ФИЛОСОФИЯ
Две линии в античной философии:
o Материализм (Демокрит + Левкипп)
o Идеализм (Платон)
Демокрит создает атомистическую теорию. Демокрита и его последователей называют атомистами. Они создают картину мира, как саморазвивающейся системы, не нуждающейся во внешних источниках развития.
Все состоит из атомов и пустоты. Атомы – бытие. Атомы разнообразны по форме и находятся в постоянном движении и взаимодействии. Пустота – небытие. Это пространство, которое наполнено движущимися атомами.
· Атомы – основа, субстанция.
Атомистическая теория существовала до расщепления атомы на кварки
Система Платона – объективный идеализм.
Субстанцией мира (основой мира) является «Мир Идей».
· «Мир Идей» - духовное начало, из которого начинается мир, в котором живет человек.
«Мир Идей» имеет свою классификацию:
o Идеи живой природы
o Идеи неживой природы
o Идеи существования человека
o Идеи предметов, которые создает человек
o Идея Блага (Вершина «Мира Идей»)
Идеи = эйдосы.
Материя = хора. Материя бесформенная, бескачественная.
Демиург = творец, Бог. Демиург при помощи эйдосов и хоры создает этот мир.
Идеи присутствуют в вещи. Вещь стремиться к своей идеи.
Следующий раздел в философии Платона – Гносеология.
Любая вещь – тень идеи.
Человек живет в мире теней. Его чувства искажают суть объектов, процессов окружающего мира. Так как они лишь частичное неполное воплощение идей.
Истина находится в мире идей. А постичь ее человек может только разумом.
Идеи – вечны и совершенны. Неуничтожимы. Воплощаются в другую материю и воплощаются в вещи.
Академия Платона была лучшей школой. Люди стремились туда попасть и получить там «образование».
|
Первый подлинный философ – Аристотель. Его труди «метафизика» означало «то, что после физики».
«Платон мне друг, но истина дороже»Аристотель. Аристотель критик Платона. Не согласен с миром идей.
Этика (от слова ЭТОС) – учение о морали и нравственных отношениях.
Александр Македонский – воплощение идей Платона.
Ликей – школа Аристотеля.
Аристотель говорит, что существует 4 причины создания мира:
o Материальна
o Формальная
o Действующая
o Целевая
Материя пассивна. Форма активна.
Материя – возможность того, действительностью чего станет форма.
Философия средних веков
ü Основные черты
ü Патристика
ü Схоластика
ü Спор о универсалиях
Черты:
o Теоцентризм (Theos – Бог)
Нахождение бога в центре мироздания
o Креационизм (Творить, создавать – creation)
Бог создал и живую и неживую природу. Он творец.
o Провиденциализм
Бог управляет всеми процессами. И управляет судьбой отдельно взятого человека.
Теология стоит на первом месте в средневековой философии.
· Теология – комплекс священных текстов, трактующих суть христианского вероучения.
В них предпринимается попытка расшифровать смысл религиозных догматов.
· Теология – всезнания о Боге.
Философия становится служанкой Богословия.
Патристика
4-9вв.
Отцы церкви обосновывают новое христианское вероучение. Философия Платона – фундамент для этого обоснования.
Яркий представитель патристики – Аврелий Августин (или Августин Блаженный).
Два главных произведение Августина: «Исповедь» и «О граде Божьем».
|
Мир состоит из двух позиций, по Августину: Мир Земной и Град Божий.
Необходим метод аллегорического толкования, для расшифровки догм философов, предложил Кентерберийский Ансельм.
Познание проходит через откровения. Ибо мир будет порождать новые желания, похоти. А откровения поможет познать истину человеку.
Патристику можно назвать творческим периодом.
Схоластика
Схоластика (школа) – школьно – университетская дисциплина.
Схоластика 9-14вв.
В этот период появляются все известные университеты.
Схоластика – формально-логическое обоснование христианского вероучения, четкая систематизация нового миропонимания.
Теряет свой творческий характер, так как нет ничего нового, все жестко: Бог – создатель. Теоретические споры о понятиях и терминах.
Систематизатором средневековой схоластики является Фома Аквинский. Он выдвигает доказательство бытия Бога. Центральной проблемой является проблема веры и разума.
Через веру можно понять все.
Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств бытия Бога:
1. Все движимо. Перводвигатель – Бог.
2. Причина. Все имеет свою причину. Все взаимосвязано. Первая причина – Бог.
3. Необходимость и случайность. Все проявляет некоторую необходимость, которой является Бог.
4. Степени качеств. Окружающий мир имеет множество качеств. Высшее совершенство это Бог.
5. Цель. Все движется к определенной цели. Бог задает всем цель.
Фому Аквинского причислили к лику святых. Его произведение «Томизм» стало основой католицизма. Основа современного католицизма – «Неотомизм».
|
Для современной философии характерен спор о универсалиях.
· Универсалии – общие понятия.
Спор об универсалиях
o Реализм.
Общие понятия до вещей и вне вещей.
o Номинализм.
Общие понятия реальны.
o Концептуализм.
Универсалии – концепты, которые мы в своем уме приписываем отдельным вещам.
Философия Эпохи Возрождения
Конец 14-16 вв.
После нудного тысячелетия, где был спор о универсалиях, «просыпается» человек. Человек становится центром проблем. Возвращение к античным ценностям.
Появление городской культуры. По-новому рассматривается ремесла.
Философия тесно переплетается с гуманитарной культурой.
Черты:
o Антропоцентризм.
Человек – центр мироздания.
o Антисхолостический характер.
Попытка сбросить с себя формально-логический панцирь.
o Гуманизм.
Образованный, человечный. Разворачивается как социальная практика. Все ради человека.
o Пантеизм.
Все – Бог. Растворение Бога в природе.
Центральная фигура – Николай Кузанский.
Человек – творение Божие. Можно менять и совершенствовать природу человека. Человек – подобие Бога. Подобие заключается в том, что человек – творец.
Человек – малый мир. Окружающий мир – универсум. Максимальный мир – Бог.
Человек может преобразовать не только свой мир. Человек способен изменять свою природу творчеством.
Бог в свернутом виде содержит в себе все потенциальные возможности развития мира.
Мир – это развернутый Бог.