Ораториальное творчество Генделя




Кантаты, оратории, страсти, антемы Г. Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное, монументальное звучание хора.

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя – Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство), а также много ярких, неординарных, противоречивых характеров.

Среди популярнейших сочинений Генделя – оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х – 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми – Иеремия, Джонатан – Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Особенности драматургии ораторийГ. Генделя:

1. В ораториях хор играетведущуюроль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравнится.

2. Участие хора диктует содержание. Речь в ораториях идет о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.

3. Герои ораторий не укладываются в традиционные представления о том или ином типе персонажа. Они сложные, противоречивые, порой непредсказуемые. Отсюда – и более свободные, разнообразные музыкальные формы.

В целом, «Самсон» являет собой образец синтеза оперно-ораториального стиля Генделя, сочетающего в себе эпическую, монументальную повествовательность и яркий драматизм в характеристиках персонажей и событий.

Милтон (Мильтон) Джон (1608 — 1674) - английский поэт и публицист эпохи английской революции. Воспитанный в гуманистической традиции Ренессанса, Милтон получил превосходное образование, позволившее ему проявить стихотворный дар на латыни и итальянском языке даже ранее, чем на английском. Однако с началом революционных событий, предсказывая историческую ситуацию более позднего времени, Милтон добровольно «наступил на горло собственной песне» и почти два десятилетия отстаивал публицистическим пером то, что считал делом народной свободы. Потерявший зрение и разочарованный единоличным правлением Кромвеля в конце 50-х гг. он отошел от политики и осмыслил бурные события, которым был свидетелем и участником, в героической поэме на ветхозаветный сюжет «Потерянный рай», а затем в «малом» новозаветном эпосе «Возвращенный рай». Влияние Милтона на английскую поэзию огромно, сравнимо с шекспировским. Будучи последним поэтом эпохи, отмеченной культурным двуязычием — на латыни и на национальном языке, Милтон передал английскому стихотворному слову достоинство античной поэзии, ее высокий строй в стиле и в звучании. С полнотой, не доступной ни одному европейскому поэту его времени, Милтон соединил поэзию с верой, философией, наукой.

Влияние Мильтона распространилось и на литературу других стран. Во Франции его влияние испытали Виньи и Ламартин, в Германии — автор «Мессиады» Клопшток.

Велико значение Мильтона для русской литературы. Нравственная высота поэта, его ненависть к тирании, преклонение перед героикой освободительной борьбы нашли среди русских литераторов горячее сочувствие. Поэма «Потерянный рай» пользовалась неизменной популярностью в демократических кругах русского общества. Радищев называл имя Мильтона рядом с именами «Омира (Гомера) и Шакеспера». Пушкин неоднократно с восхищением отзывался о Мильтоне в своих статьях и заметках.Среди наиболее известных произведений: «Потерянный рай», «Возвращенный рай», «Самсон-борец».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: