностное лицо, принявшее дело к своему производству и вынесшее об этом постановление (ст. 156 УПК, ст. 476 УПК, Приложение 13, 14, 15)1. Прокурор вправе участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК). Вынесения постановления о принятии дела к производству в этом случае не требуется. Начальнику следственного отдела права производства отдельных следственных действий без принятия дела к производству не предоставлено. Начальник следственного отдела вправе принять уголовное дело к своему производству и провести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, если таковая была создана (ч. 2 ст. 39 УПК). Отдельные следственные действия могут быть проведены должностным лицом без принятия дела к производству при наличии письменного поручения лица, расследующего дело. Такие поручения в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК даются следователем органу дознания либо в порядке ч. 1 ст. 152 УПК следователем другому следователю или органу дознания (в случае, необходимости производства следственных действий не по месту производства предварительного расследования).
|
3. Следственное действие может быть проведено лишь при наличии фактического и юридического основания. Фактическим основанием является наличие достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в ходе следственного действия могут быть получены сведения о фактах, имеющие значение для дела. Вывод о возможности получения доказательств в ходе планируемого следственного действия чаще всего является вероятностным, однако, должен базироваться на имеющихся в деле доказательствах. Оперативно-розыскные данные при их наличии должны учитываться при принятии решения о производстве следственного действия, однако непроцессуальная информация сама по себе не может стать основой принятия процессуальных решений2.
|
Юридическим основанием производства следственного действия является необходимость выполнения предусмотренных в законе действий, в обязательном порядке предшествующих проведению следственного действия. Производство ряда следственных действий связываются законодателем с
' Судья не выносит постановление о принятии дела к производству, основанием проведение процессуальных действий по делу тем или иным судьей является поручение председателя суда.
2 В этой связи нам представляется достаточно спорным мнение А.П. Рыжакова, допускающего возможность производства следственных действий на основе лишь оперативной информации. См.: Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 181.
обязательным предварительным вынесением постановления об их производстве. Мотивированное постановление о производстве следственного действия выносится в случаях, когда процедура действия сопряжена с возможностью серьезного государственного принуждения. Такое постановление является предпосылкой такого принуждения, создает основу для возможного обжалования решения следователя, служит проверке наличия оснований для проведения действия. Постановление должно предшествовать таким действиям как эксгумация (ч. 3 ст. 178 УПК), освидетельствование (ст. 179 УПК), обыск (ст. 182), выемка (ст. 183 УПК), получение образцов для сравнительного исследования, производство судебной экспертизы.
Следственные действия, которые ограничивают конституционные права личности могут быть проведены только на основании судебного решения, к числу таких действий относятся: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск или выемка в жилище, личный обыск, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на почтово-телеграф-ную корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29 УПК)1. В этих случаях следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносит постановление. Данное ходатайство рассматривается судьей районного (военного) суда единолично по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. По результатам судебного заседания судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
В исключительных случаях, когда производство таких следственных действий как осмотр жилища (при отсутствии согласия проживающих в нем лиц); обыск и выемка в жилище; личный обыск (ч. 5 ст. 165 УПК) не терпит отлагательства, они могут быть проведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия. Получив указанное уведомление судья в срок не более 24 часов проверяет законность проведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незакон-
1 Наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, также производится по решению суда, однако, не рассматривается авторами как следственное действие.
ности. Признание следственного действия незаконным влечет недопустимость всех полученных в его ходе доказательств (ч. 5 ст. 165 УПК). Представляется, что прокурор, получив уведомление следователя о производстве следственного действия, в случае его незаконности или необоснованности, также обязан отреагировать посредством участия в судебном заседании и отстаивания соответствующей позиции. Представляется, что в этом случае прокурор не вправе самостоятельно признать результаты следственного действия юридически ничтожными.
В случаях прямо предусмотренных законом (рассматриваемых ниже) личный обыск может быть проведен и вовсе без вынесения об этом отдельного постановления (ч. 2 ст. 184 УПК).
Необязательность вынесения постановления при производстве иных следственных действий не означает возможности вынесения такового. Любое решение должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, может быть оформлено постановлением (определением). Целесообразность вынесения постановления о производстве следственных действий, не связанных законодателем с обязательностью такого оформления, может быть обусловлено различными причинами: документальное подтверждение цели прибытия на определенный объект; юридическое основание привлечения значительного количества людей или технических средств для организации производства следственного действия; обоснование необходимости повторного проведения следственного действия и др.
4. Порядок производства следственного действия и его процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству. Данное требование представляется особенно значимым после того, как законодатель в УПК 2001 года, не учел научные предложения о более или менее четком обозначении критериев нарушений закона, влекущих недопустимость доказательств. Хотя такой вывод и представляется не вполне разумным (нарушения могут носить исключительно формальный характер, не затрагивать процессуальных гарантий), однако не исключается, что любые нарушения закона на определенном этапе могут быть признаны уполномоченным лицом, как влекущие недопустимость полученных доказательств.
Ход и результаты следственного действия должны найти отражение в протоколе соответствующего следственного действия. Общие требования к протоколу следственного действия предусмотрены в ст. 166 УПК. Кроме того, в приложениях к УПК содержатся бланки протоколов большинства следственных действий. Следует обратить внимание на необходимость строгого следования требованиям законодателя относительно содержания протокола следственного действия, так как нарушения, допущенные при оформлении протокола так же опасны с точки зрения решения задач уголовного процесса, как и нарушения в ходе следственного действия. К числу распространенных нару-
шений при фиксации хода и результатов следственного действия в протоколе следует отнести, например, следующие: неотражение в протоколе времени начала и окончания следственного действия (со всеми перерывами) с точностью до минуты; перечисление в протоколе не всех лиц, принимавших участие в следственном действии; не всегда факт разъяснения прав и обязанностей участникам действия подтвержден их подписями; чрезмерно краткое отражение в протоколе содержания следственного действия (что не всегда позволяет оценить законность поисковых действий, полученных результатов); игнорирование требования указывать в протоколе некоторых следственных действий условия, в которых они проводились (погода, освещение); отсутствие указания на фактически применявшиеся технические средства фиксации; при изъятии в ходе следственного действия предметов и документов не указывается, каким образом они упакованы и упакованы ли вообще; понятыми, переводчиком, допрошенным лицом не подписана каждая страница протокола следственного действия; протокол с целом не подписан следователем и др.1.
Впервые в истории отечественного уголовно-процессуального законодательства его частью стали нормы, реально направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. Одна из таких норм касается составления протоколов следственных действий, в которых принимал участие потерпевший, его представитель, а также свидетель. При необходимости обеспечить безопасность указанных лиц, следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвует потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, проведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
5. Процессуальная ответственность лица, осуществляющего производство по делу за законность и обоснованность проведения следственного действия. Согласно ст. 38 УПК следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законодатель требует получение судебного решения и (или) санкции (согласия) прокурора. Однако и в этих случаях решение о производстве следственного действия принимает лицо, которое осуществляет производство по делу. Прокурор дает
1 Детальный анализ недостатков протоколов следственных действий приводится в работе Белоусова А.В. Процессуальное закрепление доказательств при расследовании преступлений. М., 2001 С. 78-106.
согласие на производство действия и возбуждение в необходимых случаях ходатайства перед судом, а суд соответственно разрешает следователю реализовать решение. В УПК (в отличие от ранее действовавшего УПК 1960 года) нет указание на полную ответственность следователя за законное и обоснованное проведение следственных действий, вместе с тем, представляется, что даже в случае разрешения суда (согласия прокурора) на производство действия следователь не может быть освобожден от ответственности за обоснованность производства действия и, тем более, за законность самой процедуры его производства. Выбор очередности производства следственных действий, места и времени их производства - прерогатива следователя. Однако следователь обязан выполнить указания прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных действий (исключение предусмотрено ч. 3 ст. 38 и ч. 4 ст. 39 УПК). В некоторых случаях проведение одного следственного действия с необходимостью или возможностью влечет производство другого следственного действия. Так, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления обязывает следователя прибыть в учреждение связи и произвести их осмотр; осмотр почтово-телеграфных отправлений может стать предпосылкой их выемки.
6. При организации и проведении следственного действия, следова
тель, в случае необходимости, должен взаимодействовать с органом доз
нания. Так, орган дознания обязан по требованию следователя оказать пос
леднему содействие при производстве следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38
УПК). Содействие может быть выражено в обеспечении охраны места произ
водства действия, обеспечения транспортом, техникой, приводом уклоняю
щихся участников, привлечении понятых и т.д.
Законодатель позволяет следователю привлечь к участию в производстве следственного действия должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК).
7. При производстве следственного действия не допускается при
менение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасно
сти для жизни и здоровья участвующих в нем лиц (ч. 4 ст. 164 УПК). При
производстве следственного действия запрещается подвергать унижению
честь участников судопроизводства, а также унижать их человеческое до
стоинство (ст. 9 УПК). При производстве отдельных процессуальных ме
роприятий (в том числе и следственных действий), особенно реализуемых
принудительно (например, принудительное освидетельствование, сопро
вождающееся обнажением) честь и достоинство освидетельствуемого мо
гут пострадать, однако унижение чести и достоинства не могут быть целью
процессуальных действий и, в любом случае, не должны быть превышены
разумные пределы государственного принуждения, которое может быть
применено лишь в рамках необходимых для обеспечения производства
действия1.
Производство следственного действия в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
8. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления, предметов и документов, которые могут являться доказательствами по делу (ч. 6 ст. 164 УПК). К числу таких технических средств могут быть отнесены различные устройства как имеющие бытовое назначение, так и из разряда криминалистической техники (измерительные приборы, дактопленки, порошки, фото, кино, аудио, видеоаппаратура и т.д.). Представляется, что технические средства могут применяться не только для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления, предметов и документов, но и для фиксации хода и результатов следственного действия, в том числе и для обеспечения возможной последующей проверки допустимости доказательств, полученных в ходе следственного действия.
9. Привлечение к производству следственного действия участников уголовного судопроизводства. В ходе производства следственного действия по решению следователя может принимать участие обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель. В случаях, когда кто-либо из участников следственного действия не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, следователь должен обеспечить участие переводчика. О назначении лица переводчиком должно быть вынесено постановление или определение. Если в следственном действии принимает участие обвиняемый или подозреваемый, не достигший 16-летнего возраста (или достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством или отстающий в психическом развитии), следует обязательно обеспечить участие педагога или психолога. Участие педагога также обязательно при участии в действии потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет (по усмотрению следователя педагог может участвовать и в случаях, когда свидетель и потерпевший в возрасте от 14 до 18 лет)2. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого имеет право участвовать в допросе подозреваемого или обви-
1 О толковании понятия действий, унижающих честь и достоинство человека, как зап
рещенных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод см.: Постановление
Европейского суда по правам человека по делу Калашников против Российской Феде
рации // Рос. газета. 2002 г. 19 окт.
2 В ст. 191 и 425 УПК речь идет об участии педагога или психолога только при допросе
таких лиц. однако это правило должно быть распространено и на другие следственные
действия, где предполагается дача каких-либо объяснений несовершеннолетним. См.
об этом также, Белоусов А.В. Процессуальное закрепление доказательств при рассле
довании преступлений. М., 2001.
няемого, а с разрешения следователя и в других следственных действиях, производимых с участием последнего и его защитника (п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК).
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста (ст. 168 УПК). Специалист может быть привлечен к участию в производстве любого процессуального действия для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч. 1 ст. 58 УПК).
Следователь, привлекая к участию в следственных действиях указанных участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта и переводчика законодатель требует предупреждать об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 УК РФ (за дачу заведомо ложных показаний, заведомо ложного заключения, заведомо неправильный перевод; за отказ от дачи показаний). Однако следует заметить, что указанные статьи УК РФ не предусматривают в качестве субъекта преступления специалиста (хотя законодатель предусмотрел в качестве самостоятельного источника доказательств показания специалиста), в связи с чем, материальное и процессуальное право следует согласовать.
Законодатель (ст. 170 УПК) предусмотрел, что такие следственные действия как осмотр, следственный эксперимент, обыск, выемка; осмотр почто-во-телеграфных отправлений; осмотр и прослушивание фонограммы, полученной в результате контроля и записи переговоров; предъявление для опознания; проверка показаний на месте должны проводиться с участием не менее двух понятых. Такое же правило предусмотрено и для эксгумации, которое, как уже подчеркивалось, отвечает не всем критериям следственного действия. По инициативе следователя либо по ходатайству участников процесса участие понятых может быть обеспечено и при производстве любых других следственных действий (представляется, что речь идет об освидетельствовании, допросе, хотя нельзя исключать возможности участия понятых и при определенных действиях, связанных с назначением и производством экспертизы). Задачей понятых является удостоверение факта производства следственного действия, его хода и результатов.
При наличии прямо предусмотренных объективных препятствий для участия понятых в следственном действии (в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также, если производство следственного действия сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей), следственные действия могут быть проведены без участия понятых. В этом случае, по возможности, следует применять технические средства фиксации хода и результатов действия. Однако, если и это невозможно, следователь делает в протоколе соответствующую запись и проводит следственное дей-
ствие и без понятых и, не применяя технические средства фиксации.
Конечно, перечень общих условий производства следственных действий является открытым и не может быть ограничен рассмотренными условиями. Однако приведенные общие условия являются наиболее концептуальными, в наибольшей степени определяющие эффективность и законность следственных действий.
185 УПК). Бланк постановления об отмене ареста на почтово-телеграфные отправления предусмотрен ст. 476 УПК, Приложением 88.
Формулировка ч. 6 ст. 185 УПК позволяет предположить, что арест на почтово-телеграфные отправления не должен отменяться в случае приостановления производства по уголовному делу. Известно, что после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК). Однако содержание следственного действия в рассматриваемом случае составляют действия, направленные на получение судебного решения и постановку задачи перед начальником почтово-телеграфного учреждения на задержание корреспонденции. Действия начальника указанного учреждения по контролю и задержанию корреспонденции условно можно рассматривать как находящиеся за рамками следственного действия. В этой связи после приостановления предварительного следствия постановления судьи о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления сохраняет силу. Вместе с тем, в случае необходимости произвести осмотр и выемку почтово-телеграфных отправлений предварительное следствие должно быть возобновлено.
Таким образом, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления - следственное действие, сущность которого заключается в задержании в учреждениях связи на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, почтово-телеграфных отправлений с целью получения сведений, имеющих значение для дела, посредством последующих осмотра и выемки таких отправлений.
9. КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ
Уголовно-процессуальная характеристика
В связи с необходимостью использования адекватных мер по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, возникла необходимость в более широком использовании технических средств при формировании на основе процессуального закона доказательственной базы по уголовным делам. Одним из первых серьезных шагов в этом направлении явилось внесение в 1990 г. изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства были дополнены ст. 35-1 "Прослушивание телефонных и иных переговоров". Впервые в процессуальном порядке было разрешено прослушивание и звукозапись переговоров, ведущихся по телефонам и другим переговорным устройствам.
Первый закон, регламентирующий основы оперативно-розыскной деятельности на федеральном уровне, был принят в 1992 году. В этом законе наряду с иными оперативно-розыскными мероприятиями, предусматривалась возможность прослушивания телефонных и иных переговоров. Возможность этого оперативно-розыскного мероприятия была сохранена и после принятия в 1995 г новой редакции Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Процессуальное законодательство России (имеется в виду УПК РСФСР) не восприняло новеллу Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в части прослушивания телефонных и иных переговоров как следственного действия. Поскольку после распада Советского Союза, юридическая сила указанных Основ нередко подвергалась сомнению, статья 35-1 данного нормативного акта на практике применялась нечасто.
Только в 2001 г. в связи с ратификацией Российской Федерацией европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в УПК РСФСР была введена ст. 174-1, предусматривающая процессуальный порядок производства такого следственного действия как "Контроль и запись переговоров"1.
В УПК РФ 2001, г. (ст. 186) предусматриваются основания и процессуальный порядок контроля и записи переговоров, которые несколько отличаются от норм, предусматривавшихся ранее действовавшим уголовно-процессуальным законодательством.
Контроль и запись переговоров - следственное действие, сущность которого заключается в контроле и фиксации на основаниях и в порядке, пре-
1 См.: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // Рос. газета. 2001. 23 марта.
дусмотренном уголовно-процессуальным законом, на записывающие технические средства содержания переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных участников процесса, а также и других лиц с целью использования полученных сведений в качестве доказательств по уголовным делам1.
Согласно п. 141 ст. 5 УПК контроль телефонных и иных переговоров -прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм. Выше отмечалось, что осмотр и прослушивание фонограммы представляют собой самостоятельное следственное действие и частью контроля и записи переговоров не являются.
Поскольку сущность следственного действия - контроль и запись переговоров реализуется не непосредственно следователем, а соответствующими специалистами с использованием специальных технических средств, результаты же контроля и записи представляются следователю в виде фонограммы, некоторые авторы не без оснований сомневаются в процессуальном характере данного следственного действия и настаивают на его оперативно-розыскной сущности.
На этапе собственно контроля и записи рассматриваемое следственное действие по основным характеристикам, действительно, совпадает с прослушиванием телефонных и иных переговоров, предусмотренном законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Однако по субъектам и порядку инициирования, возможности следователя влиять на процедуру контроля и записи, а также по статусу полученных результатов действие, предусмотренное УПК, безусловно, имеет самостоятельный характер и отличается от оперативно-розыскного мероприятия.
Основные отличия заключаются в следующем:
1) контроль и запись переговоров как следственное действие возможно только по возбужденным уголовным делам, что гарантирует более обоснованное вмешательство в сферу конституционно охраняемых прав и свобод личности;
2) процедура принятия решения о контроле и записи переговоров предусмотрена уголовно-процессуальным законом, является относительно детальной, что выступает дополнительной гарантией обоснованности принимаемого решения;
3) инициатива контроля и записи переговоров как следственного действия исходит от должностного лица, осуществляющего производство по делу;
1 Формулируя определение рассматриваемого следственного действия авторы соглашаются с позицией Л.Г. Юриной и В.М. Юрина, о том, что сущностью следственного действия является именно контроль и запись переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи. См.: Юрина Л.Г., Юрин В.М. Контроль и запись переговоров. М., 2002. В этой работе представлен обзор основных точек зрения на понятие контроля и записи переговоров как следственного действия.
4) должностное лицо, принявшее решение о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении контроля и записи переговоров, имеет возможность влиять на продолжительность собственно контроля и записи;
5) допустимость результатов контроля и записи переговоров как следственного действия определяется действиями следователя, в то время как для оперативно-розыскного мероприятия необходимым условием является правильное вовлечение результатов в сферу уголовно-процессуального доказывания.
Так же как и при наложении ареста на почтово-телеграфные отправления сведения о фактах, полученные при контроле и записи переговоров приобретают доказательственное значение только после процедуры обязательного следственного действия -осмотра и прослушивания фонограммы. Последнее в свою очередь является не частью контроля и записи, а представляет собой самостоятельное следственное действие.
Посредством рассматриваемого следственного действия контролироваться и записываться могут лишь переговоры, ведущиеся с использованием технических средств связи, а именно: переговоры, ведущиеся по проводной связи (телефон, селектор и др.), радиосвязи, радиотелефонной (радиотелефонная, сотовая) связи; по каналам волоконно-оптических и беспроводных линий связи.
Разговор, происходящий при непосредственном контакте собеседников с помощью данного следственного действия фиксироваться не может. Для решения этой задачи необходимо использовать возможности оперативно-розыскной деятельности.
Фактическое основание контроля и записи переговоров может быть двух видов.
Во-первых, это наличие достаточных данных (доказательств с учетом оперативно-розыскной информации), дающих основание полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этом случае для осуществления контроля и записи переговоров фактическое основание должно сопровождаться обязательным условием: осуществление производства лишь по делу о тяжком или особо тяжком преступлении.
Во-вторых, наличие доказательств, свидетельствующих о воздействии на свидетеля, потерпевшего или их близких родственников, родственников или близких лиц посредством угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. В этом случае тяжесть преступления не является фактором, подлежащим обязательному учету.
При наличии фактических оснований по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях контролироваться и записываться могут переговоры не только подозреваемых и обвиняемых, но и любых других лиц, в том числе и не имеющих процессуального статуса.
Юридическое основание может быть различным в зависимости от вида фактического основания. Так, при наличии достаточных данных по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях о возможности получения сведений, имеющих значение для дела, посредством контроля и записи переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных лиц юридическим основанием следственного действия является судебное решение. Следователем выносится согласованное с прокурором постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст. 476 УПК, Приложение 89). В ходатайстве следователя находят отражение основания, по которым производятся данное следственное действие; фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные или иные переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления контроля и записи; наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи. В случае удовлетворения ходатайства следователя судья выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст. 477 УПК, Приложение 11). Следует отметить, что хотя постановление называется "о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров" в резолютивной части предусматривается возможность отказа в даче разрешения, что, конечно, является примером несовершенства законодательной техники.
В случае если фактическим основанием выступают сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников или близких лиц, контроль и запись переговоров могут быть осуществлены по письменному заявлению указанных лиц, т.е. без судебного решения по постановлению следователя. Однако при отсутствии такого заявления в случае необходимости следственное действие производится по судебному решению.