III. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМИН




II. ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ

Теперь, после технического отступления, перейдём к творческой составляющей вашего, ещё пока не снятого, шедевра. Первое, что вы должны определить для себя, ЧТО вы хотите снять? Если у вас уже выработана привычка, брать камеру и просто нажимать кнопку REC, то эта книга не для вас. Снимать застолье с родственниками или очередной выезд на природу можно и без знаний. Нынешнее оборудование даёт возможность почувствовать себя оператором даже младенцу: схватил видеокамеру, направил на объект, и поехали… Что из этого выйдет, и так понятно – прыгающая картинка, невнятное бормотание «актёров» и ещё много чего такого, что вам потом захочется просто стереть с кассеты. Но если вы планируете сделать фильм, красивый и интересный, необходимо заранее продумать варианты подачи материала. Для начала задайте себе вопросы: а) оно мне надо? Может просто посидеть и получить удовольствие от события? б) зачем оно мне надо? Не будет ли потом кому-нибудь стыдно, за своё поведение? А ещё очень часто бывает, что человек, впервые увидевший себя на экране телевизора, чувствует себя глупо и не в своей тарелке. Особенно критически относятся к себе женщины: им не нравится свой голос, внешний вид. Это необходимо предвидеть заранее и быть деликатным при работе на съёмочной площадке. в) кому это надо кроме вас? Будет ли интересно смотреть ваше произведение другим людям? Такая ситуация типична для съёмок свадеб и юбилеев. Заказчикам кажется, что им необходима каждая минута торжественного вечера. Когда приходит долгожданное время смотреть фильм о себе любимом, выясняется, что Иван Петрович говорит слишком много и не по делу, Марья Ивановна никак не может пробраться к виновникам торжества со своим «самым важным и нужным поздравлением» и т.д. и т.п. В общем, ощущение зря потерянного времени и расходного материала. Навряд ли вас потом поблагодарят за такую работу.

Резюмируя всё вышесказанное, вам необходимо продумать заранее все ходы, которые вы будете использовать во время съёмки; решить, какие кадры вам необходимы будут при монтаже. Постарайтесь построить драматургию вашего фильма, выделить основные моменты, на которых будет строиться эта самая драматургия. Постарайтесь стать на время режиссёром. Что для этого надо? Сформулируйте на бумаге идею вашего фильма. При этом постарайтесь отвлечься от замечаний, которые могут у вас возникнуть, пустите свою мысль в свободное парение. Попробуйте скомбинировать сценарий, не привязываясь к одной дате, которая для вас является съёмочным днём. Попробуйте в своих размышлениях свести воедино вещи, которые в обыденной жизни могут быть не совместимыми. Например, попробуйте обдумать, а что было до этого, что привело к сегодняшней дате. А потом додумайте, что будет потом, в результате события. Попробуйте на бумаге поменять эти события местами, перекомпануйте информацию: будет это интересно? Первые кадры должны привлечь к себе зрителя с первой секунды и не отпускать до титров «Конец».

И вот у вас на бумаге появляется определённый план построения сюжета. Вы уже можете для себя решить, нужны ли вам досъёмки каких-то планов. Они могут быть нужны для перебивок, а может быть, этим кадром вы можете подтвердить слова человека на экране. Возможно, что этот кадр станет подводкой к событию. Подсъёмки на самом мероприятии тоже будут необходимы при монтаже, но о них мы поговорим позднее.

III. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМИН

А сейчас мы перейдём к некоторым терминам, которые нам с вами необходимы для лучшего понимания друг друга во время подготовки к съёмкам и непосредственно для работы. Эти термины используются и профессионалами.

· съёмочный кадр или план – любой участок исходной видеоленты, с записью от нажатия кнопки REC ( RECORD, запись ) до паузы; следующее нажатие - начинается следующий съёмочный кадр.

· монтажный кадр или план – элемент смонтированного видеофильма - то, что осталось от съёмочногокадра после того, как его “подрезали” и вставили в нужное место.

· объект – это место съёмки (улица, квартира, пляж и т.д.). Имеет ещё одно значение – персонаж, действующий в кадре. Объект съёмки- “главный герой” кадра, должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Прежде всего, зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещён. «Главный герой» - не обязательно человек.

· исходные материалы (исходники) – материал, записанный непосредственно видеокамерой.

· мастер-кассета – кассета, на которую монтируется фильм. Сейчас чаще «сбрасывают» материал на компакт-диски или DVD, но и этот термин вам необходимо учитывать.

· трансфокатор – это такая «штучка», которая находится на камере, и которой так любят «баловаться» начинающие «съёмщики» гоняя картинку туда – обратно, т.е. приближая и удаляя кадр.

· расходный материал – входит в комплект камеры: кассеты (в том числе и запасные), аккумуляторные батареи.

Термин “план” имеет еще одно значение – это изображение определённого масштаба или крупности. Видеопланы – это различные по крупности объекты. Этот термин операторы вводят для того, чтобы говорить на «одном» языке. Все виды планов выбираются относительно средних размеров человека. Даже если в кадре нет человека, мы всё равно можем соизмерить с его габаритами величины снимаемых объектов.

· сверхкрупный план или деталь – кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос, или нос и рот, или только руки), какой-нибудь небольшой предмет или его фрагмент (зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре и т.п.);

· крупный план – кадр, в котором голова человека занимает почти всё место;

· 1-й средний план – человек по пояс (голливудский план);

· 2-й средний план – человек по колени (европейский план);

· общий план – человек в полный рост;

· дальний план – человек занимает очень маленькую площадь кадра.

У профессионалов есть такое правило: наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на приведённой выше шкале, через один. Например: крупный план монтируется со вторым средним, первый средний план с общим или сверхкрупным. НО, крупный план может монтироваться с деталью, а общий - с дальним.

Кадр(frame) - это один из 25 электронных кадров в секунду, это то, что вы отсняли между двумя нажатиями кнопки “REC”, от “старт записи” до “стоп записи”. Наиважнейшее правило любой съёмки звучит так: “держи палку!” Этот возглас раздается, когда начинающий оператор, измученный необходимостью одновременно следить за фокусом, диафрагмой и всем прочим, забывает выверить положение камеры относительно горизонта и “заваливает” вертикали. Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, складки висящей оконной гардины и т.д.

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Композиция кадра – это набор объектов в кадре, соответствующее следующим условиям: а) ни одна часть изображения не может быть изъята из кадра без причинения ущерба для целого; б) части изображения не могут меняться местами, не причиняя ущерба целому; в) ни один новый элемент не может быть присоединён без ущерба для целого.

Любой кадр рассказывает об одном или нескольких объектах съёмки: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с остальными, второстепенными объектами. Если в вашем кадре всё это «читается», тогда он «хорошо смотрится», то есть хорошо скомпонован. Следовательно, прежде чем нажать “REC”, определите объект или объекты съёмки, иначе и снимать не стоит. Что делать, если объектов в кадре не один, а несколько? Определите для себя, на каком из них, ваш взгляд, остановился в первую очередь, именно этот объект и нужно снимать в качестве «главного героя». Перед вами стоит задача: расположить объекты съёмки в пространстве кадра. Главный объект должен располагаться в центре кадра, так как именно на центр кадра зритель обращает внимание в первую очередь. Однако смещение объекта от центра играет огромную роль в обозначении взаимоотношений этого объекта с другими, находящимися в кадре.

Проведите опыт: переведите меню камеры с AF (AutoFocus) на Manual (ручная настройка), нарочно сделайте картинку не в фокусе, так чтобы всё изображение превратилось в цветные пятна разной величины. Если ваш видоискатель чёрно-белый, то подключите камеру напрямую к телевизору. Какое из пятен привлечет ваше внимание в первую очередь?

Если бы изображение было в фокусе, вы все равно обратите внимание на объекты в такой последовательности: сначала самый крупный, затем ваше внимание переключится на движущийся.Отсюда вывод: внимание зрителей будут привлекать в первую очередь крупные, движущиеся, ярко окрашенные, ярко освещённые объекты. Соответственно этим параметрам и следует располагать объекты в кадре и взаимно их «уравновешивать», смещая от центра. Но имейте в виду: любой кадр, в котором присутствует человек, строится по иным законам композиции.Человек в кадре всегда композиционно важнее любого неодушевлённого предмета.

И ещё, очень важно. Степень зрительного внимания к цвету объекта точно соответствует восприятию цветов уличного светофора: прежде всего красный(агрессия, опасность),затем желтый(нейтральное внимание)и, наконец, зеленый(всё в порядке). Зеленый ассоциируется у человека с естественными цветами (трава, листья деревьев). Красный – напротив, с тревожным, опасным (пламя, кровь). Зритель подсознательно «рассматривая» каждый сделанный вами кадр, обращает внимание на крупные и яркие световые и цветовые пятна, а уже потом идентифицирует, то есть «узнаёт» конкретные, знакомые предметы и явления. Чем крупнее, светлее и ярче – тем «главнее» оно в композиции!

С точки зрения геометрии, взаимное расположение объектов ближнего и дальнего планов подчиняется закону линейной перспективы. Поэтому всякий раз, снимая кадр с объектами по-разному удалёнными от камеры, мысленно накладывайте на картинку линии перспективы,лучиками расходящиеся из центра.

По глубине композиции самый главный объект - ближе всего к камере, второстепенные– подальше, а остальные, малозначительные, будут играть роль фона на дальних планах. Во время работы в детской телестудии, мои ребята очень хорошо использовали такие моменты. Например, во время съёмки шуточной программы «25 кадр», где две девочки играли роль женщин, знакомящихся с культурой и искусством в Уфе, отыгрывали момент изумления в таком виде: главная героиня – рассуждает на первом плане, а «экскурсовод» на её фоне (чуть левее) падает в обморок. Давая крупным планом лицо главного в кадре, оператор показал реакцию, в данном случае, второстепенного лица. На дальнем плане, после падения оказались танцующие дети, в гостях у которых были наши авторы. Но здесь есть одно немаловажное правило: чем сложнее композиция кадра, тем больше время нужно человеку для его полноценного восприятия. Поэтому, прежде чем снимать тот или иной кадр, вам необходимо мысленно проанализировать, насколько композиционно он «тяжел», то есть, нагружен обилием объектов и насколько сложно они взаиморасположены.

Говоря о фоне, обратите внимание, что камера замечает всё, в отличие от человека, который неосознанно отбрасывает то, что ему кажется неважным или просто не нравится. Например, снимая репортаж о граффити, мои корреспонденты не учли тот факт, что за красиво расписанной стеной оказался бетонный строительный забор, исписанный неприличными словами. Когда, при подготовке к монтажу мы просмотрели исходный материал, оказалось, что у нас получился «похабный забор при веселеньких картинках на стене». Примите за правило «чистить фон». Ищите такую точку съёмки, с которой не видно ненужных и компрометирующих объектов, которые отвлекают зрительское внимание от главного смысла съёмки и портят всё впечатление от фильма.

V. ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ

Итак, вы продумали мысль вашего шедевра, сделали письменные наброски и свои пожелания на время съёмки. Вы готовы стать великим оператором и решительно настроены на творческое воплощение своих гениальных задумок. Первое, что вам необходимо сделать – это… собрать свой съёмочный комплект. Что в него входит? Естественно, ваша видеокамера, не забудьте о штативе, без которого ваши крупные планы могут оказаться просто трясущимся видом окружающей вас среды. Неплохо запастись дополнительными аккумуляторами, которые вас спасут от незапланированных дополнительных переживаниях по поводу «сдохших батареек». Если у вас аккумуляторы новые, то желательно перед большой работой пару раз «прогнать» их по зарядке: отработать «до нуля» и снова зарядить. Современные аккумуляторные батареи, как правило, не имеют эффекта запоминания (количество заряда), но необходимо предусмотреть любые ситуации и вывести их на оптимальный режим.

Не менее важно не забыть и про кассеты, в том числе и запасные. Вам может показаться это смешным, но на моём веку не раз были случаи, когда на съёмочную площадку без кассет приезжали даже профессионалы. Это происходит из-за того, что кассета как само собой разумеющаяся часть камеры, но она в кассетоприёмник самостоятельно попасть не может. И ещё по кассетам. Не желательно использовать одну кассету для перезаписи более двух раз. Даже цифровые ленты имеют свой ресурс работы. Старая кассета даёт «выпадения» кадра и «запилы», которые на монтаже испортят вам всё настроение.

Если в вашем распоряжении есть микрофон, то вы просто счастливчик. Но обязательно проверяйте его перед выходом на съёмку. Некоторые звуковые аппараты используются с батарейками, проверяйте зарядку микрофона, иначе придётся звук писать «на пушку» (встроенный в камеру микрофон) и потерять в качестве.

До начала съёмки и при смене места работы необходимо сбалансировать камеру по белому (опция WB). Оператор должен всегда иметь тест-объект – лист белой мелованной бумаги, отражающий белый свет. Если предстоит натурная съёмка при солнечном освещении и в тени деревьев, то рекомендуется брать баланс по белому листу, находящемуся в тени.

Ну, вот вы, наконец, и прибыли на место съёмки вашего фильма. Сразу же учтите, что одна из главных черт неумелой работы с камерой – бесконечное ёрзанье кадра: “налево - направо”, “ближе - дальше”. Это является главной причиной неспособности оператора мысленно скадрировать сцену съёмки. Длина любого снятого плана должна быть не менее 6 секунд. Но, в принципе, она зависит от характера действия, которое фиксирует оператор. Необходимо иметь как минимум 6 секунд статичного изображения до и после «наезда» или «отъезда». Запомните, что трансфокатор используется только в тех случаях, когда «наезд» или «отъезд» дает возможность получить дополнительную, более детализированную информацию о происходящем. Помните, что это не технический, а творческий прием. Скорость изменения масштаба изображения при «наезде» или «отъезде» должна быть постоянной.

Не старайтесь снимать «на ходу», в расчете на то, что «что-нибудь да получится».Оказавшись у объекта, посмотрите вокруг: откуда его снимают другие. Учтите, что вашим зрителям интересен не только этот «богатырь на коне», но и всё, что его окружает – на какой площади он стоит, какие люди ходят вокруг. Сделайте несколько кадров так, чтобы «привязать» монумент к окружающей действительности. Старайтесь снимать поменьше банального, всеми много раз виденного. А уж если взялись за популярный объект съёмки, то будьте добры снять его не как все, а так, как его никто до вас ещё не снимал. Не поленитесь, не постесняйтесь остановиться и запечатлеть любую мелочь, если она привлекла ваше внимание.

При съёмке «с руки» или «с плеча» камера неизбежно будет дрожать, особенно при большом увеличении плана с помощью трансфокатора (короткий фокус). Такие кадры считаются операторским браком. Спинка кресла, стопка книжек на столе – это лучше, чем ничего. Если вы снимаете на улице, найдите стену здания или фонарный столб, о который можно опереться спиной – в этом положении вы будете более устойчивы. Если возможно, прислоните к такой неподвижной опоре саму камеру и прижмите её к опоре свободной (левой) рукой – так будет еще лучше. Также камера приобретает дополнительную устойчивость, если сесть на уличную скамейку и поставить её на колено. Когда вы снимаете «с плеча», выбирайте, по возможности, широкий угол объектива (длинный фокус), что позволит сделать менее заметными колебания от движения оператора. Имейте в виду, что «тряска» изображения скрадывается, если вы снимаете с плеча двигающийся объект или статичный объект с движения. Идеальный вариант, когда динамичны и объект съёмки, и оператор.

При длинной панораме с плеча положение ног должно быть в конечной точке. Другими словами: вы находите последний план панорамы, удобно ставите ноги, а потом «закручиваетесь» в исходное положение, если этого не достаточно, немного переступите от конечной постановки ног. Двигаться с камерой, менять ракурс лучше на общих планах. Идти необходимо мягко, как танцору или кошке, с носка на полную ступню. Изменять угол съёмки, особенно с нижнего ракурса, может помочь небольшой шток, который крепко укрепляется на короткой рукоятке камеры. Вы как бы удлиняете ручку камеры в сторону объектива, это помогает перехватить камеру ближе к объективу, и тем самым изменить наклон камеры.

Настоящий штатив для видеокамеры стоит дорого, но только с помощью тяжелого и неудобного, к сожалению, штатива с шарнирной головкой можно «чисто» отснять панораму. Со штативом вы можете снимать отличные статичные (неподвижные) планы.

 

VI. НАТУРНЫЕ СЪЁМКИ

Если съёмка предстоит на натуре, необходимо предусмотреть защиту камеры от возможного дождя, пыли или снегопада (чехлы). При съёмке под горячими лучами солнца имейте при себе белую ткань, чтобы накрыть камеру, предохраняя ее от перегрева.

Теперь поговорим о натуре. Натура – это всё, что не есть специальная декорация для съёмок. Как её снимать? Начнём с самого сложного, с леса. Лес в кадре обычно выглядит невыразительной пёстрой массой разных оттенков зелёного цвета. Загадочные чащи и кущи на экране превращаются буквально в непонятную бурую кашу, а идиллическая опушка, с которой хоть картину пиши, выглядит как однообразный частокол древесных стволов с веточками. Видеоизображение не передает объём, а мы, обладая стереоскопическим зрением, привыкли видеть мир объёмно. Строя натурный кадр, необходимо подчеркнуть этот объём, проработать все доступные планы глубины кадра. Объекты первого, самого ближнего, плана должны быть немного нерезкими, но узнаваемыми (ствол ближнего к вам дерева, ветка, куст, стебли высокой травы). Фон не должен быть плотным и однородным (стена деревьев), постарайтесь найти такую точку, откуда эта стена деревьев будет не сплошной, а с промежутками, сквозь которые видны дальние деревья. Фон, так же, должен быть не в резкости, используйте для этого специальный режим «PORTRAIT» или вручную поставьте большое значение «IRIS» и малое «SHUTTER». Естественное освещение сцены (солнце) – лучше всего, если сбоку – так оно будет освещать сцену съёмки рельефно. Если солнце будет у вас за спиной, то в кадре как раз и окажется пёстрая каша веселых оттенков. Очень хорош на натурных съёмках туман, он потрясающе подчеркивает глубину композиции, объёмность кадра. Не снимайте объект на фоне ярких плоскостей (светлое небо, яркое окно, белая освещённая стена и т.п.). Паразитный свет, попав в поле зрения объектива, окажется причиной бракованного изображения («заплывут» контуры объекта). Кроме того, при работе в автоматическом режиме интенсивный поток света заставит диафрагму прикрыться, и изображение главного объекта приобретет искаженный светотональный характер (вплоть до силуэта).

Значащие, «работающие» объекты натурного кадра располагайте на «втором слое» глубины кадра, тогда они зримо окажутся «внутри», между немного нерезкими объектами первого плана и фоном, тоже немного размытым.

Такие же правила действуют и в отношении других объектов, менее сложных в подаче материала. Планы по крупности необходимо менять для лучшего восприятия вашей творческой мысли. Старайтесь снимать монтажно (мысленно монтируя сюжет), чтобы во время обработки материала на монтажной линейке в компьютере ваши планы ложились гармонично и обосновано.

Городская натура предложит вам бесконечное разнообразие сцен съёмки и бесконечное количество разного рода помех. Вы, наверное, слышали о людях, которым удалось разбогатеть или сделать «с нуля» блестящую карьеру, оказавшись с видеокамерой «в нужном месте, в нужное время». Действительно, уникальная хроника дорогого стоит, поэтому, если вы предчувствуете «горящее» событие - держите камеру наготове! А если ожидаемое приключение начало разворачиваться у вас на глазах - жмите “REC” и снимайте, пока не «сдохнет» аккумулятор или не кончится кассета! Поэтому:

* если предметы или люди впереди вас заслоняют происходящее, оглянитесь и найдите естественное возвышение, с которого всё будет видно;

* в течение этого события всегда найдется несколько секунд, минута, а то и полчаса, чтобы перевести дух, проверить техническое состояние камеры и её готовность к дальнейшей работе;

* в какой-то момент съёмок скажите себе: «Стоп! Это я уже снял, пора менять точку». Осмотритесь, и попытайтесь предугадать ближайшее развитие события в плане того, где вам выгоднее расположиться так, чтобы всё было «как на ладони»;

* соотнесите ценность кадров, которые вам (может быть) удастся снять, со степенью риска, каковой обычно сопровождает участие в «горящем» событии или хотя бы наблюдение за ним.

Снимите место действия, детали, имеющие отношение к теме сюжета, жанровые сценки. Такой материал обогатит изобразительный ряд сюжета. Ваш острый взгляд оператора заметит нечто, могущее спровоцировать возникновение или развитие того самого горящего, снять которое вы, как оператор, мечтаете. «Подтолкнуть» такое событие или подождать, пока «само начнется», а может, предотвратить его – это, разумеется, исключительно ваше личное дело, но... Всё же, помимо, интересных видеокадров в этой жизни, есть еще и совесть. Могу привести пример из своей работы главным редактором на кабельном телевидении «Петергоф». Творческая группа возвращалась со съёмок и по дороге увидела, как из одного дачного домика начал валить дым. Как истые журналюги, они не могли упустить такой прекрасный шанс осветить, в прямом смысле, горящее событие. Разобрав камеру и установив её, они начали снимать сюжет для программы «Дежурный выезд». Заодно стали брать интервью у проходящих мимо людей, которые стали звонить в пожарную службу. В общем, к приезду пожарных домик благополучно разгорелся и также благополучно догорел во время тушения. Таким образом, в эфир вышел сюжет по горячим следам, хозяева остались без дачи, а наши журналисты – с чувством выполненного долга написали замечательный закадровый текст. Если бы они сразу вызвали пожарную команду, то не только бы сняли актуальный сюжет, но и получили благодарность за спасённую собственность от хозяев дома. Кроме того, выполнили бы свой гражданский долг. Об остальном, догадайтесь сами.

 

VII. РАКУРС

Мои ученики часто задавали вопрос, как выбрать удачный ракурс. Что ж, рассмотрим и этот вопрос. Поставьте камеру на землю, приподнимите объектив, чтобы не ложиться рядом с камерой, а просто нагнуться, и заглянуть в видоискатель, это будет кадр, снятый «с нижнего ракурса». Сильный ход – съёмка с верхнего или нижнего ракурса. Достаточно совсем немного изменить «точку зрения» камеры и содержание, смысл кадра меняются совершенно, с точностью до «наоборот»! Например, в одном американском специальном репортаже о военно-морской базе, мешающей местным жителям, оператор снимал интервью с аборигенами с несколько нижнего ракурса, а ответ офицера – с верхнего. На экране это выглядело, как довлеет над жителями положение заложников военной базы. Таким образом, оператор и режиссёр смогли показать положение противоборствующих сторон. Только в своей работе обратите внимание вот на какой аспект, женщины очень не любят, когда на экране видят себя с двойным подбородком. Часто это происходит из-за невнимательности оператора, не обращающего внимание на такие «мелочи», а для дам – это целая трагедия. При съёмке женщин старайтесь камеру держать так, чтобы объектив был примерно на уровне лба, хотя для правильной съёмки людей, камеру, обычно, настраивают на уровень между подбородком и бровями.

Сколько на свете операторов, столько и способов снять один и тот же кадр. Ведь съёмка, как род деятельности, есть способ самовыражения – можно нарушать любые правила и каноны, лишь бы снятые вами кадры передали ваши ощущения оттого, что вы снимаете! Однако, обратите внимание, именно «нарушать», а не «пренебрегать» или, того хуже, «не знать». Сначала нужно все-таки овладеть этими самыми канонами, а уж потом... Оригинальное композиционное решение возможно лишь тогда, когда автору доступно его грамотное стандартное решение. Никогда не пересекайте линию взаимодействия объектов съёмки (линию общения героев). Кадры, снятые с такими ошибками, не будут монтироваться, так как нарушатся пространственные ориентиры. Вместо встречного движения (встречных взглядов) объекты будут двигаться (смотреть) в одну и ту же сторону.

Кадр и его композиция – это основа всех ваших будущих видеосъёмок. Если этот «кирпич» будет с трещиной или пропущен, то и всё «здание» неминуемо развалится – зрители лишь пожмут плечами. Чтобы такого провала не произошло, нужно очень немного: приучить себя смотреть на каждый снимаемый вами кадр «со стороны». Хорошо ли такое решение кадра? Есть ли решение лучше? Существует и такой принцип зрительского восприятия: современный человек неосознанно ассоциирует рассматриваемый им кадр со страницей книги и, как бы, «читает» его в том порядке, в каком читает что-либо написанное или напечатанное. Это выглядит примерно как от 1 к 4: в первую очередь человек обращает внимание на левую верхнюю часть картинки, а в последнюю очередь его «мысленный взор» достигает её правого нижнего угла. Например, правильно снимать взлетающий самолет из левого нижнего угла экрана к верхнему правому, а проезжающую машину – из верхнего левого к нижнему правому.

Часто используемые виды съёмок людей во время беседы:

1) два кадра из-за плеча одного из собеседников и с более дальней дистанции. То время, в течение которого гость не говорит, а слушает и не видно губ собеседника, можно использовать при монтаже вопросов;

2) обратная точка съёмки. Обычно такой кадр снимается уже после того, как гость покинул место интервью. Для этого камера снимает на среднем крупном плане. Собеседник во время этой съёмки «задаёт» те же вопросы, что и во время беседы;

3) кивание головой (или прочие знаки внимания между собеседниками) может быть снято так же. Собеседник внимательно слушает ответ своего визави. Эти кадры могут быть использованы при монтаже для «перекрытия» склеек, когда монтируются два разных ответа;

4) перебивки и панорамы могут быть использованы для иллюстрации ответов, которые указывают на какие-то детали, а также перекрытия не монтажных склеек. Это довольно эффективный прием, но не переусердствуйте – зрители должны регулярно видеть главного героя, особенно, сразу после того, как его представили зрителям.

5) попросите героя попозировать, посмотрите на разные по крупности планы и убедитесь, что композиция вас устраивает.

6) Обдумайте, какой план вам нужен в начале интервью и не хотите ли вы перейти на более крупный план во время одного из вопросов. Лучше всего менять крупность планов во время одного из вопросов, достаточно длинных, чтобы хватило времени на переход.

Снимайте набор разномасштабных кадров: от самого общего до деталей. Избегайте съёмки человека очень крупным планом. При такой композиции герой изолирован от окружающей среды, становятся заметны дефекты кожи лица, и существует опасность, что, двигаясь, объект выйдет из зоны резкости или за рамки кадра. Никогда не выключайте камеру, если действие, которое вы снимаете, не закончено. Например, если герой вошел в кадр, он должен или выйти, или остановиться. Если человек открыл дверь и входит в здание, дверь за ним должна закрыться. Если микрофон находится в кадре, следите, чтобы он не занимал главенствующее место в композиции (не был ярко освещен, не перегораживал часть лица человека, не занимал большую часть картинной плоскости).

В соответствии с «Декларацией о правах человека», каждый человек имеет право на собственное изображение. Никого нельзя рисовать, фотографировать и снимать без личного разрешения изображаемого, даже если речь не идет о последующей публикации данного изображения. Некоторые люди на деле реализуют своё право на изображение. Известные политики, звезды эстрады и кино, крупные бизнесмены и просто агрессивно настроенные граждане применяют весь арсенал средств против съёмки: от судебного разбирательства и преследования до вырывания кассеты из камеры, а иногда и вплоть до разбивания самой камеры, а также лица оператора. Поэтому, будьте внимательны во время съёмок и не забывайте о взаимоуважении. Это важно для автора и оператора.

В заключение. Оператор должен быть уверен, что он не забыл снять достаточное количество перебивок, а также общие планы того места, где велась съёмка. Например, после съёмки основного материала нужно показать, как выглядит здание (привязка к местности), где происходило событие, и саму улицу. Если действие происходило в помещении, то рекомендуется снять вывеску с его названием. Если снимался эпизод с возложением венка к памятнику, то нужно снять надпись на ленте и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: