Данные, приведенные в задании, являются условными. Приветствуется выполнение задачи на реальных статистических данных, представляющих практический и теоретический интерес.
Выполните эконометрическое моделирование стоимости квартир в Московской области.
Варианты для самостоятельной работы, наименования показателей и исходные данные для эконометрического моделирования стоимости квартир в Московской области приведены в таблицах 1 – 3.
Таблица 1
Варианты для самостоятельной работы
| Номер варианта | Исследуемые факторы | Номера наблюдений |
Y,
| 1–40 | |
Y,
| 1–80 | |
Y,
| 1–40 | |
Y,
| 1–80 | |
Y,
| 1–40 | |
Y,
| 41–80 | |
Y,
| 1–40 | |
Y,
| 1–80 | |
Y,
| 1–40 | |
Y,
| 41–80 |
Таблица 2
Наименования показателей
| Обозначение | Наименование показателя | Единицы измерения |
| Y | Цена квартиры | тыс. долл. |
| Город области | 1 – Подольск, 0 – Люберцы |
| Число комнат в квартире | |
| Общая площадь квартиры | кв. м |
| Жилая площадь квартиры | кв. м |
| Этаж квартиры | |
| Площадь кухни | кв. м |
Таблица 3
Исходные данные для эконометрического моделирования стоимости квартир
| № наблюдения | Y | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 |
| 70,40 | 51,40 | ||||||
| 82,80 | |||||||
| 64,50 | |||||||
| 55,10 | |||||||
| 184,60 | 83,90 | ||||||
| 32,20 | 17,90 | ||||||
| 65,00 | 8,30 | ||||||
| 169,50 | 16,50 | ||||||
| 60,65 | 37,80 | 12,10 | |||||
| 70,96 | 65,70 | 36,90 | 12,50 | ||||
| 39,50 | 42,00 | ||||||
| 78,90 | 49,30 | 16,90 | 13,60 | ||||
| 64,50 | |||||||
| 93,80 | |||||||
| 123,5 | 107,50 | 67,50 | 12,3 | ||||
| 55,2 | 48,00 | 15,30 | |||||
| 95,5 | 80,00 | 50,00 | 12,5 | ||||
| 57,6 | 63,90 | 31,50 | 11,4 | ||||
| 64,5 | 58,10 | 34,80 | 10,6 | ||||
| 83,00 | 46,00 | 6,5 | |||||
| 73,40 | 52,30 | ||||||
| 45,50 | 27,80 | 6,3 | |||||
| 32,00 | 17,30 | 6,6 | |||||
| 65,20 | 44,50 | 9,6 | |||||
| 42,10 | 40,30 | 19,10 | 10,8 | ||||
| 135,00 | 72,00 | 35,00 | |||||
| 39,60 | 36,00 | 18,00 | 8,6 | ||||
| 57,00 | 61,60 | 34,00 | |||||
| 80,00 | 35,50 | 17,40 | 8,5 | ||||
| 61,00 | 58,10 | 34,80 | 10,6 | ||||
| 69,60 | 83,00 | ||||||
| 250,00 | 152,00 | 13,3 | |||||
| 64,50 | 64,50 | 30,50 | 8,6 | ||||
| 125,00 | 54,00 | ||||||
| 152,30 | 89,00 | ||||||
| 38,00 | 41,90 | 9,5 | |||||
| 62,20 | 69,00 | ||||||
| 125,00 | 67,00 | ||||||
| 61,10 | 58,10 | 34,80 | 10,6 | ||||
| 32,00 | 18,70 | ||||||
| 57,20 | 27,70 | 11,3 | |||||
| 107,00 | |||||||
| 81,00 | |||||||
| 92,50 | 89,90 | ||||||
| 75,00 | |||||||
| 36,00 | |||||||
| 72,90 | |||||||
| 8,5 | |||||||
| 130,50 | 9,8 | ||||||
| 59,20 | |||||||
| 69,50 | 49,50 | ||||||
| 32,80 | 18,90 | 5,8 | |||||
| 32,00 | 18,00 | 6,5 | |||||
| 86,90 | 97,00 | 58,70 | |||||
| 32,80 | |||||||
| 71,30 | |||||||
| 20,5 | |||||||
| 18,50 | |||||||
| 7,5 | |||||||
| 7,5 | |||||||
| 70,30 | 58,10 | 34,80 | 10,6 | ||||
| 81,10 | |||||||
| 155,00 | |||||||
| 108,40 |
Задания:
1. Рассчитайте матрицу парных коэффициентов корреляции. Оцените статистическую значимость коэффициентов корреляции Y с каждым из факторов.
2. Постройте поле корреляции результативного признака Y и наиболее тесно связанного с ним фактора.
3. Рассчитайте параметры парной линейной регрессии для фактора, наиболее связанного с Y.
4. Оцените качество полученной модели через коэффициент детерминации, среднюю ошибку аппроксимации и F -критерий Фишера.
5. По модели п. 3 осуществите прогнозирование среднего значения показателя Y при уровне значимости
, если прогнозное значение фактора составит 80% от его максимального значения. Представьте на графике фактические, модельные значения и точки прогноза.
6. Используя пошаговую множественную регрессию (метод исключения или метод включения), постройте модель формирования цены квартиры на основе только значимых факторов (
). Дайте экономическую интерпретацию коэффициентов модели регрессии.
7. Оцените качество построенной модели. Улучшилось ли качество модели по сравнению с однофакторной моделью?
8. Дайте оценку влияния значимых факторов на результат с помощью коэффициентов эластичности,
коэффициентов.
Расчеты следует выполнять, используя мастер функций и пакет «Анализ данных» табличного процессора Excel. К каждому заданию дополнительно необходимо приложить распечатки результатов его выполнения в программе VSTAT.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дисциплины «Эконометрика»
Литература
а) основная:
1. Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
2. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012, 2014.
б) дополнительная:
1. Костюнин В.И. Эконометрика. Тексты лекций (часть 1). Учебное издание для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 Экономика». – М.: Финансовый университет, 2012 (имеется на портале Финуниверситета).
2. Костюнин В.И. Эконометрика. Тексты лекций (часть 2). Учебное издание для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 Экономика». – М.: Финансовый университет, 2012 (имеется на портале Финуниверситета).
3. Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Орловой. – М: Вузовский учебник, 2014.
4. Орлова И.В. Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие по решению задач. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
5. Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Орлова И.В. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Федосеева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
Электронные ресурсы
1. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов. – URL: https://repozitory.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
2. Электронно-библиотечная система (ЭБС) (доступ через интернет-репозиторий образовательных ресурсов). – URL: https://repozitory.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
3. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: https://window.edu.ru. Доступ свободный.
Программное обеспечение
1. Электронная таблица Excel MS Office.
2. Программа обработки статистических данных VSTAT.
Содержание
| Введение | |
| 1. Методические указания по выполнению и оформлению домашнего творческого задания. Критерии и баллы текущего контроля | |
| Часть 1. Комплексная задача | |
| Часть 2. Тесты | |
| Часть 3. Комплексная задача типа кейс-стади | |
| Учебно-методическое и информационное обеспечение |
[1]Баллы за ДТЗ выставляются только по результатам собеседования и зависят от качества объяснения студентом приведенных решений заданий.
[2] Значок «○» предполагает возможность выбора единственного ответа, «□» означает выбор нескольких правильных ответов из нескольких предложенных.