Зарождение русской философии относиться к 11 веку.
К середине 19 века сформировалось 2 направления:
o Западничество (Чичерин, Грановский, Боткин)
Будущее России – продолжение реформы Петра I. Ликвидация крепостного права и развитие правового гос-ва на Руси.
o Славянофильство (Хомяков, Кошелев)
Русский народ самобытный, высоко духовный. Стремление к коллективизму и взаимопомощь, соборность. Выступают за отмену крепостного права и восстановление Земских Соборов.
Следующее направление – Русская религиозная философия. Главный представитель – Владимир Соловьев. Главная идея в его философской системе – идея всеединства. Философия всеединства.
Суть идеи: В основе всеединства 3 субъекта (Бог, ум-логос, София-душа). Необходимо максимально сблизиться с Богом. Цель исторического процесса – наполнение человека духовностью по мере развития общества; воплощение идеи Бога человеческого. Идеал – Иисус Христос. Человек должен стремиться к цельному знанию. Цельное знание – единство философии, религии и науки.
Следующий представитель Николай Бердяев. Продолжатель Владимира Соловьева. Главная проблема в его философии – философия творчества. Мир и человек созданы божественным творением, но дальше они развиваются сами, без участия творца. Здесь появляется проблема творческой природы человека и его творческих возможностей. Бердяев говорит о преобладании свободы человека над его природным бытием. Бог не контролирует свободу человека. Свою свободу человек реализует в творчестве, которую воплощает во всех видах деятельности. Тем самым он развивает творческую природу и сближается с Богом.
Далее следует Материалистическая философия. Яркие представители – Белинский, Чернышевский. Суть в том, что ее представители опирались на взгляды Гегеля, Маркса. Высказывают радикально-демократические идеи. Их интересует политическая философия. Также их интересы связаны с искусством, как способом отражения действительности.
|
Еще одно направление – русский космизм. Представители: Федоров, Циолковский, Вернадский. Федоров противопоставляет идею личного спасения и общего спасения. Идея о самоценности жизни человека и об освоении всей вселенной. Эти идеи подхватывают Циолковский и Вернадский.
Вернадский разрабатывает идею ноосферы. Идея заключается в том, что с деятельностью людей связана ноосфера, следующая за биосферой (сфера разума). Со сферой разума они связывали будущее цивилизации.
Современная западная философия 20 в.
Этот период совершенно отличается от всех предыдущих. Нет никакой целостности. Характерен плюрализм (разнообразие) школ и направлений.
Есть два направления:
o Сциентизм
Мировоззрение, для которого характерна положительная оценка тех социальных последствий, которые несет НТР. Главная задача: Обслуживание бурно развивающейся науки. Относятся разные школы: позитивизм; пост-позитивизм; неопозитивизм; критически рационализм (К. Поппер); теория научных революции (Т. Кун); научный материализм; структурализм.
o Иррационализм
Присутствует отрицательная мировоззренческая позиция относительно научного и технического прогресса. Выделяют проблему неравномерности технического и духовного прогресса. Результат неравномерности – это духовный кризис человечества. Высказываются пессимистические прогнозы будущего человечества. Главная проблема: заброшенный и потерянный в современном техническом мире человек. В своем познании человек опирается не на научный факты, а на интуицию, эзотерические знания, сны и глюканы, суеверия и верования. Не все проблемы поддаются научному объяснению.
|
Философия жизни. Самый яркий представитель Ницше. До Ницше был Шопенгауэр.
Психоанализ. Представители – Фрейд, Юнг, Фромм.
Экзистенциализм. Представили – Хайдеггер, Ясперс (Немецкий); Жан Поль Сартр, Камю, Марсель (Французский).
Прагматизм. Появилась в начале 20 в. (Pragma – делать, действия). Представители: Пирс, Джейм, Дьюи. Приходят к выводу, что опыт человека включает в себя ощущения, эмоции, религиозные переживания, сновидения. Т.е. поток сознания. Знания не имеют объективного характера, содержания. Их нужно оценивать с точки зрения их полезности. Истинно то, что полезно, что выгодно, что приносит успех. А различные идеи и знания лишь средства достижения их собственных субъективных целей.
Антология
· Бытие – всеобщая, универсальная способность существовать.
Формы бытия:
o Предметно-вещественное бытие объектов природы
Все объекты живой - неживой природы. Объекты материальной культуры. Предметы, созданные человеком, для удовлетворения потребностей своих и чужих.
o Бытие общества (социальное бытие)
Нормы и ценности. Объективные законы развития общества.
o Бытие человека
o Бытие духовной культуры (духовных ценностей)
Все научные знания. Существуют в материализованной форме. Технологии, научный труд.
|
Философское понимание материи
· Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая существует вне и независимо от человека и отображается его ощущениями.
С физической точки зрения выделяют два вида материи: Вещество и Поле.
· Вещество – совокупность микрочастиц, макроскопических тел и космических систем, обладающих массой покоя.
· Поле – материальная среда, объединяющее все объекты в системы большего порядка.
Материя абсолютна, несотворима и неуничтожима. В мире нет ничего кроме движущейся материи и ее многообразных свойств и проявлений.
Исторические формы развития материи:
o Неживая материя
Все объекты неорганической природы.
o Живая материя
Все объекты способные к саморазвитию и самоуправлению, саморазмножению.
o Социальная материя
Все соц. системы. Человек, все его связи и отношения, общество в целом.
Свойства материи:
o Субстанциональность
Материя – первооснова всего.
o Неисчерпаемость
Возможность перехода материи на новые уровни.
o Неуничтожимость
o Самодвижение
Внутренняя причина саморазвития.
· Движение – это всякое изменение вещей и процессов.
Свойства движения:
o Объективность
Происходит вне человека и его сознания.
o Всеобщность
Нет объектов, лишенных движения. Движение – способ существования материи.
o Несотворимость и неуничтожимость
o Абсолютность
5 форм движения материи:
o Механическое движение
Перемещение тел в пространстве
o Физическое движение
Движение молекул
o Химическое движение
Движение атомов
o Биологическое движение
Развитие белковой формы жизни
o Социальное движение
Высший уровень движения. Саморазвитие общества.
Сейчас добавлены некоторые новые движения. Например, геологическое, ядерное.
Между видами движения существуют два вида связи:
o Генетическая
Высшая форма движения возникает на основе низших как синтез низших форм.
o Структурная
Высшая включает в себя низшие формы, но не сводятся к ним. Не утрачивает своей специфики.
Пространство и время.
o Субстанциональная концепция.
Начало берет от Демокрита. Сформулирована в классической физике Ньютона.
Пространство и время – самостоятельные сущности. Существуют независимо друг от друга. Не зависят от материальных процессов. Пространство и время абсолютны. Пространство и время не зависят ни от времени, ни от материи, ни от движения. Время течет одинаково. Оно абсолютно. Течение ни от чего не зависит. Время лишь определяет порядок следования и длительность существования объектов и процессов.
o Реляционная теория
В наиболее развитой форма она была изложена в неевклидовой теории Лобачевского и Римана. Исключили понятие об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Обосновали зависимость пространства и времени и их свойств от характера движения материальных систем.
Единство пространства и времени проявляется в движении материи.
Дали возможность сформулировать понятие единства мира.
Единство мира состоит в том, что все существующие объекты и явления – это различные виды и свойства движущейся материи.
Свойства пространства:
o Протяженность
o Однородность
o Изотропность (Равноправие всех возможных направлений пространсва)
o Трехмерность
Свойства времени:
o Длительность
o Однородность (Равноправие всех моментов времени)
o Одномерность
o Необратимость