Коммерческий риск связан обычно с финансовыми проблемами организаторов туризма, банкротством или обычным мошенничеством.
В апреле 2003 года туристы (правильнее сказать — потенциальные туристы), приехавшие получать документы, билеты и турпутевки в офис туристской компании на Лесной улице в Москве, обнаружили только растерянную секретаршу, сообщившую, что весь коллектив туроператора накануне уволен, а руководство со всеми полученными деньгами скрылось в неизвестном направлении. Всем представителям агентств и туристам были выданы уведомления, в которых данная турфирма сообщала о невозможности оказания (уже оплаченных) услуг и обещала погасить все долги до октября 2003 года. Учитывая опыт предыдущих подобных событий, компенсировать убытки агентствам и туристам, скорее всего, будет некому. Необходимо отметить, что данная турфирма успешно в свое время получила лицензию от Департамента туризма, этим же департаментом отмечалась как одна из лучших и тем не менее сумела продать путевок в Египет более чем на $100 000.
Исчезновение фирмы коллективно или индивидуально бухгалтера с руководителем с полученными деньгами под фальшивые туристские путевки — самый простой и хорошо апробированный способ мошенничества. И этот нехитрый способ продолжает повторяться в крупных туристских центрах по десятку раз в год. Так, в 2002 году руководитель фирмы «Медина-туре» (Израиль) внезапно для сотрудников и клиентов исчез, предварительно сняв со счетов фирмы все средства.
Наибольшая частота таких громких дел имеет место в чартерных перевозках, когда в аэропорту в пункте отправки или, что хуже, за рубежом, зависают многие сотни туристов.
|
Происходит это чаще всего на праздничные дни, когда спрос на туры за рубеж очень высок. Либо туроператор не заплатил, либо авиакомпания разорилась. Для туриста же результат в этой ситуации всегда один — сорванный отдых, нервотрепка, финансовый ущерб и потеря времени. Бывает, что турфирмы терпят убыток из-за собственного неверного стратегического планирования. Так, в феврале 2004 года для туроператоров египетского направления наступили черные времена. Избыток авиаперевозки и общее снижение спроса на Египет привели к падению цен на предлагаемые турпродукты. Можно было поехать в Хургаду в «три звезды» всего за $69 на восемь дней. Таким образом, компании, зараннее проплатившие блоки мест на самолетах и в гостиницах, пытались спасти хотя бы что-то.
Также туризм сталкивается с другими проблемами. Одна из них — эпидемия атипичной пневмонии (SARS). Очаг эпидемии в 2003 году был зарегистрирован в Южном Китае и Гонгонге. Туристы, по сути дела, помогли разнести инфекцию по другим странам. Были приняты беспрецедентные меры по ограничению туристских и деловых поездок в этот регион. Правительство Италии приостановило действие Шенгенского соглашения в связи с угрозой SARS. Наибольший убыток понесли авиакомпании восточных направлений, потерявшие до 40% объема перевозок. Жертвой даже не самой атипичной пневмонии, а связанной с ней паники, стали морские круизы, запланированные на посещение портов Юго-Восточной Азии.
Абсолютным рекордсменом в области снижения цен в форс-мажорных ситуациях считается Турция. В 1999 году этой стране не повезло дважды: сначала курды, мстящие за своего лидера, пообещали расстреливать каждого второго иностранного туриста, потом туриндустрию добило землетрясение. Поездки в Турцию в то время для россиян были бесплатными в прямом смысле этого слова — владельцы отелей даже приплачивали смельчакам по $100. Правда, потом они наверстывали упущенное, требуя по $20 за стакан воды.
|
Примерно в этот же период Египет также пережил период глобального падения цен — после того как террористы взорвали туристские автобусы в Луксоре. Тогда поездки на российском рынке предлагались за $100—150. Россияне буквально спасли местную туриндустрию, так как охотно отправлялись в дешевые путешествия, в то время как пугливые европейцы массово оставались дома. Надо сказать, что рекламные акции со снижением цен помогают не всегда. Так, Таиланд в 2003 году, в разгар эпидемии атипичной пневмонии, снизил цены на поездки более чем вдвое (фактически оплачивалась только стоимость перелета). Однако поток туристов на этом направлении восстановился только в 2004 году.
Коммерческие риски возможны также в связи с забастовками рабочих и служащих, перманентно повторяющимися из года в год. Так, в 2002 году в декабре состоялся обычный ежегодный workshop для туроператоров в Эйлате (Израиль). Именно в эти дни была объявлена всеобщая забастовка служащих авиакомпаний и аэродромных служб. Многие работники туризма на «своей шкуре» испытали проблемы туристов в экстремальных ситуациях. Примерно такая же проблема возникла в 2002 году — во время знаменитого венецианского карнавала бастовали служащие железной дороги.
|
Возможен и технический риск. Сломался самолет, заменить другим лайнером нет возможности, службы авиаперевозок не заказали воздушный коридор, лайнер не пускают в страну по причине шумности двигателей и многое другое. Неблагоприятные метеорологические условия заставляют туристов сутками томиться в ожидании на аэродроме.
Туристы, следующие в краткосрочный тур на 5—8 дней, весьма чувствительно относятся к неудобствам и утрате одного-двух дней отдыха. Так, на майские праздники 2003 года в Москве при отправке авиационных чартеров с туристами произошло пять инцидентов. Четыре из них — по техническим и организационным причинам перевозчиков. 26 апреля 2003 года рейс в Хур-гаду из Москвы авиакомпании «Евразия» был отложен на 18 часов по причине неисправности лайнера ИЛ-86. Большую часть времени иногородние туристы провели в салоне самолета без надлежащих удобств и обоснованно подали претензии.
Для компенсации возможных вышеуказанных коллизий в цивилизованных странах предусматриваются финансовые гарантии деятельности туроператоров и перевозчиков. Обычно для туроператоров гарантия ответственности составляет от 50 до 250 тыс. USD. Наиболее разумно такую гарантию требовать не от всех туроператоров, а от заказчиков чартера (консолидато-ров) и самих перевозчиков, поскольку частота возникновения рисков именно по их причине высока.
К техническим неувязкам в путешествии можно также отнести не связанную с криминалом потерю (хорошо, если временную) своего багажа. Происходит это по вине технического персонала аэропортов и вокзалов пунктов отправки, пересадки или прибытия. Конечно, багаж может быть застрахован, и, таким образом, ущерб в какой-то мере будет компенсирован, но отдых будет однозначно испорчен.
В качестве примера можно привести характерный случай с известным поэтом-бардом Юрием Лозой. Прилетев на недельный отдых в Хорватию, он так и не получил своего чемодана. Чемодан ему вернули там же, где он его и сдавал — в аэропорту «Домодедово» уже после возвращения. Примечателен комментарий всей этой истории пострадавшей стороной: «...я очень люблю свою страну, но иногда сильно ненавижу ее отдельных представителей».
Если пропал багаж. Нужно найти представителя авиакомпании, на самолете которой вы летели, и заполнить специальную форму PIR (Property Irregularity Report). He стоит сразу же настаивать на денежной компенсации морального ущерба. Авиакомпании, согласно законодательству, не обязаны платить возмещение за опоздавший багаж. Тем не менее многие из них выплачивают одноразовое возмещение пассажирам, которые находятся далеко от дома. Сумма и форма этих выплат варьируются. Большинство авиакомпаний старается не выплачивать денег первые 24 часа. По статистике в 95% случаев потерянный багаж находится в течение этого времени.
После 14 дней отсутствия багаж считается потерянным и пассажиру выплачивается компенсация. По Варшавской конвенции обязательная минимальная сумма составляет $22 за килограмм, и перевозчики очень редко платят больше. В случае частичной пропажи вещей из багажа пассажиру на практике очень сложно вернуть свою потерю.
По нормам международных авиаперевозок авиакомпания обязана при задержке на 4 часа дать своим пассажирам бесплатное питание, при задержке более чем на 8 часов — размещение в отеле с трансфером.
Хартия туризма, принятая на VI сессии Генеральной ассамблеи ВТО в 1985 году, требует обеспечивать безопасность туристов и их имущества посредством превентивных мер и мер защиты. Обязанности участников туристского процесса, в том числе и по обеспечению безопасности, изложены в принятом ВТО в 1999 году Глобальном этическом кодексе туризма.