К числу немецких классических философов относят:
o Эммануил Кант (1724-1804)
o Фридрих Шеллинг (1775-1854)
o Иоган Фихте (1762-1814)
o Георг Гегель (1770-1831)
После них пошли Л. Фейербах и К. Маркс.
Фейербах понял, что вначале идея, затем действие.
В творчестве Канта разделяют два периода: докритический и посткритический. Он создает труды, которые называются: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»;
«Критика способности суждения».
Главная проблема, которую ставит Кант – развитие в природе. «Всеобщая история и теория неба» является свидетельством его размышлений. Здесь он выдвигает теорию о происхождении солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности. Он убежден, что солнечная система не существовала вечно и не была создана всевышнем, а образовалась естественным путем.
Он говорит о самопроизвольном процессе мироздания. Утверждает, что существую разные миры, которые находятся на разном уровне развития.
После Канта, спустя столетия Лаплас доказал теорию Канта о происхождения солнечной системы. Появилась Канта-лапласовская гипотеза.
Во втором периоде творчества Канта он познает мир с помощью трех вопросов:
o Что я знаю? Что я могу знать? (Вопросы познавательной деятельности)
o Что я должен делать? (Вопрос нравственности)
o На что я могу надеяться? (вопрос веры)
Кант разрабатывает сложную гносеологическую конструкцию. Все человек познает в опыте.
Процесс познания включает 3 уровня:
o Чувственное познание
o Рассудочное познание
o Разумное познание
Посредствам чувств предметы нам даются. Посредствам рассудка они мыслятся. Разум направлен на рассудок и с опытом не связан.
Хотя знания возникают из опыта, это не значит, что все знания возникают опытным путем. Опыт, хоть он никогда не заканчивается, не дает человеку всеобщее знание. Тогда Кант вводит понятие «вещь в себе». Под это понятие подходит весь окружающий мир. Эти вещи существуют субъективно. Независимо от человека и порождают ощущение, но остаются непознанными. Разумом нельзя понять «вещи в себе». Т.е. этот мир выходит за пределы опыта человека.
|
· Трансцендентный мир – мир, за пределами нашего опыта.
Человек своими ощущениями отражает воздействия мира на него. Но Кант опровергает это. Все ощущения – внешние параметры мира. «Вещь в себе» - внутренняя сущность вещи, которая никогда разумом не будет познана.
Кант говорит, что наши чувства отражают мир лишь в явлении. Лишь отдельные проявления сущности.
Отсюда появляется агностицизм – непознаваемость мира.
Все знания разделяются на два вида:
o Апостериорные
Знания, которые человек получает в опыте. Эти знания недостоверные, предположительные. Каждое его положения нужно проверять опытным путем. Это опытное знание не всеобщее.
o Доопытные (априорное знание)
Существует в разуме изначально и требует опытного доказательства. Это знание достоверное, всеобщее и необходимое. Например, «все тела протяженные» или «жизнь человека протекает во времени».
До восприятия предмета существую чистые представления, которые являются основой всякого опыта.
Кант считал, что доопытные идеи организуют наш опыт, организуют знания о мире.
Кант выделяет 12 априорных форм суждения: Единство, Множество, Причинность,
Возможность, Существования, Необходимость, Отрицание и т.д.
|
· Антиномия человеческого разума – противоречия
После он переходит ко второй своей книги «Критика разума». «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы о них размышляем. Это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Человек, как часть природы, подчиняется природным законам. Он от них зависим, а как нравственное существо свободен. Человек подчиняется лишь нравственному закону, императиву.
· Императив – форма повеления. Заповедь, обязательная для всех.
Кант в своей этике вводит понятие «Категорический императив». Поступай так, чтобы правила твоего поведения было правилом поведения для всех. Кант утверждает, что в основе нравственности лежит добрая воля человека.
Нравственный поступок не прагматичен. Не требует награды и не дает славы.
Был веден Кантом такой термин как «Практический императив». Поступай так, как в лице другого употреблялось как цель и никогда как средство.
Так же Кант говорит о пороках, которые свойственны человеку. Главная обязанность – сохранение своей жизни и здоровья. К порокам относит – самоубийство, пьянство и чревоугодие. На второе место ставит правдивость, честность, искренность, собственное достоинство и добросовестность. И пороки, к сим добродетелям – ложь, злословие, раболепие (прислуживаться унижая свое собственное достоинство) и высокомерие.
· Любовь – удовольствие от счастья других (По Канту)
Основные положение философии Гегеля:
Философская система – объективный идеализм.
|
Первооснова мира – абсолютный дух. Существует до природы и до человека как чистая мысль.
Абсолютный дух – динамичная и саморазвивающаяся субстанция. Благодаря саморазвитию духа мир находится в постоянном развитие.
Развитие – не простой количественный рост, а сложный противоречивый процесс.
В ходе саморазвития абсолютная идея отчуждает от себя природу.
Природа – отчужденная форма абсолютного духа. Человек получается в ходе саморазвития природы. В схеме нет создателя.
Абсолютный дух |
Самосознание
Природа |
Человек |
Системообразующим принципом является принципе триады. В каждом явлении можно выделить три стадии:
o Тезис – Начало любого развития
o Антитезис – Происходит отрицание тезиса и переход в противоположность
o Синтез – Соединяет первые два момента в новом качестве, возврат к якобы старому
Два вида отрицания:
o Зряшное отрицание (Абсолютное отрицание)
Полное уничтожение предшествующей фазы.
o Диалектическое отрицание
Отрицание с сохранением всех положительных качеств объекта, обеспечивающих его дальнейший рост.
В саморазвитии абсолютной идеи Гегель выделяет три этапа. Создает 3 части своего учения:
o Логика
Идея существует в форме чистых логических сущностей (тезис).
o Философия природы
Идея отчуждает себя в природу (антитезис).
o Философия духа
Идея возвращается к себе в обществе, сознании человека, в разных социальных связях и отношениях. Она познает себя и существует в разных формах конкретного духа (синтез).
История у Гегеля рассмотрена как процесс восхождения духа по ступеням свободы. Свобода интеллектуальной мысли и духа.
История проходит три стадии:
o Восточный мир
Для восточного мира характерна деспотия. Свободен один, сам деспот.
o Античный мир (Древняя Греция и древний Рим)
Демократия и аристократия. Некоторые свободны.
o Германский мир
Характерна истинная монархия. Все свободны. Каждый осознает свою духовную сущность. Свое предназначение.
В трех высших формах самосознания абсолютного духа завершается всемирная история. Мировой дух осознает себя в следующих формах:
o Искусство
Дух созерцает себя в чувственных образах.
o Религия
Дух переживает себя в самоуглубленных преставлениях.
o Философия
Дух мыслит себя в научных понятиях.
Логика Гегеля представляет собой закономерное движение понятий, выражающих содержание абсолютной идеи и этапы ее саморазвития. Началом служит чистое бытие. Бытие не вечно. Оно должно возникнуть. Бытие возникает из небытия. Это происходит как становление.
· Становление – диалектический процесс возникновения какой либо вещи из исходных предпосылок.
· Возникновение – переломное состояние, когда вещи как определенной целостности еще нет, но и нельзя сказать, что ее вообще нет.
Становление – единство бытия и небытия. Это неустойчивое беспокойство, которое переходит в некоторый спокойный результат.
Восстановление через становление. Уничтожение через снятие.
Снятие – сохранить, сберечь. Ничто не исчезает бесследно, а служит материалом для появления нового.
· Отрицание – не одномоментный акт, а бесконечный процесс, в котором сохраняются все жизнеспособные элементы для созидания нового.
Качество – отличает вещи друг от друга. Внутренняя определенность вещи.
Количество – внешняя определенность вещи.
Количество проявляет качество.
· Синтез качества и количества является мера.
Нарушение меры меняет качество. Превращает одну вещь в другую. Мера – граница качественной определенности объекта. Как только мера нарушена, объект переходит в новое свое качество.