Общие сведения о произведении




Аннотация

Номера

«Самсон»

Г. Генделя

Содержание

1. Историко-стилистический анализ……………..…………………………3

2. Музыкально-теоретический анализ……………………………………..11

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………...17

4. Исполнительский анализ…………………………………………………25

Литература…………………………...……………………………………28

 

Историко-стилистический анализ

 

 

Общие сведения о произведении

 

Оратория «Самсон» написананемецким и английским композитором Г. Генделем в 1742 году по трагедии «Самсон-борец» (1671) английского поэта Джона Мильтона (1608—1674). Либретто – Ньюберга Гамильтона. Основная идея оратории – трагедия героического подвига и самопожертво­вания, в которой личность поднимается в высшие, надличные сферы побуждений и поступков.

В основе сюжета оратории «Самсон» — библейская книга Судей Израилевых, ее четыре главы (13—16), повествующие о тринадцатом судье, бывшем «во дни Филистимлян двадцать лет». О рождении Самсона Маною и его неплодной жене возвестил ангел: «Ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян». «Назорей» – тот, кто давал обет не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело и не присутствовать на похоронах. Некоторые назореи посвящались Богу их родителями от самой колыбели и оставались таковыми до смерти (Самсон, пророк Самуил, Иоанн Креститель). Самсон был очень сильным и сила его была даром Божиим. Он мог победить любого и однажды растерзал льва как козленка. Он совершил немало подвигов, поражая всех небывалой силой, но его любовные истории заканчивались печально, а последняя любовь — к Далиле — привела к гибели героя. Далилу подкупили «владельцы Филистимские», чтобы она выведала источник силы Самсона. «И усыпила его на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его». Филистимляне схватили Самсона, ослепили, заковали в цепи, бросили в темницу, где он молол муку. На празднике в честь бога Дагона филистимляне издевались над пленником, а он, воззвав к Господу, сокрушил столбы, поддерживавшие дом, и все погибли под обломками. Израильтяне же похоронили Самсона с честью, восстали и возвратили свободу Израилю.

Краткое содержание

Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряет его тело, а душевные страдания терзают душу. Он вспоминает о том, что освободить свой народ суждено ему, слепому и беспомощному узнику. Однако он не смеет сомневаться в слове Божьем. В день праздника, посвященного Дагону, морскому божеству филистимлян, когда никто из язычников не работает, Самсону разрешено покинуть стены своей темницы и отдохнуть. Здесь его находят его друзья и пытаются утешить. Приходит старец Маной, отец Самсона. Он удручен жалким состоянием своего сына. Маной сообщает сыну о том, что собирается хлопотать у филистимлян о его выкупе.

Появляется красавица Далила: она раскаивается в том, что поддалась уговорам его тайну. Но ей двигала любовь: она боялась, что Самсон бросит её. Она обещает уговорить филистимских начальников, чтобы ей позволили забрать его домой: она станет ухаживать за ним и во всем угождать. Но Самсон не верит раскаянию Далилы и гневно отвергает её предложение. Далила, уязвленная отказом, отрекается от мужа и уходит. Появляется Харафа, исполин из филистимского города Гефа. Он насмехается над поверженным героем. Самсон, у которого закованы только ноги, вызывает хвастливого Гарафу на поединок, но тот не решается приблизиться к разгневанному узнику и уходит. Появляется служитель храма Дагона и требует, чтобы Самсон предстал на празднестве перед филистимской знатью и показал всем свою силу. Самсон, соглашается и верит, что этого хочет Бог Израиля, и предчувствует, что этот день покроет его имя или несмываемым позором, или неувядаемой славой. С Самсона снимают оковы. Вверяя себя Богу, Самсон прощается со своими друзьями и соплеменниками. Он обещает им ничем не посрамить ни свой народ, ни своего Бога и отправляется вслед за служителем.

Приходит Маной и рассказывает израильтянам, что есть надежда на то, что ему удастся выкупить сына. Его речи прерывает страшный шум и чьи-то вопли. Решив, что это радуются филистимляне, потешаясь над унижением его сына, Маной продолжает свой рассказ. Но его прерывает появление вестника. Он стал свидетелем последнего подвига Самсона. Вестник рассказывает о том, как Самсон, которого привели в театр, полный филистимской знатью, обрушил кровлю здания и вместе с врагами погиб под обломками.

 

«Самсон» - героико-эпическая трагедия. В оратории 3 части и увертюра. Особенности композиции:

1 часть – (29 эпизодов) экспозиция основных действующих лиц угнетенных израильтян и торжествующих победу филистимлян; обрисован главный герой Самсон; завязка драмы.

2 часть – (30 эпизодов) вводит новых героев (Далила, Харафа) и между ними происходит драматическое столкновение.

3 часть – (29 эпизодов) кульминация и трагическая развязка драмы.

Противопоставлены две силы:

1. побежденные израильтяне: ослепленный Самсон, его отец Маной, отрок Миха

2. торжест­вующие филистимляне: Далила, силач Харафа, жрецы Дагона.

Последовательное сюжетное развитие раскрывается в контрастном противопоставлении этих образных сфер, получающих различную музыкальную характеристику.

Литературныйтекст 26 номера:

Then shall they know, that He whose name
Jehovah is alone,
O'er all the earth but One,
Was ever the Most High, and still the same

 

Перевод литературного текста 26 номера:

Тогда они узнают,

Что Он, чьё имя Иегова,

Один-единственный над всей землей

был когда-либо Высшей Силой и ею остался.

 

Характер номера сдержанно-строгий, возвышенный, светлый. Хор израильтян передает своеобразные оттенки чувств страдающего в неволе народа, надежды и упования. Объективность эпического повествования, оптимизм народных верований не допускают внесения в музыку нот трагизма или мрачного отчаяния. Хор израильтян полон мужественного величия, мощного подъема героического воодушевления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: